secretmag.ru
Технологии

Prisma, Pokémon Go и другие приложения, не удержавшие пользователей

Жизнь после хайпа
Этим летом после выхода приложений Pokemon Go и Prisma все владельцы смартфонов в одночасье стали художниками и ловцами монстров. Сейчас многие из них об этом даже не вспоминают. Спрос на приложения можно сравнить с цепной реакцией, считают аналитики Nuance. В первые дни после запуска пользователи делятся ссылками в соцсетях, побуждая друзей присоединиться к ловле покемонов, обработке картинок и тому подобному. Как результат — количество скачиваний растет в геометрической прогрессии. Но бесконечно этот процесс продолжаться не может — за хайпом всегда следует спад. По данным Nuance, в среднем менее 5% владельцев смартфонов продолжают пользоваться тем или иным приложением через месяц после его установки. Выживают только только те, что действительно полезны в повседневной жизни — соцсети и клиенты для тех или иных сервисов. Быстрее всего забываются бесплатные программы — по статистике пользователь больше ценит то, за что заплатил. «Секрет» вспомнил приложения, упадок которых оказался таким же стремительным, как и взлёт.

Этим летом после выхода приложений Pokémon Go и Prisma все владельцы смартфонов в одночасье стали художниками и ловцами монстров. Сейчас многие из них об этом даже не вспоминают. Спрос на приложения можно сравнить с цепной реакцией, считают аналитики Nuance. В первые дни после запуска пользователи делятся ссылками в соцсетях, побуждая друзей присоединиться к ловле покемонов, обработке картинок и тому подобному. Как результат — количество скачиваний растёт в геометрической прогрессии. Но бесконечно этот процесс продолжаться не может — за хайпом всегда следует спад. По данным Nuance, в среднем менее 5% владельцев смартфонов продолжают пользоваться тем или иным приложением через месяц после его установки. Выживают только те, что действительно полезны в повседневной жизни, — соцсети и клиенты для тех или иных сервисов. Быстрее всего забываются бесплатные программы — по статистике, пользователь больше ценит то, за что заплатил. «Секрет» вспомнил приложения, упадок которых оказался таким же стремительным, как и взлёт.

Pokémon Go

Игра с элементами дополненной реальности была запущена компанией Niantic 6 июля и всего за пару недель свела с ума весь мир. Всего за 7 дней Pokémon Go преодолела отметку в 10 млн скачиваний быстрее всех прочих популярных мобильных игр. Angry Birds 2 на это потребовалось 19 дней, а червяку из Slither.io — 29 дней. К концу июля число загрузок Pokémon Go превысило отметку в 100 млн, а дневной доход приложения достигал $10 млн. За первый месяц с момента запуска игра заработала $200 млн.

Увлечённые игроки не обращали внимание на запрещающие и предупреждающие знаки: попадали в аварии, становились жертвами нападений и грабежей.

К началу осени популярность пошла на спад. В октябре, по данным App Annie, приложение опустилось на 91-е место в iOS и на 60-е в Google Play. Вероятно, надеясь привлечь внимание пользователей в канун Дня всех святых, компания сообщила о первом внутриигровом событии — за каждого пойманного покемона давали по шесть конфет, то есть в два раза больше обычного. Щедрый жест пользователи оценили — приложение поднялось до 53-й строчки в iOS и 17 в Google Play. Вопрос, насколько долго Pokémon Go сможет удерживать отвоёванные позиции, тем не менее, остаётся открытым. Средний рейтинг игры довольно низкий — всего 3 звезды.

Prisma

Российское приложение для обработки фотографий, которое использует технологию искусственного интеллекта и нейронных сетей, появилось в App Store 11 июня 2016 года и стало лидером скачивания в России, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Киргизии, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Украине и Армении. За шесть дней количество установок Prisma достигло 10 млн.

В Instagram на сегодняшний день опубликовано более 3 млн снимков с хештегом #Prisma. Несмотря на это, по данным аналитического портала App Annie, в России сегодня Prisma занимает 94-е место в iOS и 246-е в Google Play. Спасти стремительно падающие рейтинги основатели намерены с помощью интеграции Prisma в социальные сети. На днях Алексей Моисеенков [анонсировал] (https://www.facebook.com/darkolorin/videos/1260872517310374/) сервис Prisma Live, который позволит использовать арт-фильтры в Facebook и стриминговых сервисах. Для обработки видео нужно будет запустить трансляцию через Prisma Live. Сервис использует Live API Facebook, который позволяет сторонним разработчикам встраивать видеотехнологию соцсети в собственные продукты. По словам Моисеенкова, на данный момент для прямых трансляций доступно десять фильтров. К моменту запуска их количество планируется увеличить до 17.

Secret

Сервис для обмена анонимными сообщениями Secret был запущен в феврале 2014 года бывшими сотрудниками Google Крисом Бадер-Векселером и Дэвидом Биттау. Доступ к нему в странах за пределами США открыли в мае того же года, и сразу же после запуска он начал набирать вирусную популярность, в том числе в Рунете.

