secretmag.ru
Технологии

Почему интернет-магазин «Сотмаркет» не выжил

Фактор Страха
История молодого предпринимателя Всеволода Страха вдохновляла всю Россию. Ещё будучи школьником он открыл интернет-магазин электроники «Сотмаркет». Через несколько лет он привлёк инвестиции от фонда IQ One, благодаря чему пресса его сразу записала в молодые миллионеры. По началу вроде бы всё шло хорошо. Оборот компании рос на десятки процентов в год и в 2014-м году составил 4,5 миллиарда рублей. Но компания так и не стала рентабельной. В прошлом году IQ One объединил её c другими интернет-магазинами холдинга — «Ютинет» и E96, а на днях выяснилось, что Страх ищет покупателя на свой бизнес. Сам предприниматель отказался комментировать причины неудачи, и мы попросили проанализировать ситуацию участников рынка и экспертов.

История молодого предпринимателя Всеволода Страха вдохновляла многих. Ещё будучи школьником он открыл интернет-магазин электроники «Сотмаркет», а через несколько лет привлёк инвестиции от фонда IQ One, благодаря чему пресса его сразу записала в молодые миллионеры. По началу вроде бы всё шло хорошо. Оборот компании рос на десятки процентов в год и в 2014 году составил 4,5 млрд рублей. Но компания так и не стала рентабельной. В прошлом году IQ One объединил её c другими интернет-магазинами холдинга — «Ютинет» и E96, а на днях выяснилось, что Страх ищет покупателя на свой бизнес. Сам предприниматель отказался комментировать ситуацию, поэтому мы попросили игроков рынка и экспертов проанализировать историю с «Сотмаркетом».

Леонид Довладбегян Директор интернет-магазина «220 вольт»

«Сотмаркет» изначально был очень слабым проектом. В нём было много трафика, и маркетологи создали хорошую партнёрскую программу, но он был изначально нерентабельным и жил не по средствам. Компании не удалось построить инфраструктуру. Офис и склады «Сотмаркета» — на это без слёз не взглянешь. Основная ставка была сделана на получение инвестиций, а не прибыли. Проекту однозначно нужно было искать нишу, налаживать отношения с поставщиками, получать от них маркетинговую поддержку и уже на этой базе делать обороты и строить инфраструктуру — склады, контактный центр нормальный, логистику.

Сейчас очевидно,  что инвестор разочаровался в «Сотмаркете» и сделал выбор в пользу других магазинов. Хотя у «Ютинета» такая же ситуация, это такой же мыльный пузырь. А вот Е96 — более серьёзный игрок. Он нишевался не с точки зрения товара, а с точки зрения региона. Управленческая команда там сильнее, чем в «Сотмаркете». Это единственный потенциально успешный проект холдинга.  

Недавно обсуждали новость о том, что «Сотмаркет» и «Ютинет» уходят в регионы. Но это невозможно в принципе. Всё, что есть у этих сайтов, — трафик. Если трафик московский, то нет никакого смысла переносить его в другой регион.

Уверен, что покупателя на этот бизнес найти удастся. Вопрос объёма денег. Не думаю, что сумма сделки составит $1 млн, как сейчас пишут в прессе. 20 миллионов рублей — красная цена. Покупателем станет бизнес, которые умеет зарабатывать в интернете и работать с трафиком. Может быть, какой-то маркетплейс, может быть, офлайновый игрок с соответствующими компетенциями.

Всеволод Страх — хороший парень, но я не верю в его будущее в бизнесе. Ему не хватает умения выстраивать отношения с людьми, менеджерского профессионализма и последовательности.

Тимофей Шиколенков Директор по маркетингу и развитию бизнеса компании «Аудиомания»

«Сотмаркет» — это проект, который продаёт всё для всех. Такие проекты плохо понимают свою целевую аудиторию, для них её, по сути, нет. Конкурировать они могут только по цене, потому что никакой дополнительной ценности в том предложении, которое магазин делает клиенту, нет. Это путь в демпинг, в потерю доходности бизнеса. 

