secretmag.ru
Технологии

Что будет с бизнесом, если все перейдут на разумное потребление?

Закат консьюмеризма
Кризис заставляет многих экономить и больше внимания уделять выбору подходящих товаров. «Секрет» узнал у финансового аналитика и предпринимателей, будет ли это способствовать росту популярности осознанного потребления и как это скажется на экономике.

Кризис заставляет многих экономить и больше внимания уделять выбору подходящих товаров. «Секрет» узнал у финансового аналитика и предпринимателей, будет ли это способствовать росту популярности осознанного потребления и как это скажется на экономике.

Максим Кубасов Генеральный директор строительной компании «ГИК»

Если весь мир перейдёт на подобную модель потребления, можно предсказать возникновение эффекта домино, когда от коррекции базовых потребностей мы приступим к коррекции потребностей на самой верхушке пирамиды Маслоу. Как это может выглядеть на практике? Человек оценивает свои физиологические нужды и понимает, что ему, в общем-то, не нужно пить ничего, кроме воды. Если к такому же выводу придут миллионы людей, индустрия напитков может раздробиться на мелкотоварные производства, выпуск условной содовой станет прерогативой семейных предприятий.

Человек оценивает свою потребность в безопасности и приходит к выводу, что ему проще и спокойнее жить в домике на колёсах, потому что это снимает целый пласт имущественных проблем. И мы сможем наблюдать, как схлопывается рынок многоэтажного строительства и за ним — целый ряд секторов. А одновременно возникают мощные корпорации, специализирующиеся на компактных интерьерных решениях и энергосбережении.

Вероятнее всего, в России многие нынешние отрасли-аутсайдеры при разумном потреблении превратятся в главенствующие и наиболее капиталоёмкие. Это лесопереработка, лёгкая промышленность, химпром, экопроизводства. Думаю, сверхприбыли получат компании, которые перерабатывают отходы, предлагают новые IT-решения, фирмы-оптимизаторы и т. д.

Впрочем, я уверен, что в перспективе ближайших столетий реализация подобной модели в мире невозможна. Во-первых, глобальная экономика уже настолько сложна и разнородна, что её целенаправленная оптимизация невозможна в принципе: для этого нет единого рычага. Во-вторых, крайне неравномерное распределение ресурсов на планете (особенно финансовых) пока исключает даже поэтапный переход к разумному потреблению: население Земли попросту не сможет единовременно пройти циклы развития потребления.

Тимур Нигматуллин Финансовый аналитик ИХ «Финам»

Переход на разумное потребление невозможен — по крайней мере в ближайшие 10–30 лет. Большая часть населения Земли живёт в развивающихся странах с высокими темпами роста экономики, то есть люди живут бедно, но их благосостояние постепенно улучшается. Как только у бедного человека появляются деньги, он стремится нарастить потребление, чтобы сократить своё отставание от состоятельных жителей развитых стран. Так что всем в развивающихся странах нужны новые айфоны, автомобили и прочее.

Даже если тренд на разумное потребление начнёт набирать популярность, переход будет очень длительным и плавным. Любой бизнес успеет подстроиться под эту тенденцию.

Но, думаю, на российскую экономику не повлияет никакое разумное потребление, потому что на нашу страну больше влияет геополитика, чем новые веяния в области бизнеса.

Олег Ткач Финансовый директор бизнес-парка «Гринвуд»

При модели разумного потребления в мировой экономике, очевидно, произойдёт некоторое перераспределение материальных благ и страны станут ближе друг к другу по уровню жизни. Агрессивный захват рынков прекратится. Пострадают добывающие отрасли, но за их счёт поднимутся компании, занимающиеся возобновляемыми источниками энергии. Существенно изменится формат работы ритейл. Больше всего пострадают рекламщики и сопутствующие им направления, например дизайн. В то же время научные разработки будут переориентированы с персональных устройств на общечеловеческие нужды. Главным выгодоприобретателем может стать сфера туризма — без необходимости участвовать в гонке потребления люди начнут тратить деньги на путешествия.