После регистрации в Secret пользователь мог отправлять анонимные сообщения и читать публикации других. Если он интегрировал приложение со списком контактов на смартфоне и указывал своё местоположение, то приложение открывало для него сообщения друзей, приятелей друзей и пользователей, находящихся неподалёку.

В конце 2013 года компания получила $1,4 млн от Google Ventures, а в начале 2014 года приложение Secret появилось в App Store. За полтора года количество пользователей Secret достигло 15 млн. Объём инвестиций составил $35 млн. Собственные средства в приложение вложили актёр Эштон Катчер и основатель Reddit Алексис Оханьян.

Популярность очень быстро сошла на нет. Ещё 28 мая 2014 года Secret входил в пятёрку приложений App Store в России, а 15 июня исчез из рейтинга. На развивающихся рынках Secret не выстрелил из-за ассоциации с развлечением на одну ночь. Против него выступали православные священники и власти Бразилии, его использовали для сплетен и рекламы. «К сожалению, Secret больше не соответствует видению, которое у меня было, когда я начинал компанию» — так Дэвид Байтау, основатель и гендиректор Secret, прокомментировал закрытие приложения.

Foursquare

Авторами сервиса, запущенного в 2009 году, стали Деннис Кроули и Навин Сельвадурай. Foursquare позволял рассказать друзьям о своих путешествиях и оставлять отзывы. Сервис быстро стал набирать популярность сначала в США, а затем, став доступным всему миру в феврале 2010 года, захватил Европу и, наконец, пришёл в Россию. В марте 2011 года,компания Foursquare Labs, Inc объявила о регистрации семимиллионного пользователя. Месяц спустя, в апреле, аудитория выросла ещё более чем на миллион. В 2013 году компания привлекла $35 млн при оценке в $650 млн, однако уже в 2015-м компанию оценили в $250 млн — в два с половиной раза меньше.

Приложение несколько раз меняло категорию — из соцсетей в туризм, а потом в еду и напитки. Каждый раз после переформатирования его рейтинг вырастал, но потом снова скатывался вниз. В 2014 году сервис был реформирован радикально: разделился на Foursquare — для отзывов и Swarm — для чекинов. Большинство пользователей после этого перестало пользоваться им вообще: кто-то из-за неудобства, а кто-то просто не понял, что нужно установить ещё одно приложение. Тем не менее, этот шаг спас Foursquare от смерти — рейтинги обоих приложений были значительно выше, чем до перезапуска. Если бы не это, возможно, сервис уже бы не существовал вовсе. К началу 2016 года стоимость приложения снова упала вдвое. Аудитория Foursquare не растёт уже несколько лет, сохраняясь на уровне 2012 года — 50 млн пользователей по всему миру. В СМИ появилась информация о трудностях с финансированием соцсети и о её возможной продаже.

Vine

Приложение для создания шестисекундных роликов было разработано в июне 2012 года Домом Хофманном, Русом Юсуповым и Колином Кроллом. В октябре 2012-го сервис был куплен Twitter за $30 млн. На рынке Vine появился в январе 2013 года. Распространяемые в соцсетях вайны быстро становились вирусными — сервис оценили не только простые пользователи, но и знаменитые комики (шести секунд оказалось вполне достаточно, чтобы хорошо пошутить). Короткие ролики активно распространялись в соцсетях, несмотря на то что Vine не был интегрирован даже в Twitter. Сервис использовали для оперативной публикации видео с места чрезвычайных ситуаций. Кадры, на которых виден момент взрыва на финише Бостонского марафона, в числе первых появились на Vine. В 2015 году число активных пользователей сервиса составляло 200 млн. К февралю 2016 года база Vine насчитывала около 39 млн видеороликов. К осени 2015 года многие популярные создатели контента Vine разочаровались в сервисе и стали перемещаться на другие платформы. Такие блогеры, как Эндрю Бэчелор и Логан, Пол убрали ссылки на сервис со своих страниц в соцсетях, а другие стали призывать аудиторию подписываться на их каналы в YouTube или Facebook. Причиной недовольства блогеров стал тот факт, что представители Vine не поддерживали связь с создателями контента, в отличие от YouTube — видеохостинг, например, дарит подарочные карты на покупку аксессуаров для камеры популярным пользователям. Без профессиональных создателей контента платформа быстро стала терять подписчиков. Vine не выдержал конкуренции с Instagram и Snapchat. Капитализация компании с начала 2016 года снизилась на 45%, до $12,2 млрд.

В конце октября стало известно, что в ближайшие месяцы Twitter свернёт работу Vine. «Спасибо вам. Спасибо. Всем создателям контента — спасибо за то, что когда-то дали нашему приложению шанс. Спасибо всем членам команды, что на протяжении многих лет занимались разработкой — спасибо вам за ваш вклад. И конечно же, спасибо всем тем, кто смотрел ролики и смеялся каждый день» — так руководство попрощалось с командой разработки и пользователями.

Фотография на обложке: Anadolu Agency / Getty Images