Вторая проблема этого бизнеса — это инвестиции. Когда проект привлекает деньги, то инвестор начинает требовать быстрого роста. И магазин вынужден идти по пути увеличения продаж любой ценой. Получается конфликт интересов инвесторов и бизнеса, который был создан для получения прибыли. В итоге всё делается не для зарабатывания денег, а для того, чтобы побыстрее вырасти и провести ещё один раунд инвестиций и тем самым покрыть расходы.

Так что после того, как «Сотмаркет» привлёк инвестиции, бизнес превратился в мыльный пузырь. Думаю, что Всеволод найдёт покупателя на «Сотмаркет». Крупным ритейлерам получить такой объём трафика с настроенными каналами очень непросто. Трафика в России ограниченное количество, и когда компания выходит на определённый уровень, непонятно, где его брать дальше. 

Продажа компании в данной ситуации — совершенно правильный ход. Логично начать что-то новое абсолютно с нуля, основываясь на том опыте, который Всеволод получил, вместо того чтобы пытаться спасти компанию, которая получила удар по репутации. Всеволод — очень способный предприниматель. У него хорошая бизнес-хватка.

Нана Куликова Управляющий партнёр компании «Русинтернетком»

Вероятно, ошибка «Сотмаркета» была в стратегическом управлении. Но мне кажется, бизнес ещё можно спасти, если найти мощных партнёров с продуктами, рассчитанными на схожую целевую аудиторию. Но чтобы им было интересно поддержать бизнесмена, он сам должен их заинтересовать чем-то эксклюзивным, наработанным, открытым — возможно, связями, хорошими решениями, например складам/филиалам, по скидками от партнёров и поставщиков, технологиями, экономящими средства по логистике, и другим.

Александр Иванов Президент Национальной ассоциация дистанционной торговли

Ниша, в которой работал «Сотмаркет», очень забита, на ней сложно удержаться. В своё время все ринулись на рынок гаджетов, потому что продавать в интернете смартфоны или планшеты очень удобно, их удобно пересылать. Но сейчас упал спрос. И ситуация очень сложная даже у крупных игроков, хотя у них в отличие от «Сотмаркета» есть определённый запас прочности. К тому же рынок в начале падения. Продажи в некоторых сферах снизились на 30–50%. Эксперты говорят, что дно будет, когда общее падение составит 70–75%.

Думаю, сложная ситуация сейчас и у «Ютинета» с Е96. Не могу говорить, была ли идея объединения всех магазинов хорошей или плохой. Но надо понимать, что ситуация на рынке очень быстро меняется. Объединение началось ещё до кризиса.

Пока я не понимаю, кто может стать покупателем «Сотмаркета». Прозвучала сумма в миллион долларов, но трафик не имеет смысла покупать, имея такие деньги. Его в таких условиях вполне можно сгенерировать.

Майкл Тач Президент ритейлера «Связной»

Большинство онлайн-игроков на рынке техники и электроники убыточны. Они работают, наращивая объём продаж и оборот в расчёте на капитализацию в будущем и без особого акцента на прибыльность. На растущем рынке такая модель может быть оправданной. Сейчас, когда продажи техники снижаются, такая модель зачастую не срабатывает, и мы видим, как достаточно крупные компании вообще уходят с рынка. Подобное произошло и с «Сотмаркетом», особенно учитывая, что компания в своё время сделала очень внушительные инвестиции в региональное развитие, а там они возвращаются ещё медленнее и влияние кризиса на падение продаж происходит быстрее, чем, скажем, в Москве.

Учитывая реалии сегодняшнего рынка, поиск покупателя будет не слишком простым. Во-первых, в этом году большинство компаний очень сдержанно относятся к инвестициям и запуску новых проектов, предпочитая заниматься внутренней эффективностью. Кроме того, у крупных игроков, у которых есть ресурс для покупки и управления подобным проектом, уже есть собственные проекты, которые они достаточно успешно развивают — а возможность объединения их собственных проектов и бизнеса «Сотмаркета» в какой-либо конфигурации аналогична, по сути, новому проекту, который требует ресурсов — и денежных, и человеческих.

Фотография: Franck Robichon/EPA