secretmag.ru
Технологии

Вопрос. Почему 3D-печать до сих пор не изменила мир?

И когда ждать прорыва
Несколько лет назад о 3D-печати говорили как о новой технологической революции. Казалось, совсем скоро принтер будет дома у каждого, а вещи будет проще печатать, чем покупать. Но пока очевидна лишь польза от использования технологии в медицине и промышленности, домашняя 3D-печать всё ещё кажется очень далёкой перспективой. «Секрет» выяснил, почему домашние 3D-принтеры остаются лишь дорогими игрушками и когда ситуация изменится.

Несколько лет назад о 3D-печати говорили как о новой технологической революции. Казалось, совсем скоро такой принтер будет дома у каждого, а вещи будет проще печатать, чем покупать. Но пока польза от использования технологии очевидна лишь в медицине и промышленности, домашняя 3D-печать всё ещё кажется очень далёкой перспективой. «Секрет» выяснил, почему домашние 3D-принтеры остаются лишь дорогими игрушками и когда ситуация изменится.

Евгений Тимко Инвестиционный директор Inventure Partners

Развитие 3D-печати идёт по классической кривой циклов развития технологий. Потребительская 3D-печать только прошла пик рыночных ожиданий, что в том числе сказалось на стоимости акций публичных компаний из этой индустрии. Например, акции 3D Systems и Stratasys упали в цене на 80% по сравнению со своими пиковыми значениями.

На данной стадии развития часто наблюдается серьёзный разрыв между возможностями технологии и ожиданиями рынка. Обычно за ней следует резкое охлаждение публики к данной теме с постепенным восстановлением спроса в уже более узких сегментах, только потом начинает расти массовое использование.

Разочарованность публики 3D-печатью можно объяснить тремя вещами.

Во-первых, наблюдается большой разрыв между развитием промышленной 3D-печати, которая уже давно стала реальностью для многих индустрий, и возможностями домашних 3D-принтеров вроде MakerBot. Промышленные принтеры могут стоить десятки и сотни тысяч долларов, домашний — тысячу долларов. Ожидать от них продуктов одинакового качества — бессмысленно.

Во-вторых, то же самое касается материалов: если промышленные принтеры могут работать с довольно широким набором материалов, вплоть до металлов, то домашние работают по большей части с пластиком, что ведёт к значительно более низкому качеству изделий.

В-третьих, сказывается отсутствие библиотек с широким выбором возможных 3D-моделей. Даже в самых известных библиотеках много контента низкого качества. 3D-модели зачастую не оптимизированы под возможности принтеров и могут содержать большое число ошибок.

С другой стороны, за последние 5 лет в 3D-печати произошёл значительный прогресс и стоит ожидать постепенного удешевления домашней 3D-печати с одновременным ростом качества. Но процесс этот будет постепенным, сначала будут развиваться специальные студии 3D-печати, как это было в своё время с копировальными аппаратами. А до наступления эры по-настоящему эффективной домашней печати, скорее всего, ждать придётся ещё минимум 10 лет.

Андрей Востриков Руководитель проектного бюро «Формлаб»

Недостаток дешёвой трёхмерной печати — в её низком качестве. Домашние принтеры печатают пластиковой нитью, и результат очень далёк по физическим свойствам от пластика. Качество печати значительно выше у профессиональных принтеров, но там кардинально растёт стоимость — корпус размером с компьютерную мышь уже может стоить десятки тысяч рублей. И всё равно эти модели получатся хрупкими, некрасивыми, их надо дорабатывать напильником. Я, например, в работе — проектировании изделий — отказался от трёхмерной печати и перешёл на другие технологии быстрого прототипирования.

Ещё один фактор — нужно уметь моделировать. Общался с клиентом, который в погоне за модой купил принтер, но, напечатав стандартные вещи — расчёску, фигурку, стаканчик, — задвинул устройство в дальний ящик. Для нормального использования надо владеть (и владеть хорошо) пакетом трёхмерной графики или моделирования, но на их изучение нужно много времени, которого, конечно же, нет. Плюс лень.

Переворот произойдёт в ближайшие 3–5 лет, когда станет доступна печать металлами — уже сейчас энтузиасты собирают на это деньги на Kickstarter. Вот тогда пользователь получит нужную жёсткость изделий и сможет использовать их в быту.

Алексей Щеколдин Заведующий лабораторией FabLab технопарка ИТМО

Я бы выделил две причины. Во-первых, время. Многие детали нужно печатать по 10–30 часов. При изготовлении нескольких типовых изделий — это значительный минус. Тут на помощь приходит литье в силикон, но это уже другая технология. Более того, как правило, после создания изделия нужно провести постобработку. Это не касается простых вещей, но когда речь идёт о сложной конструкции, это сильно усложняет процесс производства в домашних условиях.

Во-вторых, назначение. Для создания простого изделия, которое продаётся в магазине за углом, 3D-принтер излишен. А вот для дизайнерских, уникальных вещей и прототипов он полезен и даже необходим. Сложно предугадать, что будет в будущем, но 3D-принтеры явно захватят свои рынки, особенно учитывая совершенствование технологий печати.

Владимир Кузнецов Создатель лаборатории цифрового производства FabLab НИТУ «МИСиС»

Шестьдесят лет назад особо впечатлительные говорили, что микроволновые печи заменят все известные способы приготовления пищи и станут сначала главным, а потом и единственным инструментом на кухне. Несколько лет назад подобное стали говорить о 3D-принтерах (кстати, спустя четверть века после их появления).

Аддитивные цифровые технологии несут некоторые признаки великой технологической революции, но их совершенно неправильно рассматривать отдельно от других производственных технологий. Революция, которую мы переживаем, отнюдь не сводится к переходу от субтрактивных к аддитивным методам. Революция в том, что производство становится цифровым, что разработка и изготовление продуктов упрощается и что в конечном итоге размываются границы между информацией и материей. Мы сейчас переживаем этап цифровой революции в производстве, до этого мы пережили этапы цифровой революции в вычислениях и коммуникациях.

Каждый этап цифровой революции завершается с появлением и распространением персональных устройств (персональные компьютеры, смартфоны). 3D-принтеры за свою тридцатилетнюю историю стали демократичнее на три порядка (стоимость устройств снизилась с сотен тысяч до сотен долларов), но они пока не стали «персональными фабрикаторами» и вряд ли ими станут, скорее эта роль уготована производственным системам следующего поколения и в этом смысле 3D-печать – это очень важная, но тупиковая ветвь эволюции.