Первые пять лет у нас не было офиса: мы встречались по утрам в кафе и обсуждали задачи. Какая разница, кто где работает? Главное — результат. Правда, потом мы всё-таки обзавелись помещением, но только по одной причине: чтобы было удобнее с документооборотом. Документации стало много, она хранилась в тяжёлых папках, и лучше было держать её в одном месте, чтобы ничего не терялось и в бухгалтерии всё было чётко. Но даже в том офисе у нас был всего один рабочий стол — для бухгалтера.
В 2012 году мы немного расширились — теперь у нас помещение площадью 85 кв. м с двумя переговорными и двумя комнатами, где стоят рабочие столы. Но из 140 штатных сотрудников каждый день там бывает примерно семь человек, остальные работают удалённо. Считается, что люди должны ходить в офис, чтобы их было проще контролировать. И конечно, с моей стороны было бы безответственно кого-то переубеждать — может, у вас правда работают сотрудники, которые не могут справиться с задачами без постоянного надзора. Но такая система — это как змея, которая кусает собственный хвост. Для работодателя несамостоятельный коллектив — это дополнительные хлопоты. Так что лучше всего постараться брать на работу сознательных и психологически зрелых людей. В «МИФе», если на собеседовании мы видим, что соискатель пока не готов самостоятельно организовывать свою работу, мы не берём его, каким бы прекрасным человеком он ни был.
Методы оценки эффективности работников, на мой взгляд, тоже не работают. Вот, например, есть Петя и Маша, и у каждого по десять задач. Может быть, за день Петя выполнил все десять, а Маша только две, но её задачи были очень сложными и важными? Или, может быть, Маша целый месяц работала без выходных и сегодня ей лучше было вообще не решать никаких задач, а просто отдохнуть? Нужно всегда исходить из контекста и чётко понимать, какой результат вы хотите получить. А что толку замерять, сколько часов кто-то провёл за работой? Может, он весь день кому-то звонил и составлял таблички, но на самом деле это всё было не нужно, потому что он с самого начала копал не в ту сторону?
Думаю, исходить нужно не из показателей отдельных сотрудников, а из общих задач компании. У нас есть цели, метрики, планы — сколько мы хотим продать книг, сколько продаём. Если план удалось перевыполнить, значит, все молодцы и получают премии. Это как футбол — даже если нападающий молодец, это ещё не значит, что команда выиграет в матче. Конечно, бывает и такое, что кто-то из сотрудников не справляется. Но ведь начальник — это не тот, кто сидит в Таиланде и курит бамбук. Это такой же сотрудник компании, и для него без всяких проверок посещаемости и замеров личной эффективности очевидно, кто справляется, а кто нет.