Истории трёх стартапов из России, купленных интернет-гигантами
Недавно социальная сеть Facebook купила белорусскую компанию Masquerade, разработавшую приложение MSQRD для наложения фильтров с разными масками на лицо в реальном времени. Сумма сделки не разглашается, но понятно, что для Masquerade это большой успех. Такое случается редко, но тем не менее подобные истории есть и в России. «Секрет» рассказывает, какие российские стартапы привлекли внимание крупных компаний.
Lapka для Airbnb
В сентябре 2015 года сервис бронирования жилья для путешествий Airbnb купил российскую компанию Lapka, разработчика датчиков окружающей среды. До сделки Lapka успела выпустить два продукта: набор датчиков для iPhone, позволяющих определять уровень радиации, влажности, количество нитратов в продуктах, силу электромагнитного поля, и также алкотестер. Основатель Lapka Вадик Мармеладов сразу признался, что их датчики Airbnb не нужны, американская компания заинтересовалась именно командой. Журнал Fast Company писал, что Airbnb покупает одну из самых осмысленных и перспективных студий промышленного дизайна в мире.
Как рассказал Мармеладов Slon Magazine, двое из трёх основателей Airbnb, Джо Гэббиа и Брайан Чески, будучи по образованию промышленными дизайнерами, интересовались Lapka со дня релиза. Гэббиа оказался первым, кто оформил предзаказ: «Всё это время мы были на связи, периодически встречались. Собственно, Гэббиа в один прекрасный момент и предложил купить компанию и работать над новыми проектами внутри Airbnb». О том, над чем команда Мармеладова работает сейчас, не сообщается. Зато известно, что в декабре прошлого года команда запустила собственный бизнес-инкубатор «Руки» для разработчиков гаджетов и предметов быта.
После сделки с Airbnb Lapka остановила выпуск своих продуктов, хотя пообещала обеспечить поддержку уже проданных устройств.
Looksery для Snapchat
Мессенджер Snapchat купил стартап Looksery, созданный россиянином Виктором Шабуровым и украинцем Юрием Монастыршиным, за $150 млн, стало известно в сентябре 2015 года. Looksery работал над технологией, способной в реальном времени модифицировать лица: изменить цвет глаз, скрыть недостатки кожи или вовсе примерять чужое лицо.
За день до того, как информация о сделке стала открытой, Snapchat выпустил обновление, позволившее пользователям накладывать семь разных линз на селфи. В этот день поклонники приложения смогли превратиться зомби и научились пускать радугу изо рта. Вслед за семью первыми бесплатными линзами в Snapchat разработали ещё 30 платных — $0,99 за каждую.
Внедрением технологии программисты Looksery занимались из дома: 10 из них работало из Сочи, а 20 — из Одессы. По данным Forbes, сделка состоялась ещё в апреле. Тогда разработчики переехали в новый офис в Калифорнии.
Сегодня в приложении ежедневно появляются новые линзы, а старые остаются доступны только для успевших купить их пользователей. В январе Snapchat заявил о намерении отказаться от платных линз.
PayOnline для NETE
Американская корпорация Net Element International (NETE), специализирующаяся на мобильных платежах и транзакционных услугах, через свою дочернюю фирму TOT Group Europe купила российский платёжный сервис PayOnline. Сделка прошла в марте 2015 года и составила $8,4 млн. Главный офис Net Element расположен в США, с октября 2012 года она торгуется на NASDAQ. Среди крупных акционеров — казахстанский предприниматель Кенес Ракишев.
Изначально сообщалось, что при помощи российского сервиса Net Element сможет расширить своё международное присутствие. Но теперь американская корпорация внедряет технологию PayOnline и на других рынках. «Одно из преимуществ сделки заключается в том, что мы теперь часть публичной компании, — говорит основатель PayOnline Марат Абасалиев. — За этот год с помощью Net Element мы вышли на новые рынки — в Киргизию, Казахстан и Таджикистан. Также после сделки мы получили возможность разрабатывать новые продукты и технологии, которые требуют существенных инвестиций».
Абасалиев подчёркивает, что после сделки руководство компании и весь менеджмент сохранились. В PayOnline сегодня работает около 70 человек. В этом году планируется выход на Ближний Восток, в Китай и в Канаду.
Какие компании интересуют техгигантов?
Чтобы крупная компания заинтересовалась стартапом, вовсе необязательно иметь идеальный продукт. Продукт может быть сырым, как у Looksery — у компании была технология распознавания лиц в движущемся видео, но конечного продукта как такового не было, технологии нужно было найти применение.
После сделки судьба продукта и команды зависит от корпорации. Очень часто большой игрок после покупки стартапа закрывает продукт. Это случилось с Lapka — на их главной странице теперь висит письмо c такими словами: «Следите за Airbnb, может быть, мы выпустим что-нибудь вместе». А может быть, и не выпустят. Никому не было понятно, зачем Airbnb эти датчики. Видимо, покупка была совершена, потому что основателям Airbnb просто понравилась идея ребят.
Огромный холдинг редко может поддержать быстрый динамичный стартаперский продукт, но при этом ему нужны мозги, чтобы улучшать свои продукты. Покупка стартапа становится способом найма — иногда захантить крутых инженеров так намного проще, чем нанять хедхантера, который будет за ними бегать и переманивать от конкурентов. Крупные компании особо деньги не считают и могут себе позволить потратить шестизначную сумму на новых специалистов.
Россия — одна из сильных IT-стран, у нас хорошо развит рынок технологий. Все российские стартапы можно найти на одной из крупнейших в мире платформ для привлечения инвесторов AngelList. Если завтра мальчики из Бутова выложат в интернет видео с каким-нибудь невероятным роботом, к ним тут же съедутся инвесторы со всего мира. Кроме того, в Сан-Франциско исторически очень много российских разработчиков.
Фотография на обложке: Lapka