Стадия посева: Как замещали импорт в сельском хозяйстве
6 августа 2014 года Владимир Путин запретил ввоз мяса, молока, рыбы, овощей, фруктов и других продуктов из стран, которые ввели санкции против России. Глава правительства Дмитрий Медведев тогда заявил, что санкции носят временный характер, не должны сказаться на ценах в магазинах и в целом «встряхнут» отрасль. Тем не менее цены выросли: на рыбу — на 31%, а на овощи — на 30–60%. Меры поддержки сельского хозяйства начали обсуждаться сразу же после введения эмбарго.
«Секрет» выяснил, какие обещания были реализованы за 8 месяцев (как раз к посевной), а что осталось на бумаге.
Поддержать садоводство и животноводство в первую очередь
План: В августе глава правительства России Дмитрий Медведев поручил скорректировать госпрограмму по поддержке сельского хозяйства и дополнительно поддержать отрасли, зависимые от импортных поставок. В первую очередь — садоводство и животноводство. На исполнение поручения Медведев отвёл полтора месяца — поправки надлежало подготовить к 30 сентября.
Результат: Госпрограмма была утверждена лишь в декабре. Среди мер поддержки — частичное возмещение затрат производителей молока на строительство ферм, субсидирование мясной отрасли, стимулирование развития кооперативов и дополнительные взносы в уставные капиталы Россельхозбанка и Росагролизинга. На реализацию дополненной госпрограммы Минсельхоз просил у правительства 636 млрд рублей на шесть лет, что в полтора раза больше изначально заложенной в неё суммы. В итоге сошлись на 568 млрд рублей. В конце февраля Медведев выделил регионам первые 36 млрд рублей из этих средств.
Дмитрий Остроушко Руководитель проекта «Рамонская индейка» (Воронежская область)
Госпрограмма есть, но как она функционирует, пока непонятно. Чтобы заработала нормативно-правовая база на федеральном уровне, а уж тем более на региональном, должно пройти время. Думаю, что всё начнёт работать не раньше третьего квартала 2015 года. Как только последние меры поддержки будут отточены, мы попробуем ими воспользоваться — рассчитываем получить помощь в субсидировании ставок по краткосрочным кредитам. Хотя на это выделено 50 млрд рублей, туда все подают документы, и понятно, что денег на всех желающих ничтожно мало. К тому же критерии отбора непрозрачные: всё решает местный Минсельхоз — если проект будет признан интересным для региона и страны в целом, то на него выделят деньги.
Субсидии на кредиты и скидки на сельхозтехнику
План: Опубликованный в конце января антикризисный план предполагает сокращение большинства расходов госбюджета в 2015 году; исключение — сельское хозяйство. Согласно документу в отрасль направят ещё до 50 млрд рублей. Антикризисный план корректирует механизм финансирования производителей. Теперь размер компенсации по краткосрочным кредитам составит до 14,68%. Фермерам и другим малым формам хозяйства государство обещает возместить затраты по инвестзаймам в размере полной ставки рефинансирования. Отдельный пункт антикризисной программы — субсидирование скидки агропроизводителям на технику, произведённую в России. Кроме того, правительство отсрочило вступление в силу требований к молочной продукции по обязательному оформлению ветеринарных сопроводительных документов. Медведев также обещал временно ограничить введение новых инициатив по регулированию отрасли.
Результат: В конце марта глава Счётной палаты Татьяна Голикова заявила, что 19 из 60 пунктов плана выполнены. При этом она не уточнила, какие именно. «Сейчас принципиально важным является реализация тех пунктов плана, по которым уже приняты нормативные акты и имеется соответствующее финансовое обеспечение», — отметила она. Согласно данным сайта правительства России все документы, касающиеся поддержки сельского хозяйства в рамках антикризисного плана, были подготовлены в срок и вступили в силу.
Илья Калеткин Президент холдинга «Аривера», производящего биопродукты (Мордовия, Тула)
Мы уже получаем субсидии на часть процентной ставки по кредитам. Эта программа работает, но с ней немало проблем. Например, аграрии должны выплачивать деньги банкам ежемесячно, а компенсацию они получают нерегулярно. Очень часто случаются значительные задержки выплат. Кроме того, объёмы региональных субсидий могут существенно различаться — это зависит от благополучия субъекта. Иногда кажется, что легче идти за кредитами не в Россельхозбанк, а в обычный коммерческий банк. Система вроде бы есть, а её ещё необходимо отлаживать.
Антикризисные скидки на российскую сельскохозяйственную технику — замечательная программа, которая уже показала свою эффективность. Но господдержки явно недостаточно, особенно начинающим сельхозпроизводителям. Доступ к ней очень непрост, поскольку нет ни одного конкретного места, где аграрий может посмотреть, на что он может рассчитывать. Зачастую информацию о потенциальной господдержке производители получают, только когда программа уже сформирована и все деньги распределены. В таких вещах должна быть максимальная прозрачность, иначе складывается впечатление, что средства по госпрограммам распределяются между своими.
Координационный совет для распределения бюджета
План: В начале октября Дмитрий Медведев утвердил «дорожную карту» по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве. Тогда премьер добавил, что «импортозамещение — это не сиюминутный порыв, а чёткая и стратегическая позиция государства». Медведев пообещал создать единую информационную систему обеспечения продовольственной безопасности (опрошенные «Секретом» эксперты не смогли объяснить, что это такое и как работает) и специальный координационный совет, который займётся распределением бюджетных денег для инвестпроектов в сфере импортозамещения.
Результат: План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве был подписан 2 октября. Большая часть из них должна быть реализована в третьем и четвёртом кварталах 2015 года. К середине апреля координационный совет так и не был создан.
