secretmag.ru
Технологии

Дракон расправил плечи: Китайские компании скупают активы по всему миру

Рэнкинг крупнейших сделок

За первые шесть месяцев 2016 года китайские компании потратили на скупку зарубежных активов $135 млрд — больше, чем за весь прошлый год. Растёт и число сделок: в прошлом году их было 598, в этом ожидается около 1000. Этот тренд определился ещё несколько лет назад, но именно сейчас Китай становится лидером глобального рынка слияний и поглощений. «Секрет» составил рэнкинг крупнейших сделок M&A, совершённых китайскими компаниями, и попросил эксперта рассказать о природе феномена.

1. ChemChina купила Syngenta за $43 млрд

Крупнейшую покупку в истории китайского бизнеса в феврале совершила химическая корпорация ChemChina. Поглощение швейцарского производителя семян Syngenta обошлось в сумму, которая сравнима с её годовой выручкой.

Объединённая компания, которая стала самым крупным игроком на рынке сельскохозяйственной химии с капитализацией $100 млрд, планирует провести IPO. При этом Syngenta сохранится в качестве отдельной бизнес-единицы, менеджмент и штаб-квартира остаются в Швейцарии.

Хотя китайские компании особенно активно скупают именно сельскохозяйственные активы, до последнего момента ChemChina не воспринималась в качестве претендента на бизнес Syngenta — в 2015 году швейцарскую компанию пыталась поглотить американская Monsanto.

2. CNOOC купила Nexen за $15,1 млрд

© © CNOOC Limited

Китайская нефтегазовая корпорации CNOOC купила канадскую Nexen в январе 2013 года. Сумма сделки составила $15,1 млрд — до этого так дорого за иностранные энергетические активы китайцы не платили.

Покупатель получил возможность расширить своё присутствие на рынках Канады и Нигерии, а также доступ к месторождениям в Мексиканском заливе и Северном море. CNOOC — третья по величине национальная (правительство контролирует 70% акций) нефтегазовая компания КНР после CNPC и Sinopec. За пределами Китая у неё также есть активы в Австралии, Индонезии, Кении, Нигерии и Экваториальной Гвинее.

3. Tencent купила Supercell за $8,6 млрд

Консорциум инвесторов во главе с Tencent (в него также входили Alibaba Group и Baidu) за $8,6 млрд выкупил 84% акций разработчика мобильных игр Supercell (главный хит — Clash of Clans) у японской Softbank в июне 2016 года. Оставшиеся акции пока остаются у сотрудников Supercell.

Supercell — редкий пример европейского (компания основана в Финляндии) разработчика игр, которому удалось завоевать популярность не только в Европе и США (как, например, ещё одной финской компании — Rovio), но и в Азии. Штаб-квартира компании пока остаётся в Хельсинки. Новые владельцы пообещали обойтись без серьёзных кадровых перестановок.

4. Sinopec купила Addax Petroleum за $7,3 млрд

© © Ralf Roletschek / Wikipedia (CC BY 3.0)

Sinopec купила швейцарскую нефтегазовую компанию Addax Petroleum (разрабатывает месторождения в Африке и на Ближнем Востоке) в 2009 году.

Государственная нефтяная компания регулярно покупает зарубежные энергетические активы. Из последнего — российская «Удмуртнефть» ($3,5 млрд), канадская Daylight Energy ($2,1 млрд), бразильские активы испанской компании Repsol ($7,1 млрд).

5. MMG купила Las Bambas за $7 млрд

Крупнейший в мире сырьевой трейдер Glencore согласился продать китайскому консорциуму перуанский медный рудник Las Bambas в августе 2014 года.

Добывать руду начали лишь в первом квартале 2016-го. До этого предприятие не получалось ввести в эксплуатацию из-за глобального снижения цен на сырьё и протестов местного населения, которое посчитало этот проект опасным для окружающей среды.

6. Anbang Insurance купила Strategic Hotels & Resorts за $6,5 млрд

© © Anbang Insurance

О покупке китайской группой страховых компаний Anbang Insurance гостиничного оператора Strategic Hotels & Resorts стало известно в марте 2016 года. За $6,5 млрд Anbang Insurance получила 18 отелей класса люкс в США и Германии.

