Как подорожали IT-сервисы для бизнеса
Редкая компания не использует зарубежные IT-решения для бизнеса. Платить в валюте становится всё дороже: в январе 2016-го доллар стал стоить больше 80 рублей. Потом рубль немного укрепился, но в пересчёте на национальную валюту цены на зарубежные сервисы всё равно выше, чем год и даже месяц назад. В таких условиях предпринимателям приходится выбирать — платить больше или переходить на российские аналоги.
«В моменты роста курса доллара до пиковых значений мы зафиксировали резкий всплеск новых заявок от желающих протестировать сервис — в среднем на 60%», — говорит директор по маркетингу ITSM 365 (сервис для автоматизации работы службы поддержки и ИТ) Пётр Бойцов. Российские компании не всегда готовы удовлетворить потребности бизнеса, привыкшего к продуктам мировых лидеров. «Бизнес скорее уволит неэффективных сотрудников или сократит рекламный бюджет, но вряд ли откажется от любимых сервисов. Вести дела на пальцах уже не хочется», — говорит руководитель отдела продвижения Startpack.ru (система поиска и сравнения облачных сервисов) Станислав Романов. «Секрет» выяснил у российских предпринимателей, как они относятся к росту цен на зарубежные сервисы, и посчитал, как подорожали самые популярные решения.
Алексей Поспехов CEO ICONIC
Как и все, мы активно используем платные опции TeamGantt, Basecamp, Google Apps, Dropbox. За Slack ещё не успели заплатить. Оплачивали мы всегда по месяцам, хотя, конечно, нужно было оформить подписку на 12 месяцев (а лучше — на 24!). Ни одна из этих компаний не изменила в меньшую стоимость тариф для России, более того, Google продает свои В2В услуги через реселлера в РФ, и тот постоянно что-то довыставляет нам в счета. Я не знаю, на какие аналоги можно перейти, думаю, их просто нет.
В целом доля затрат на сервисы у нас минимальная. Пострадали только те, у кого были серьёзные хостинговые мощности в Европе, с которых просто так перейти на хостинг в РФ не получится.
От чего мы действительно отказались, так это от подписки на Financial Times, которая стоит 40 фунтов в месяц (более 4000 рублей по текущему курсу). Я купил себе оптом подписку на The Economist и отписался от всяких левых бизнес изданий на айпаде. Рекомендую всем внимательно проверить привязанные к сервисам карты и возобновляемые подписки, а то рискуете, как я перед Новым годом, получить списание за три месяца (120 фунтов!) подписки на FT.com без возможности оспорить транзакцию.
Владимир Миролюбов CEO PLANO
К выбору инструментов для компании мы всегда подходили осознанно. Тот же Dropbox — вместо Business мы используем PRO-версию ($99/год), у которой нет ограничений пользователей на аккаунт и тот же функционал. Обсуждения и таск-менеджмент у нас весь в Trello, где мы используем бесплатный аккаунт, так как смысла платить за возможность вставлять стикеры и менять фон рабочего стола пока не видим.
Выросла стоимость хостинга DigitalOcean, который мы оплачиваем ежемесячно — $40. Но съезжать с него не будем, так как для нас важна стабильная работа и лояльное отношение к нам. То же с сервисом рассылок MailChimp, на который в месяц мы тратим $75. Хотя российские аналоги есть, переходить на них мы не будем, у них нулевая техподдержка, криво работающий функционал и абсолютное безразличие к пользователям.
Радует, что пока не подорожал Adobe Creative Cloud — компания держит для России цену в 299 рублей в месяц против $9.99 в месяц для США. Если поднимут, то расстроимся, но будем продолжать использовать — аналогов софта тоже пока не видим.
Александр Оникиенко CEO Take It
Ни одно российское такси не может функционировать без софт-обеспечения, которое преимущественно разрабатывается в России. Но мы предоставляем услуги как сервис по заказу такси, поэтому активно пользуется премиум-аккаунтами иностранных сервисов и программ. В частности, Take It пользуется облачным сервисом Digital Ocean, мы покупаем тариф за $80. Эквайринг сам определяет текущий курс доллара, и в последний раз мы заплатили за сервис 7 000 рублей (в декабре 2015), в то время как за год до этого – около 4 000 рублей (декабрь 2014).
Регистратор доменных имен GoDaddy, которым пользуются разработчики нашего программного обеспечения, также не менял цены на свои услуги в долларах. Однако локализованный русскоязычный сервис даёт цены в рублях и старается держать их на уровне начала 2015 года благодаря постоянным акциям и распродажам. Но всё равно, если в начале 2014 года мы покупали премиум-аккаунт Ultimate за 550 рублей (с минимальной скидкой около 100 рублей), то сейчас номинальная стоимость составляет 1 099 рублей, а по акции – 759 рублей.
Некоторые сервисы сами по себе становятся дороже. Приложение для создания мобильных интерфейсов в браузере Fluid UI с начала 2014 года подняло тариф чуть больше, чем на $10. В начале 2015 года стандартный пакет услуг стоил $275, теперь он стоит $288. В свое время мы заплатили около 16 000 рублей, сейчас мы бы потратили около 23 000 рублей!
Мы точно будем искать более дешёвые аналоги облачных сервисов в случае роста доллара до 110-130 рублей. После рубежа в 130 рублей — бескомпромиссно сменим облачный сервис. Разработчики предпочитают работать с нынешними техплощадками, однако сомневаемся, что они захотят за тот же продукт платить суммы в два раза больше.
Павел Козловский Генеральный директор Keepsoft
В числе валютных бизнес-сервисов, которые мы используем — Amazon Web Services, GitHub, Dropbox. Отказываться от них не собираемся, так как вопрос цены невелик, а переезжать на другие сервисы крайне трудоёмко. От чего мы отказались, так это от услуг части удаленных сотрудников, которые запросили проиндексировать оплату в пересчёте на максимальный курс доллара. Отказываться от покупки приложений в AppStore пока не приходится, а Google Play для Android, который использует большинство сотрудников, не так часто индексирует цены.
В год на IT сервисы мы тратим около $2000 на 5 сотрудников. С учётом помесячной оплаты за 2015 год это составило чуть больше 120 000 рублей в год (примерно по 2000 рублей на сотрудника в месяц). Переезд на российские аналоги мы проведём, если месячная сумма на компанию/сотрудника превысит 20 000 рублей и 4 000 рублей соответственно.
Фотография на обложке: Richard Drury via Getty Images