Илья Гамов Директор по продажам тепличных комбинатов «ТюменьАгро» и «Луховицкие овощи» (Московская область, Тюмень)
Мы занимаемся инвестициями в индустрию овощеводства защищённого грунта — томаты, огурцы, салаты. Дефицит в этой отрасли огромен, только треть от общего объёма потребления производится внутри страны. Но процесс импортозамещения уже начался — в России строится большое количество тепличных комплексов. Первый комбинат мы построили в Тюмени и запустили уже в январе — он продаёт овощи на местный рынок, на Урал и в Сибирь. Следующий вот-вот начнёт работу в Московской области. Соответственно, мы можем сравнивать господдержку в нашей отрасли в разных регионах, как минимум в двух. В Тюменской области господдержка очень заметна и помогает улучшить окупаемость проектов. Наш комбинат получил субсидии по процентной ставке, причём фактически сразу после предоставления документов. Также государство обещает возместить 20% затрат на строительство энергогенерирующих мощностей — это очень большие деньги, которые мы получим после сдачи проекта.
В Московской области до последнего момента не было никаких работающих программ поддержки. Мы строили комбинат несмотря ни на что, потому что это всё-таки гигантский рынок, в нём очень интересно находиться, поскольку местного производства в Москве и области практически не осталось. Впрочем, как только мы затеяли разговор о субсидиях с областным Минсельхозом, у них как-то сразу родилась программа: власти предлагают 20% компенсации на все капзатраты инвесторов в отрасль защищённого грунта. Если такую же инициативу одобрит федеральный Минсельхоз, Московская область по уровню инвестиционной привлекательности выйдет на первое место среди всех регионов страны.
Новые правила зерновых интервенций
План: Сразу после введения продовольственного эмбарго, в конце сентября, в Госдуму внесён пакет поправок в закон «О развитии сельского хозяйства». Он был принят в начале февраля. Новые правила вводят господдержку для предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции. Ранее получить помощь от государства могли только агропроизводители. Другие нововведения дают правительству право устанавливать правила закупочных и товарных интервенций для выравнивая цен на рынке.
Результат: Продавцы зерна уже столкнулись с проблемой обратного выкупа из интервенционного фонда. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, государство обмануло аграриев, которые продали зерно дёшево в цене в расчёте на то, что перед началом посевной кампании они выкупят его обратно и продадут по более выгодной цене. Госагент по распоряжению зерном интервенционного фонда «Объединённая зерновая компания» сообщила, что, даже если в договоре был предусмотрен обратный выкуп, он возможен только с одобрения правительства, которое пока таких документов не предоставило.
Сергей Шелудько Менеджер по сельскохозяйственной технике JCB
Мнения производителей о господдержке сейчас разнонаправленные. Причина этому — отсутствие единых понятных и стабильных правил. Из года в год программа поддержки меняется. Меняются программы, их условия, реестры техники, на которые распространяются субсидии. Сконцентрироваться крайне сложно. Производителям постоянно необходимо запрашивать, искать, изучать, отслеживать нововведения законотворцев. При отсутствии чётко структурированных правил не может быть стабильности в долгосрочной перспективе или хотя бы на год, три, пять.
Сегодня государство поддерживает только крупные холдинги, чьи проекты тщательно лоббируются и требуют больших финансовых вливаний. В то время как остальные, хозяйства среднего звена и мелкие фермерства, не подключены к программе импортозамещения. Хотелось бы одного — чтобы законотворческой работой занималась профессиональная команда с полным пониманием ситуации и нацеленная на конечный результат. И главное — понимание результата у всех должно быть одинаковое.
Помощь в реализации урожая
План: Во время ежегодной пресс-конференции в декабре Владимир Путин пообещал, что государство поможет аграриям продать рекордный урожай 2014 года.
Результат: Никаких официальных документов в правительстве подписано не было. В минувшем году аграрии собрали 105 млн тонн зерна, что стало вторым по размеру урожаем в истории Российской Федерации. Из-за падения рубля производители решили продавать зерно на экспорт, а не государству. К концу 2014 года, по данным Минсельхоза, Россия экспортировала 20,4 млн тонн зерновых. Минсельхоз не может предложить за тонну зерна рыночную цену. По данным «АгроБиржи», за тонну пшеницы третьего класса на внутреннем рынке в начале апреля предлагают в среднем 10 500 рублей, в то время как государство готово покупать за 9 100–10 100 рублей (в зависимости от региона).
Алексей Яшин Совладелец зернового трейдера «Дарпа» (Ульяновская область)
В своё время, когда у сельхозпроизводителей были проблемы с продажей урожая, был создан интервенционный фонд, чтобы фермеры хоть как-то смогли окупить свои затраты. Замысел был хороший. Это один из немногих способов реализовывать своё зерно по нормальным ценам. Сейчас же ситуация с ценой не такая острая и производители зерна стали обращать внимание на целый ряд минусов от продажи продукции государству. Один из них — долгая оплата сделки по сравнению с трейдерами, которые дают предоплату в объёме 100%. Для фермеров это очень важный аспект, поскольку большинство из них, как правило, вспоминает о гашении своих кредитов и прочих займов буквально за неделю до срока. Кроме того, для продажи зерна в интервенционный фонд производителям нужно предоставить довольно большой пакет документов — а если дать своё зерно трейдеру, вся головная боль с бумагами достаётся ему. В итоге государство оказывает поддержку, но только малая часть сельхозпроизводителей готова смириться с бюрократической волокитой и ждать денег.
Фотография на обложке: Питалев Илья/TASS