Вопрос. Какой легальный бизнес в России сейчас самый прибыльный?
Любой бизнес стремится к снижению затрат и увеличению доходов. Но некоторым сферам это удаётся легче, чем другим. «Секрет» узнал у инвесторов, предпринимателей и аналитиков, какой бизнес сейчас самый рентабельный в стране.
Виталий Полехин Руководитель клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково»
В кризис большинство потребителей ищут новые подходы и решения: что дешевле, что лучше соответствует запросам, что даёт дополнительные возможности. В благополучные времена труднее заставить потребителя изменить своим привычкам, а сейчас они готовы менять модель поведения и потребления.
Во времена экономических спадов всегда востребованы и растут в продажах недорогие продукты, образовательные услуги и всё, что связано с ремонтом. Среди портфельных компаний могу отметить рост продаж самых бюджетных линеек потребительской электроники. Люди приходят в магазин покупать смартфон и просят показать «самые дешёвые» и «без особых изысков». Потеряв работу, люди идут учиться для повышения квалификации, а кто-то просто хочет с пользой потратить время, которое образовалось в связи с отсутствием видимых перспектив. Бизнес, связанный с ремонтом и дистрибуцией запчастей, — хит в текущих реалиях. Это логично, так как в кризис главная альтернатива покупке бюджетного нового — ремонт старого.
Алёна Сокова Руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка и «Опоры России»
Сдавать недвижимость в аренду по-прежнему очень выгодно. Рентабельность такого бизнеса — от 70%, бизнес-модель очень простая. Все виды услуг, когда есть собственная недвижимости, тоже становятся высокодоходным бизнесом с рентабельностью до 50%. Но таких мало.
В общепите по-прежнему востребованы фастфуд и кофейни в разных вариациях, в целом рентабельность общепита колеблется от 25 до 35%. Розничная торговля пока ещё остаётся доходным бизнесом, но только там, где нет крупных сетевых игроков. Это в основном города с численностью населения до 300 000 человек.
В целом хорошие результаты демонстрирует бизнес, связанный с товарами и услугами для детей: одежда, игрушки, канцтовары, развивающие центры, частные детские сады, досуг, квесты и развлечения. В производственной сфере ждут результатов от мер поддержки правительства. На горизонте 3–5 лет в России появятся устойчивые отечественные производители. Однако ожидать значительного роста рентабельности в этой сфере пока не приходится из-за недешёвых кредитов и высокой конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Максим Новицкий Основатель бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест»
По нашим данным, в этом году к самым прибыльным направлениям малого бизнеса в Московском регионе можно отнести интернет-магазины, детские центры развития и частные детские сады, а также точки фастфуда. Средний срок окупаемости в этих сферах меньше года. В Санкт-Петербурге аналогичные показатели у баров и хостелов. В Новосибирске в топе автосервисы и шиномонтажи, в Уфе — производство строительных материалов.
В сегменте среднего бизнеса сейчас имеет хорошие показатели рентабельности сельское хозяйство — за счёт политико-экономической ситуации, обеспечивающей низкоконкурентный сбыт и льготы.
Но всё-таки нельзя рассматривать какой-то сегмент как наиболее рентабельный и привлекательный для инвестиций. Каждое предприятие должно быть оценено отдельно. Прибыльный бизнес есть в любых сферах.
Станислав Тэо Управляющий партнёр компании «Продавед»
В России самыми доходными в абсолютном выражении остаются сектора, закрытые для новых игроков: нефтянка, полезные ископаемые, крупные госконтракты. Так было, есть и будет: чем выше конкуренция, тем меньше сливок.
Но среди производственных компаний в других секторах сейчас постепенно начинают появляться игроки с высоким доходом. Это компании с высоким контролем качества продукта, правильной экономикой процесса и быстрым расширении рынков сбыта. Самое сложное для российских управленцев — поиск новых рынков сбыта. У большинства компаний нет ни базы клиентов, ни контроля за работой отдела продаж. Но ведь это жизненно важно: если наши производители начинают поставлять продукцию за рубеж, экономика сразу меняется и можно говорить о сверхдоходности вместо выживания.
Анастасия Тюрина Начальник управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ
Когда речь заходит про доходность инвестиций, каждый инвестор будет рассказывать про свои инвестиции как наиболее выгодные, тем самым формируя интерес к своим проектам, отрасли, увеличивая шансы на свой успех. С другой стороны, объективных цифр доходности российских венчурных проектов пока не существует, поэтому, оценивая прибыль инвесторов, мы чаще ориентируемся на реализованные за рубежом кейсы и динамику работы наших стартапов.
Если вы хотите обеспечить максимальную доходность реальному бизнесу, то традиционно стоит обращать внимание на сферы с минимальными капзатратами и при этом находящиеся на пике потребительской популярности. Это могут быть кафе быстрого питания или, скажем, хит этого лета — кальянные, где норма доходности превышает традиционные ожидания инвесторов.
В рубрике «Вопрос» мы отвечаем на вопросы, которые волнуют предпринимателей. Свои предложения по темам присылайте на sf@rambler-co.ru c пометкой «вопрос».