Чего никогда нельзя говорить предпринимателю?
Предприниматели постоянно сталкиваются со сложностями на своём пути, но и их можно ранить и выбить из колеи одной фразой. Неодобрение, упрёк и осуждение порой могут разрушить бизнес. «Секрет» выяснил у самих предпринимателей, каких тем лучше не затрагивать в разговоре и почему.
Катерина Гаврилова Основательница рекрутингового агентства DigitalHR
Хорошего предпринимателя обидеть нельзя. Если бизнес критикуют, к этому нужно прислушаться. Если критика необоснованная, не обращать внимания. Если слова попадают в больные места, надо благодарить критикующего и немедленно исправляться. Раньше я могла обидеться на какие-то стереотипы. Например, «женщине место на кухне, а не в IT» или «рекрутинг — это очень просто». Сейчас такие заявления меня лишь раззадоривают и придают дополнительных сил.
Знаю, что моим знакомым предпринимателям не нравятся фразы вроде «не ной, ты же сам выбрал такой путь». Они подчёркивают, что ты показал свою слабость и раскис. Редкий человек признаёт такой факт с удовольствием.
Александр Чачава Управляющий партнёр венчурного фонда LETA Capital
Предприниматель — это современный рыцарь без страха и упрёка, которому предстоит преодолеть самые разные препятствия на пути к успеху. Он попадает в самую неблагоприятную среду по определению, потому что иначе ничего не добьёшься.
Смена CEO при росте компании, вопросы личного дохода и отношения к работе часто бывают неприятны для предпринимателя, но тем важнее их обсуждать в правильном ключе. Я не сторонник обсуждать личную жизнь предпринимателя, если она не слишком сильно мешает работе.
На практике чаще всего начинаются обиды, когда в компании всё плохо, отворачиваются инвесторы и сотрудники, которые раньше боготворили. Но надо понять одну простую вещь: предприниматель, как и любой лидер, получает всё в случае успеха и решает все проблемы в одиночку в случае неудачи. Такая у него риск-модель. Инвестор всегда считает деньги, поэтому он скорее сконцентрируется на помощи проекту, взлетающему вверх, чем проекту, летящему в пропасть. Предприниматель не должен обижаться, он должен, стиснув зубы, пытаться вытащить проект, пока это возможно, а если невозможно, то не сидеть у остывающего трупа компании, а начинать новый. Или признаться себе, что он не предприниматель.
Михаил Барзманн Основатель бюро копирайтинга Textbroker.ru
На заре своей предпринимательской деятельности я пытался найти нишу и пробовал работать в разных областях. Всегда рассказывал о своих идеях родителям, которые, несмотря на кажущиеся радужные перспективы нового начинания, разносили их в пух и прах. Я тогда немного обижался на них, потому как хотел получить от них поддержку, а не критику. Сейчас я понимаю, что тогда они уберегли меня от многих бед.
Александр Филимонов Партнёр Artisan Group Public Relations
Как правило, самые болезненные темы разговора с предпринимателями касаются двух вещей: реальных оборотов и отношений с местной администрацией. На эти темы они высказываются крайне редко и чаще всего ничего конкретного не говорят.
Связано это, во-первых, с тем, что единицы предпринимателей работают полностью «по-белому». Во-вторых, связи в государственных органах для большинства предпринимателей (особенно из среднего бизнеса) — это некое конкурентное преимущество, с котором нужно обращаться максимально бережно. В нашей практике был случай, когда на меня обиделся один из совладельцев компании-клиента, когда я начал выспрашивать, какой административный ресурс они используют, чтобы разобраться с налоговыми претензиями. По его мнению, любые упоминания даже круга ведомств, где у него могли бы быть связи, — тайна за семью печатями.