secretmag.ru
Технологии

Почему спрос на технологические компании падает

Меньше IPO, меньше инвесторов
По данным Wall Street Journal, В США в два раза сократилось количество IPO высокотехнологичных компаний, — с 32 в 2014 до 16 в 2015 году. В 2016 году на биржу пока вышли только девять компаний, при этом ещё пару лет назад перспективные стартапы вроде Airbnb или Uber заявляли о планах размещать акции.

По данным Wall Street Journal, в США в два раза сократилось количество IPO высокотехнологичных компаний — с 32 в 2014-м до 16 в 2015 году. В 2016 году на биржу пока вышли только девять компаний, при этом ещё пару лет назад перспективные стартапы вроде Airbnb или Uber заявляли о планах размещать акции.

Теперь, чтобы получить средства для развития, компании предпочитают продавать бизнес — частично или полностью — стратегическим инвесторам. Часто такой вариант помогает обрести не только деньги, но и полезного партнёра. Недавно Uber продал китайский бизнес местному гиганту в сфере такси Didi за более чем $1 млрд. По слова CEO компании Трэвиса Каланика, это был единственный вариант вывести компанию в прибыль. На прошлой неделе платформа Jet, запущенная как конкурент Amazon, договорилась о продаже бизнеса за $3,3 млрд ритейлеру Walmart.

Скорость сгорания

Одна из причин, по которой проекты больше не стремятся на IPO, — спрос на убыточные компании минимальный. Частные технологические компании редко раскрывают финансовые показатели, и никто не знает, получают ли они прибыль. Аналитики регулярно публикуют отчёты о том, что стартапы тратят куда больше, чем могут себе позволить, и работают в убыток.

Прошлым летом Jet показывал потенциальным инвесторам, что ему понадобится около $3 млрд к 2020 году, когда он рассчитывает выйти в прибыль. Компания собиралась поднять деньги по оценке $4,8 млрд в январе, хотя за несколько месяцев до этого получила их по оценке $600 млн. Ожидания менеджеров не оправдались — в ноябре инвесторы оценили Jet в $1,35 млрд. Пришлось продаваться стратегу. Некоторые компании не успевают продаться гигантам и просто сгорают. Если Jet тратил по $40 млн в месяц и продался Walmart через год работы, американский стартап Homejoy сжёг $40 млн инвесторских денег и закрылся — за счёт инвестиций его создатели успели понять, что выбранная бизнес-модель не работает.

Многообещающий магазин с одеждой дизайнеров Fab спускал миллионы на маркетинг каждый месяц, но всё равно не смог удержать пользователей. Когда компания пришла за новым раундом, инвесторы отказались её финансировать. Пришлось урезать расходы, а потом продаться всего за $30 млн креативной студии PCH Innovations.

В прошлом году Cэм Альтман из инкубатора Y Combinator говорил, что многие стартапы в Кремниевой долине не делят расходы на «необходимые и не необходимые», он назвал их уровень сгорания денег «пугающим».

Меньше единорогов

На что компании тратят столько денег? В основном на маркетинг и хранилище данных. Многим нужно вкладываться в продвижение из-за высокой конкуренции. Когда появляется новый тренд — скажем, нейросети или виртуальная реальность, — на рынок выходят сотни маленьких стартапов. Они набирают аудиторию в надежде на то, что их заметят гиганты вроде Facebook и Google и купят. Им важно выступить первыми, потому что они, как правило, убыточны и не могут существовать долго. По данным WSJ, компании всё чаще строят бизнес и ориентируются сразу на конкретных инвесторов, о публичном размещении мало кто думает.

«Инвесторы, которые жалуются на большие оценки, — те же, что их поднимают. Они сами позволяют компаниям сжигать миллионы и становиться единорогами, — в прошлом году говорил Майк Мориц из фонда Sequoia Capital, вложившийся на ранних этапах в Google и Yahoo!. — Есть компании, которые совершенно не заслуживают своих оценок». По его словам, многие единороги (компании с оценкой выше $1 млрд) исчезнут. В прошлом году 53 стартапа привлекли деньги по оценке больше $1 млрд, посчитал VentureSource. В этом году только девять достигли такой планки.

Меньше IPO

В итоге венчурные фонды начинают со скепсисом относиться к инвестициям в компании, ведь чаще всего они зарабатывают в двух случаях: при публичном размещении акций и при продаже компании. Таким образом один канал для удачного выхода исчезает — многие компании обещали провести IPO, но не проводили. Если фонды начнут меньше инвестировать, спрос снизится и вслед за ним начнёт падать стоимость компаний. «Уменьшение количества прибыльных IPO озадачивает инвесторов», — пишет WSJ.

Акции технологических компаний, выходивших за последние два года на биржу, через какое-то время часто показывали падение. «Рост расходов не приветствуется на публичном рынке, там прибыль имеет большое значение», — говорит Майкл Браун, партнёр Battery Ventures.

В начале года Bloomberg писал о технологических компаниях, от которых стоит ожидать публичного размещения акций в 2016-м. Ни один из прогнозов не оправдался, а руководители компаний делились сомнениями по поводу возможного IPO. Теперь компании строят бизнесы с расчётом понравиться большому игроку, а фонды — с прицелом поскорее продать свою инвестицию.

Фотография на обложке: Nir Elias / Reuters