Когда я в 2010 году устроился в «Аэрофлот» вторым пилотом, зарплаты были на уровне. Например, я получал больше 150 000 рублей в месяц. Компания дала мне возможность расти, за два года я прошёл все этапы подготовки и стал командиром воздушного судна. Зарплата выросла на 40%, но пришлось много работать: к положенным 80 часам в месяц все КВС брали ещё 10 сверхурочных. 90 часов в месяц —максимальная разрешённая нагрузка.
Из компании я ушёл в 2016 году. Решился, потому что изменилась экономическая ситуация в стране. Мне приходилось всё больше ущемлять свои потребности. Кроме того, хотелось развиваться. В Vietnam Airlines меня привлекла интересная маршрутная сеть (Китай, Мьянма, Камбоджа, Сингапур) и то, что авиакомпания летает на самых современных самолетах — Airbus A350. Зарплата — достойная.
Пилоты уезжали из России всегда — например, в Европу или в арабские страны. Сейчас главное направление — Азия. Массовый отток начался в 2015 году, когда обанкротилась компания «Трансаэро». Люди в один день остались без работы, и в России вакансий для них не было. Пилот ждать не может — квалификация теряется. Ребята приехали и поняли, что котируются на мировом рынке. За ними потянулись другие пилоты. Все едут с конкретной целью — накопить на квартиру, обеспечить себе пенсию, оплатить учёбу детей-студентов.
Больше всего пилотов-иностранцев набирают китайские авиакомпании, и именно они предлагают самые высокие зарплаты. Я уже завершаю свой контракт во Вьетнаме и собираюсь переехать как раз в Китай. В других азиатских странах платят примерно одинаково — не меньше $10 000 в месяц. При этом местным платят раза в два меньше, чем экспатам.
Контракты в Азии в целом более комфортные, чем в России. Оплата здесь не сдельная, как в «Аэрофлоте» и других российских компаниях, а фиксированная. При этом, если человек летает больше 80 часов в месяц, это считается очень серьёзной переработкой, и ему прилично доплачивают. Ещё один плюс состоит в том, что в Азии среднемагистральные воздушные суда летают в основном в дневное время. Если всё же придётся лететь ночью, мы с вероятностью 99% будем втроем: два командира и одни второй пилот. Поделим между собой время полета, и у каждого будет достаточно времени, чтобы отдохнуть.