secretmag.ru
Технологии

Как проявляется сексизм в российских компаниях

Ты — женщина, и этим не права
В большей или меньшей степени сексизм на работе проявляется во всех странах мира, как бы ни боролись законодатели за равенство полов. Причём, согласно исследованию аудиторской компании Grant Thornton International, в России, например, самая высокая доля женщин в руководстве — 43%. Для сравнения: в Соединённых Штатах и Испании — 22%, В Дании, Индии и ОАЭ — 14%, в Японии — 9. Отчёт Catalyst показал, что процент женщин на руководящих должностях растёт, но медленно, поэтому глобально равенства получится достичь не раньше 2060 года.

В большей или меньшей степени сексизм — предвзятое отношение к людям определённого пола (как правило, женского) — на работе проявляется во всех странах мира, как бы ни боролись законодатели за равноправие. Согласно исследованию аудиторской компании Grant Thornton International, в России самая высокая доля женщин в руководстве — 43%. Для сравнения: в Соединённых Штатах и Испании — 22%, Дании, Индии и ОАЭ — 14%, Японии — 9%. Отчёт Catalyst показал, что процент женщин на руководящих должностях в мире растёт, но медленно, поэтому глобально равенства получится достичь не раньше 2060 года.

Несмотря на успех некоторых стран по этому показателю, страдает другой — женщины получают меньшую зарплату по сравнению с коллегами-мужчинами на аналогичных, даже руководящих должностях. По данным отчёта The Global Gender Gap Report 2015 Всемирного экономического форума, в России этот разрыв составляет 30% — страна занимает 53-е место по уровню зарплатного неравенства.

Стереотипы есть не только у работодателей, но и у самих сотрудниц: GedHunter выяснил, что зарплатные ожидания женщин в России в среднем на 20–30% ниже, чем у мужчин. Опрос «Левада-центра» показал, что только 56% россиян хотят, чтобы женщины занимали высшие государственные посты наравне с мужчинами. 48% согласились, что продвижения по службе мужчинам добиться легче, а 54% вообще уверены, что мужчины в принципе способнее: в работе, зарабатывании денег и обучении.

В реальности участие женщин в бизнесе способно не только улучшить его состояние, но и поднять уровень всей экономики. Credit Suisse Research Institute выяснил, что компании с высоким процентом женщин в менеджменте демонстрируют более высокие показатели доходности, рентабельности и позиций на рынке. Сотрудники организации Mumpreneurs UK подсчитали, что 300 000 мам-предпринимательниц ежегодно обеспечивают экономику Великобритании около 7,4 млрд фунтов. «Секрет» узнал, с какими стереотипами женщины в России сталкиваются на работе и в бизнесе и как с ними мирятся или борются.

