secretmag.ru
Технологии

Абхазское вино, пальмовое масло и другие новые лидеры

Что покупают россияне в кризис
В кризис потребительское поведение ожидаемо меняется: за первый квартал этого года более трети россиян перешли на товары более дешевых марок и думают, в первую очередь, как сэкономить. Думают о снижении издержек и производители. «Секрет» собрал пять примеров, когда на стабильных рынках в кризис неожиданно поменялись лидеры, а импорт некоторых товаров стал интенсивно расти.

В кризис потребительское поведение ожидаемо меняется: за первый квартал этого года более трети россиян в целях экономии перешли на более дешёвые товары. «Секрет» выбрал пять импортных продуктов, которые сумели воспользоваться ситуацией и стали лидерами внутреннего рынка.

Абхазское вино

Фотография: Геодакян Артем/TASS

Из-за девальвации рубля ввозить в Россию вино из европейских стран стало невыгодно. Его импорт в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го сократился на 38,5%. В десятке крупнейших стран-импортёров только Абхазия показала существенный прирост продаж — на 26%. Единственный крупный поставщик вин из этой страны — компания «Мистраль Алко», входящая в группу «Мистраль», принадлежащую главе московской абхазской диаспоры Беслану Агрбе. В июле она стала лидером рынка, сместив с первой позиции «Лудинг» — импортёра вин из Европы и Латинской Америки.

Смартфоны Fly

Фотография: Почуев Михаил/TASS

В первом квартале 2015 года смартфоны B-брендов — Fly, Lenovo и Alcatel — впервые обогнали по объёму продаж A-бренды Apple и Samsung. По подсчётам аналитиков «Связного», сейчас B-бренды занимают 53% рынка. Директор розничной сети «Мегафона» Михаил Золотовицкий объясняет это тем, что в кризис главным фактором при выборе смартфона является привлекательная цена — а новые производители в этом вопросе проявляют большую гибкость. В целом за последние шесть месяцев лучше всего продавались модели самой дешёвой ценовой категории — до 10 тысяч рублей. Так, в конце весны неожиданным лидером на российском рынке смартфонов стал Fly IQ434 Era Nano 5, который в среднем стоит 2 тысячи рублей. Этот телефон в пластиковом корпусе работает на платформе Android и поддерживает две SIM-карты.

Автомобили KIA

Фотография: Пальм Елена/TASS

В апреле лидером на рынке новых иномарок в России стала KIA. Продажи марки за первое полугодие составили 61 722 автомобилей. Лучше всего покупают модель Rio: только за июнь их было продано 9 492 штуки. Второе и третье места на российском рынке новых иномарок занимают Hyundau Sris и Volkswagen Polo. По подсчётам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый квартал 2015 года автомобильный рынок в России сократился на 36,3%. Причина — обвал потребительского спроса, последовавший за ажиотажными покупками в конце 2014-го.

Презервативы

Фотография: Никольский Алексей/TASS

Поставки презервативов в Россию за последние полгода выросли на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: с января по июнь в страну ввезли более 26 млн штук. Аналитики рынка уверены, что из-за экономического кризиса россияне стали серьёзнее относиться к планированию семьи и чаще отказываться от дорогостоящих гормональных контрацептивов. Реализацией презервативов в России занимаются два крупнейших дистрибьютора — «Медком-МП» (марки Contex и Durex) и «Болеар Медика» (Sico, Vizit). Продажи последней за январь-июнь 2015 года выросли на 4–7%. Пик пришёлся на апрель: тогда «Болеар Медика» продала 4,7 млн презервативов, что на 51% больше аналогичного периода 2014 года. В компании отмечают: покупатели запасаются презервативами, ожидая, что цены на них вырастут из-за скачков курсов валют, но рынок вскоре стабилизируется — и прирост в штуках будет наблюдаться незначительный. В России же презервативы изготавливает единственное предприятие — Армавирский завод РТИ, который покрывает только 4% рынка контрацептивов.

Пальмовое масло

Фотография: Depositphotos

За последний год Россия стала лидером по импорту пальмового масла, которое применяется для изготовления поддельных сыров, молока и творога. Его ввоз в страну вырос вырос на 37%. В Россельхознадзоре этим обеспокоены, так как пальмовое масло вредно для здоровья. По словам производителей молочной продукции, в стране увеличивается объём фальсификата: после введения санкций в России выросло производство сыра (в первом квартале 2015 года оно увеличилось на 33%), для которого требуется сырое молоко. Но его производство сохранилось на докризисном уровне — значит, под видом сыра на рынке присутствуют продукты, созданные на основе пальмового масла, считают в «Союзмолоке».

Фотография на обложке: Елена Пальм/TASS, фото 5: Depositphotos