secretmag.ru
Технологии

Российский бизнес пересаживается на Tesla

Привилегии и проблемы владельцев электрокара
Электрокары Tesla популярны в США и Европе, а в России они пока экзотика. Во всей стране зарегистрировано лишь 300 автомобилей. Впрочем, это неудивительно. Tesla и без того недешёвое авто ($75 000), а растаможка обойдётся в $50 000, транспортировка из США — в $12 000. Ещё один сдерживающий фактор — отсутствие инфраструктуры для электромобилей. Тем не менее многие российские предприниматели и инвесторы уже обзавелись Tesla. «Секрет» узнал их впечатления от использования электрокара.

Электрокары Tesla популярны в США и Европе, а в России они пока экзотика. Во всей стране зарегистрировано лишь 300 автомобилей. Впрочем, это неудивительно. Tesla и без того недешёвое авто (от $75 000), а растаможка и транспортировка из США увеличат цену на $20 000 — $35 000. Ещё один сдерживающий фактор — отсутствие инфраструктуры для электромобилей. Тем не менее многие российские предприниматели и инвесторы уже обзавелись Tesla. «Секрет» узнал их впечатления от использования электрокара.

Дмитрий Гришин Генеральный директор Mail.Ru Group и основатель Grishin Robotics

Год назад, когда я привёз Tesla в Россию, она была здесь одной из первых. У сотрудников был большой интерес к новинке. Поначалу я просто показывал её всем желающим, позже решил дать возможность опробовать её в действии и провел несколько тест-драйвов: те, кто работает в Mail.Ru Group, могли ездить на ней на специальном полигоне. Сотрудники ГИБДД раньше часто останавливали, чтобы посмотреть на машину. Сейчас уже реже, автомобилей Tesla стало больше.

Паркинг для электрокаров в Москве бесплатный, не нужно каждый раз искать паркоматы, и это приятно. Но в целом нельзя сказать, что инфраструктура для электроавтомобилей в городе развивается.

Проблем с машиной нет. Единственное — при холодной погоде отключается система рекуперации, что неудобно, но к этому привыкаешь.

Мне нравится Tesla Model X. В принципе, кроссоверы и джипы — предпочтительный выбор для российских дорог и большой семьи. Я обдумываю покупку и жду европейскую версию, чтобы протестировать её.

Андрей Романенко Основатель QIWI и акционер Run Capital

Стать обладателем Tesla намного проще, чем купить кроссовки в интернете. Делаешь заказ на официальном сайте, осуществляешь предоплату — 2000 евро. Через две недели тебе сообщают Win-номер, а через два месяца машину доставляют в любую точку Европы. Никаких проблем.

Не слышал ни от кого из обладателей Tesla о каких-либо трудностях и сам не сталкивался. Всё, что нужно, — заземлённая розетка для зарядки. Это единственное, что может вызывать вопросы и неудобство. Мне достаточно наличия зарядки в гараже и в офисе. Не думаю, что Tesla подойдёт для дальних поездок, электрокары — это городские автомобили, это вторая машина в семье. Но дистанцию в 150 км проходит легко. Более того, в Москве есть станции бесплатной зарядки, хотя их пока не так много.

Для популяризации электрокаров необходима удобная и развитая инфраструктура, без этого не получается. Да, у нас уже есть бесплатная парковка и бесплатные станции зарядки, но, например, в Европе электромобили приравнены к общественному транспорту, им разрешено передвигаться и по выделенным полосам, и по территориям природоохранных зон. Нам тоже этого не хватает.

Фотография: Revolta Motors

Александр Чачава Управляющий партнёр венчурного фонда LETA Capital

Я приобрёл автомобиль в компании Tesla Motors, ввозить его мне помогала компания Moscow Tesla Club. Известный факт, что лучшие сыры, морепродукты в Россию попадают из Белоруссии. Лучшие электромашины тоже. Дело в том, что несертифицированные в России новые автомобили, купленные у юрлица, ввозить в нашу страну нельзя, поэтому у меня в паспорте транспортного средства стоит печать «продукт союзного государства Беларусь».

Не бывает дня, чтобы кто-нибудь на дороге не выразил мне своё одобрение и радость: сигнал и большой палец вверх из соседней машины — это приятно. За рулём Tesla точно не чувствуешь, что ты живешь в городе с чёрствыми и равнодушными людьми, как некоторые иногда говорят про Москву.

Партнёры и деловое сообщество задают много вопросов, все одни и те же: как заряжаешь, на сколько хватает, как она зимой. Пару раз не выдерживал и писал в блог ответы на наиболее популярные вопросы. Средняя посещаемость блога — 100 человек в день, но эти записи прочитало 100 000 человек. Интерес к электромобилям у нас большой, это не может не радовать. Чувствую себя в некотором роде ранним последователем.

Безусловно, есть определённые неудобства от использования электромобиля: не хватает инфраструктуры, да и машина пока не настолько совершенна, как хочется. Заряжаю исключительно в гараже. В городе инфраструктура не нужна, а вот на вылетных магистралях её не хватает, в 50–100 км от МКАД. На улице машина зимой за неделю может разрядиться в ноль. Но я всегда доезжал куда надо, максимально ездил на 120 км от МКАД и без подзарядки спокойно через пару дней возвращался в Москву.

Tesla Model X мне не очень нравится. Model S тоже, если честно. Дизайнерам Tesla есть куда расти. Мне нравится водить небольшие машины, идеальный по размеру — Audi A3 Sedan. Tesla Model S — довольно длинный и широкий американский лимузин, Tesla Model X — вообще троллейбус! По длине он не сильно отличается от S, но шире на целых 12 см. Он просто не влезет ни в одну московскую подземную парковку. Для американских дорог с гигантскими пикапами он, может, и подойдёт, но в Европе его точно ждёт провал.

Дмитрий Панченко Заместитель генерального директора ИК «Фридом Финанс»

В 2012 году наша компания предлагала своим клиентам акции Tesla к покупке по $32 за штуку, самих автомобилей в Москве не было, массовых продаж тоже. В тот год и годовые бонусы сотрудникам тоже выдавались акциями Tesla. Сегодня цена акции Tesla на бирже выше $200 за бумагу.

Мы решили показать нашим клиентам машину, в которую они инвестировали. Мы покупали автомобиль на юрлицо, поэтому с растаможкой возникли проблемы. На российской границе с нас просили около 48% стоимости нового автомобиля, не было какого-то сертификата, что это электромобиль, и, соответственно, нулевую ставку мы не получили. У нашей компании есть филиал в Казахстане, и поэтому мы зарегистрировали Tesla там, растаможка была довольно символическая. Далее на автовозе привезли его в Москву — Россия и Казахстан входят в Таможенный союз, эксплуатировать автомобиль в России можно беспрепятственно.

Я и гендиректор Тимур Турлов теперь её водим. Видимо, гаишники уже столько экзотических машин видели, что нашей не особо интересуются. Для проверки документов не тормозят. Партнёры и деловое сообщество в восторге. Машина просто волшебная, мощная, разгон за 3 секунды до 100 км/ч, бесшумная, очень умная — управление всё на экране.

Мы поставили мощную зарядку на паркинге офиса, она заряжает на пробег 400 км примерно за четыре часа, еще одна менее мощная зарядка стоит у гендиректора в гараже дома. Машина эксплуатируется по Москве и области, и наших двух зарядок более чем достаточно.

Фотография на обложке: Revolta Motors