secretmag.ru
Технологии

Илья Сачков (Group-IB): «Я нанимаю аутистов. Они выдающиеся кибердетективы»

Впрочем, самые неуловимые киберпреступники — тоже аутисты
Несколько лет назад одно из наших расследований зашло в тупик. Преступник угрожал человеку анонимными письмами и при этом не совершал ошибок, которые бы позволили установить его личность методами компьютерной криминалистики. Вдруг один из членов нашей команды на несколько дней пропал из жизни (мы его реально потеряли), а потом вернулся с решением.

Несколько лет назад одно из наших расследований зашло в тупик. Преступник угрожал человеку анонимными письмами и при этом не совершал ошибок, которые бы позволили установить его личность методами компьютерной криминалистики. Вдруг один из членов нашей команды на несколько дней пропал из жизни (мы его реально потеряли), а потом вернулся с решением.

Наш коллега обратил внимание на то, что в одном из писем злоумышленник обмолвился, что в определённом городе когда-то проживал его репрессированный родственник. Наш сотрудник собрал все возможные архивы и построил генеалогические древа людей, которые были репрессированы в конкретном городе в конкретный год.

Даже сейчас мне эта работа кажется практически нереальной. Тем не менее, нашлось всего 12 живых людей, подходящих под описание. Один из них был знаком нашему клиенту, и он сразу понял, в чём состояли мотивы шантажиста.

Сотрудник, который раскрыл это преступление, — аутист. Эта особенность наделила его нестандартным мышлением и способностью потрясающе глубоко погружаться в работу. Аутизм может быть преимуществом, и я рад, что люди с такой особенностью работают в моей компании.

Вовремя найти

Впервые я познакомился с аутистом в 2007 году — во время одного расследования. Это была встреча с преступником. Позже, проводя другие расследования, мы увидели, что некоторые типы компьютерных преступлений (например, это написание вирусов) часто совершают именно аутисты — иногда у преступников был диагноз, иногда мы сами это определяли в процессе общения.

Почему аутисты становятся на противоправный путь? Огромная проблема нашего государства (да и общества) состоит в том, что мы ничего не знаем об аутизме и с этими ребятами никто системно не работает. Всё начинается в детстве. Проблемы в семье или в школе, агрессия и насилие озлобляют ребёнка. Если у него есть доступ к компьютеру, он быстро понимает, что с его помощью может отомстить обществу.

Когда мы обратили на это внимание, начали изучать медицинскую и психологическую литературу. У нас в библиотеке хранятся исследования учёных из Гарварда, Кембриджа и других научных центров. Постепенно мы начали проводить собственные исследования и убедились в том, что аутисты — потрясающе интересные люди.

В России распространён миф, будто аутизм — это ограничение. Это абсолютно не так. Просто важно найти подход — в семье, в школе, на работе. Тогда аутисты станут элементом пазла, который позволит обществу решать многие важные задачи.

Особые цели

Если поместить аутиста в благоприятную среду, общаться с ним и направлять в нужную сторону, он станет одним из лучших в команде. Особенно это заметно в компьютерной сфере, потому что аутисты — трудолюбивые, креативные, интересные. Это потрясающе важно, и я хочу построить целую систему профессиональной подготовки для аутистов, которые интересуются компьютерами.

В моей компании на разных позициях аутисты работают давно. Некоторые наши патенты и разработки — полностью результат работы людей с этим свойством. Я сам в некоторых особенностях характера тоже немного аутист и считаю, что это крутое преимущество. Например, иногда я становлюсь отстранённым и это позволяет мне потрясающе концентрироваться на делах. Но, конечно, у меня это проявляется не в такой степени, как у некоторых ребят из нашей компании — они способны на по-настоящему выдающиеся вещи.

На мой взгляд, аутисты хорошо подходят для аналитической работы, работы с большими данными, разработки, рутинных интеллектуальных задач. Речь идёт о написании больших технических текстов, поиске ошибок в коде, построении длинных логических цепочек и поиске последовательностей в огромных массивах данных.

В нашем деле очень важно уметь связывать между собой события, на первый взгляд кажущиеся случайными, и аутистам в этом нет равных.

Установить контакт

Но есть и сложные моменты. Способы мотивации, которые работают для большинства сотрудников, аутистам не подходят. Стандартные корпоративные правила и принципы коммуникации могут вызывать неожиданную реакцию. К примеру, аутисты ценят юмор, но иногда никак не показывают это внешне. Ещё у них не вызывают интереса корпоративные праздники — если таких людей в коллективе немало, нужно устраивать что-то особенное. Но если помнить об особенностях коллег, общаться с ними можно идеально. Важен подход — этих людей нужно лелеять и ценить.

Человек, который считает, что с аутистами не нужно общаться, не нужно их брать на работу, — это необразованный человек. Если потратить время на изучение психологии и правильно построить работу, для любой компании (особенно в IT), аутист будет лучшим сотрудником. Повторюсь, аутизм — потрясающе крутое свойство.

Я знаю и предпринимателей-аутистов. С некоторыми даже дружу, но в общении эта тема остаётся табуированной, потому что слово «аутист» многие воспринимают как ругательство. Вряд ли с этим можно быстро что-то сделать, поэтому я бы ввёл новое понятие, сделал бы кардинальный ребрендинг.

Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images