Ирина Райт
Основательница Coffee & Interview
1
В моей карьере был случай, когда мне предложили занять место уволившегося коллеги. Всё бы ничего, но все условия компенсации (зарплата, бонусы и оплата обедов) сократили на 35%. Коллега, на чьё место я претендовала, был моим близким другом, поэтому я знала условия его труда, о чём и сообщила руководителю, который предложил мне должность. Удивило меня не то, что компания поменяла условия (они имеют на это право), а реакция руководителя, который без тени смущения ответил: «Ну ты же девочка». Разговор был окончен, как говорила Тося: «С такими я не танцую».
Любовь Сазонова
Генеральный директор ABS-Video
2
У меня аналитический склад ума. Я училась в математическом классе, потом окончила Московский авиационный институт по специальности «комплексная защита объектов информации» и всегда работала в «мужских» сферах: была программистом, продавала автомасла. Потом устроилась в компанию, которая занимается установкой систем видеонаблюдения, наработала клиентскую базу и три года назад начала собственный бизнес. Сейчас я генеральный директор компании, мы занимаемся поставкой оборудования, проектированием, монтажными работами, обслуживаем системы безопасности (видеонаблюдение, охранная, пожарная сигнализация, системы контроля управления доступом). Новые знакомые удивляются, когда узнают, что я разбираюсь во всём этом и что я два года работала программистом. Все мои монтажники, клиенты и даже друзья в основном мужчины. Бывают разные ситуации. Однажды клиент пригласил меня в ресторан, дал понять, что я ему нравлюсь. Когда я рассказала ему, что у меня есть муж и ребёнок, наши с ним деловые отношения испортились. Он продолжает с нами сотрудничать, но уже не так активно, как раньше. Ещё один случай произошёл с новым клиентом. Я блондинка, к тому же приехала на встречу в красных сапогах, о чём сильно пожалела. Клиент окинул меня взглядом и сказал: «Да, не так я представлял себе директора компании по установке систем безопасности». Уже в беседе я доказала ему, что разбираюсь в теме, и он начал с нами сотрудничать.
Ольга Косец
Муниципальный депутат Новой Москвы
3
В России до сих пор многие полагают, что не женское это дело — законы писать. Ссылки на Терешкову и Матвиенко им не указ. Видимо, укладывать шпалы и класть кирпичи всё-таки легче и прозаичнее, чем законотворческая работа на Охотном Ряду. Один из ярких примеров дискриминации по гендерному признаку — выборы в депутаты Госдумы РФ. С этим я столкнулась в сентябре прошлого года. Многие мои избиратели честно говорили: «Наши интересы в думе должен представлять исключительно мужчина, потому что так надёжнее и презентабельнее». Иногда я сталкивалась с откровенным домостроем — мне говорили, что женщина должна дома щи варить, а не по парламентам шастать. И эти мнения принадлежат не старцам с тремя классами образования, а руководителям крупных компаний, обладателей нескольких дипломов из престижных Кембриджей и Сорбонн. Не обошлось и без анекдотичных историй. В некоторых поселениях Новой Москвы мне нередко признавались, что жена категорически запретила голосовать за «бабу». Иначе — развод, алименты, одинокая старость. Глупость, конечно, но логика понятна. Поэтому, думаю, в главном законодательном органе страны так мало женщин. Они являются активным электоратом, поэтому выбирают по принципу «мне этот, с усами, больше нравится». Мужьям и сыновьям они настоятельно рекомендуют сделать такой же выбор. Так что глухую стену дискриминации пробить не удалось.
Юлия Семёнова
Исполнительница онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com
4
Я занимаюсь созданием и продвижением сайтов. Раньше было сложно общаться с клиентами-мужчинами. Часто в мессенджерах и социальных сетях начинают общаться не по делу: делают комплименты, уходят от ответа по проекту. Но я научилась с этим справляться. Чтобы заказчики не успевали подумать: «Она же девушка, что она может» — я стала первой всем перезванивать. В разговоре сразу засыпаю человека подробностями о работе, фактами, терминами, деталями, чтобы заказчик даже не успел усомниться в моей компетентности. Были случаи, когда клиенты при виде симпатичного юзерпика начинали со мной флиртовать. Это мешало, вызывало дискомфорт. Такого, чтобы мне не доверили проект или снизили стоимость заказа из-за того, что я девушка, ни разу не было.
Эльза Егорова
Директор по развитию «Слетать.ру»
5
Несмотря на многолетний опыт работы в традиционно «мужской» IT-сфере, я никогда не сталкивалась с проблемой сексизма, проявляемого руководством, и не проявляла его по отношению к подчинённым. В общении с коллегами-мужчинами встречались гендерные стереотипы, но это не мешало, а иногда даже помогало в работе. При первом знакомстве от меня ожидают мешковатой одежды и неопрятного внешнего вида. Убедившись, что я выгляжу иначе, люди делают вывод о моей высокой эмоциональности, глупости и «кукольности». Из‑за этого часто всё объясняют трижды — якобы с первого раза я не пойму. В итоге я узнаю всё, что мне нужно, и быстро справляюсь с задачами. Как-то меня позвали работать в одну компанию в качестве менеджера проектов. В первое время я вообще не могла понять, о чём говорит моя новая команда. Парни, помимо общения на специализированном языке, использовали местный сленг, известный только им. Там были такие выражения, как «бабка» (пользователь), «шлак» (запрос), «мсиздн» (номер мобильного абонента — MSISDN). Никто не собирался объяснять, о чём идёт речь. Сначала я повсюду ходила с блокнотом: составляла словарь непонятных слов, слушала, в каком контексте их употребляют. Через месяц я сама уже говорила на этом языке. Потом кто-то из сотрудников рассказал, что так покинула компанию не одна девушка. Вообще, это были адекватные ребята и прекрасные специалисты, которые просто натерпелись разных менеджеров. С тех пор как я занимаю управленческую позицию, я сталкиваюсь с другим интересным стереотипом: если ты руководительница, то ты стерва. С этим мнением я решила вообще не бороться — кто работает в моей команде, тот знает меня лучше. Мне как руководительнице нравится работать со специалистами-девушками. Чтобы получить ту же должность, им приходится всегда быть хотя бы чуточку лучше, чем ребятам, нужно постоянно учиться и развиваться, они приносят на собеседования кипы сертификатов и дипломов. С другой стороны, женским коллективом сложнее управлять.

Фотография на обложке: Rafael Marchante / Reuters