Это одна из крупнейших сделок в истории гостиничного бизнеса, но скоро Anbang Insurance может совершить ещё более дорогую покупку. На днях выяснилось, что она планирует приобрести гостиничную компанию InterContinental Hotels Group за $9,1 млрд. Если сделка состоится, китайцы получат более 5000 объектов, в том числе около 3000 отелей Holiday Inn и Holiday Inn Express.

7. Tianjin Tianhai (HNA Group) купила Ingram Micro за $6,3 млрд

Китайский инвестиционный холдинг Tianjin Tianhai, дочерняя структура HNA Group, поглотил международного IT-дистрибьютора Ingram Micro в феврале 2016 года. Сделка должна будет облегчить Tianjin Tianhai работу на международном рынке.

Накануне поглощения Ingram Micro сама совершила ряд серьёзных покупок: приобрела бизнес российского IT-дистрибьютора RRC Group в нескольких европейских странах, а также программные продукты российского разработчика Parallels.

8. Haier купила General Electric Appliances за $5,4 млрд

© © testing / Shutterstock.com

Промышленная группа Haier договорилась о покупке General Electric Appliances в январе 2016 года. Помимо бизнеса по производству холодильников, стиральных машин и прочих бытовых приборов Haier, которая сама выпускает бытовую технику и электронику в среднеценовом сегменте, получит мощную дилерскую сеть. Таким образом, сделка создаёт плацдарм для развития бизнеса Haier в Америке, компания шла к этому без малого десять лет.

9. Shanghai Giant Network Technology купила Caesars Interactive Entertainment за $4,4 млрд

О том, что китайский консорциум, в который, в частности, входят Shanghai Giant Network Technology и инвесткомпания основателя Alibaba Джека Ма, поглощает канадскую игровую компанию Caesars Interactive Entertainment, стало известно в конце июля этого года. Сама Caesars Interactive Entertainment переживает не лучшие времена и близка к банкротству, но китайцев интересует лишь один её актив — израильская игровая студия Playtika.

В результате поглощения израильская компания сохранит независимость и продолжит заниматься тем же, чем занималась раньше, — азартными играми для мобильных устройств. В её Slotomania, Caesars Casino и другие похожие игры каждый день играют по 6 млн человек.

10. Shuanghui International купила Smithfield Foods Inc. за $4,7 млрд

Shuanghui International

© © Chinahbzyg / Shutterstock

Китайский холдинг Shuanghui International Holdings купил крупнейшую свиноводческую компанию мира Smithfield Foods в 2013 году. Цель — увеличение экспорта продукции Smithfield Foods в Китай.

Shuanghui International и до этой сделки была крупнейшей китайской мясоперерабатывающей группой — производила более 2,7 млн т мяса в год. СМИ называют её председателя «палачом №1 в КНР», потому что он ежегодно отправляет под нож более 15 млн свиней.

Комментарий эксперта

Алексей Маслов
Доктор исторических наук, профессор, руководитель Школы востоковедения факультета МЭиМП НИУ ВШЭ

Китай всегда развивался как особого рода мегаимперия, которая может быть устойчивой, только если она постоянно растёт и расширяется. Так же было столетия и даже тысячелетия назад, просто сегодня несколько изменились методы.

В последние несколько лет рост китайской экономики замедлился. Это связано прежде всего с выработкой ресурсов внутреннего рынка, заметным ростом себестоимости производства, неловкими попытками государства контролировать экономику снизу доверху. Чтобы компенсировать проблемы на внутреннем рынке (не будет роста — начнётся кризис), китайские компании идут за рубеж.

Тактика этой экспансии — в стремлении перехватить у Запада ряд ключевых областей. В 1970-х и 1980-х такую же тактику, как у современного Китая, пыталась использовала Япония, но у неё стать крупным игроком по ряду причин не получилось. А вот Китай, на мой взгляд, имеет все шансы стать первой крупной азиатской державой, играющей на равных с западными компаниями на западных рынках.

Пользуясь нехваткой свободных денег в Европе, сложностью получения кредитов под мегапроекты и искренней верой многих западных компаний и правительств, что это «всего лишь бизнес», Китай стремится добиться доминирующего влияния в добыче полезных ископаемых, атомной энергетике (обратите внимание на скупку активов в Великобритании и Аргентине), информационных технологиях, сельском хозяйстве и инфраструктурных проектах.

Фотография на обложке: Kevin Frayer / Getty Images