Как предприниматели готовятся к пенсии
Все там будем
Повышение пенсионного возраста обрушило рейтинг одобрения Владимира Путина. Он потерял 14% за десять дней. Давно россияне так не злились. Легко принимают изменения те, кого они не затронут (например, силовики), и те, кто привык полагаться на себя. «Секрет» попросил нескольких предпринимателей рассказать об отношении к пенсионной реформе и планах на старость.
Наталия Смирнова
Генеральный директор компании «Эмкварта. Персональный советник»
1
Для меня пенсия — это не возраст, а период, когда я (по той или иной причине) не работаю активно ни в рамках бизнеса, ни по найму, а живу на пассивный доход от своего капитала. В этом смысле к пенсии я уже подготовилась: у меня есть портфель, который генерирует нужный мне пассивный доход.
Но пока мне скучно ничего не делать, поэтому я продолжаю жить своим бизнесом, работаю над открытием новых бизнесов, инвестирую в стартапы и т. д. Кроме того, я пока что одна, без семьи — с появлением семьи, детей мне может потребоваться б_о_льший доход.
Поскольку я финансист, я сама выбираю для себя инструменты, в которые инвестировать свободные средства: облигации, акции, недвижимость, краудинвестинг, венчур, IPO и т. д. 50% у меня вложено в консервативные инструменты с фиксированной доходностью, 50% — в агрессивные: голубые фишки, IPO, венчур, краудинвестинг.
Пока мне трудно себе представить жизнь на проценты. Скорее всего, буду преподавать, стану ментором и наставником для молодых финансовых советников, а также продолжу работу в сфере повышения финансовой грамотности населения. Ну и продолжу заниматься благотворительностью. А также буду больше путешествовать. Ну и высплюсь, наконец.
К повышению пенсионного возраста я отношусь просто. Меня и моих родителей, которым я уже тоже обеспечила стабильный доход, это не коснётся, а всем остальным могу посоветовать на государственную пенсию не рассчитывать. Неважно, будут вам платить пенсию с 55 или 63 лет. Если хочется сохранить комфортный уровень жизни, нужно в любом случае копить самостоятельно.
Алексей Сиднев
Основатель сети домов престарелых Senior Group
2
Заканчивая в возрасте 28 лет американскую бизнес-школу, я был уверен, что выйду на пенсию через 10–15 лет. Retirement в США — это не когда ты уходишь на пенсию по возрасту, а когда ты просто можешь себе позволить больше не работать. Но с годами я изменился, и сейчас таких мыслей у меня нет.
Я чувствую себя молодым, хотя формально являюсь человеком уже среднего возраста. Как сложится дальше, загадывать глупо, но думаю, что и по достижении 65 лет я продолжу вести активную жизнь. Буду или работать, или заниматься общественными проектами. Второй вариант мне нравится больше. Надеюсь, что результатом моей предпринимательской деятельности станет капитал, который избавит меня от необходимости именно зарабатывать.
На государственную пенсию я, разумеется, совершенно не рассчитываю. И никому не советую. Откладывать нужно начать как можно раньше. Уже в 30 лет. Сначала понемногу — хотя бы 5% общего дохода.
К повышению пенсионного возраста у меня двоякое отношение.
С одной стороны, в России сокращается доля работоспособного населения. Соответственно, меньше людей делают отчисления в Пенсионный фонд. У работающих людей старшего возраста эмоциональное состояние более здоровое, чем у тех, кто сидит дома. Они чем-то заняты, видят, что кому-то нужны, не чувствуют себя одиноко.
С другой стороны, продолжительность здоровой жизни в России — низкая. Если у нас не будет нормальной медицины, те люди, которые доживут до пенсионного возраста, не смогут насладиться прелестями, которые дают свободное время и нормальный ежемесячный доход.
И ещё такой момент: людям старшего возраста тяжело адаптироваться к технологиям, которые очень быстро сейчас развиваются. Некоторые чиновники предлагают просто запретить увольнять таких людей. Я считаю, что это неправильно. Государство должно стимулировать занятость, помогая людям старшего возраста переучиваться. Запреты не помогут — бизнесу было выгодно их нанимать.
Артур Хачуян
Основатель компании SocialDataHub
3
Прекращать работать я не собираюсь. Хочу, как хороший театральный актёр, умереть на сцене. Если и оставлю дела, чтобы возделывать огород, то где-нибудь на Марсе.
Что касается повышения пенсионного возраста, я считаю, это очень хорошо, что наше замечательное государство старается приблизиться к европейским показателям в этом вопросе. В Европе-то пенсионный возраст гораздо выше. Но лучше пусть оно сначала среднюю продолжительность жизни поднимет.
Сам я стараюсь всеми возможными законными способами не делать отчисления в Пенсионный фонд (у меня не зарплата, а дивиденды). Он не заслуживает получать от меня деньги.
Евгения Качалова
Основательница сети баров «Винный базар»
4
Мне кажется, что я буду работать так долго, как только смогу. Только в движении чувствую себя комфортно. Наверное, когда-нибудь получится делегировать многие обязанности, но участие в жизни собственных проектов — это драйв, от которого очень сложно отказаться.
О повышении пенсионного возраста мне сложно что-то сказать. Не было времени об этом подумать. Потом, я не уверена, что через несколько лет всё снова не поменяется.
Читайте также наш материал «Вы никогда не станете пенсионерами, и вот почему».
У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!
Фотография на обложке: Getty Images
Еще по теме
«Смерть — моя стратегия выхода»: Предприниматели о том, как встретят старость
Технологии
«После нас хоть потоп, при нас хоть пожар»: Telegram, аресты, санкции — глазами экономиста
Технологии
Пенсионная реформа: Кто и как строит в России частные дома престарелых
Истории
Андрей Мовчан: «Самый вероятный сценарий в России — стагнация на много лет»
Технологии