Здоровый фастфуд: Как McDonald’s, Subway и другие меняются, чтобы выжить
Российские депутаты, которые предлагают ограничить рекламу фастфуда или вовсе его запретить, отстали от глобального тренда. Повсеместное распространение моды на здоровый образ жизни привело к тому, что продажи крупнейших сетей быстрого питания уже который год падают или в лучшем случае стагнируют. Ресторанам пришлось пересмотреть свои меню, и уже сегодня некоторые их блюда не вреднее тех, которыми кормят в столовой Госдумы.
Мясо без антибиотиков
В 2014 году американская сеть Carl’s Jr. представила «полностью натуральный бургер». Это значит, что коров, из которых делают котлеты, не пичкают антибиотиками, стероидами и гормонами. Более того, им позволяют свободно пастись в каком-нибудь экологически чистом месте. Руководство сети утверждает, что в меню Carl’s Jr. новый бургер — одно из самых популярных блюд.
Антибиотики в говядине и мясе птицы — одна из главных претензий к фастфуду. Дело в том, что для лечения животных и людей часто используют одни и те же препараты. Завсегдатаи ресторанов быстрого питания теряют к ним восприимчивость, и это усложняет их лечение. Согласно официальной статистике каждый год бактериальные инфекции, которые не поддаются лечению антибиотиками, развиваются более чем у 2 млн американцев, 25 000 человек в результате умирают.
В 2015 году о планах отказаться от мяса птицы, которую лечили антибиотиками, объявил McDonald’s. Кроме того, компания хочет, чтобы курицы, мясо которых идёт на изготовление бургеров и других блюд, росли на свободе, а не в клетках. Осенью того же года о постепенном отказе от «мяса с антибиотиками» рассказало руководство Subway, крупнейшей по числу точек сети быстрого питания. Правда, сделать это быстро не получится — программы и McDonald’s, и Subway рассчитаны на ближайшие десять лет.
Блюда для вегетарианцев
Сеть мексиканского фастфуда Taco Bell в прошлом году увлеклась овощами, предложив посетителям заменить мясо бобами и рисом в большинстве позиций своего меню. В сети объясняют это тем, что миллениалы всё чаще отказываются от мяса: кто-то становится вегетарианцем, кто-то — худеет.
Прошлогодние социологические опросы показали, что около трети взрослых американцев — так называемые флекситарианцы. Они не против мясных блюд, но, если есть альтернатива, выбирают её. С этим трендом вынуждены считаться все крупные сети.
В 2014 году Burger King представил линейку из шести вегетарианских бургеров в Индии, где мясо многим не позволяет есть религия. Но позднее похожие позиции появились и в других странах. В середине этого года бургер с котлетой из бобов, морковью, свежим зелёным салатом и огурцами продавался в российских заведениях этой сети. Сколько всего их было съедено, в компании не говорят, но её паблик в сети «ВКонтакте» пестрит вопросами клиентов, когда это блюдо начнут готовить вновь.
Некоторые компании, чтобы угодить вегетарианцам и веганам, решаются на запуск новых форматов кафе. В декабре 2015 года канадский McDonald’s открыл в Торонто кафе нового формата, и его меню радикально отличается от всего, что сеть предлагала раньше. В заведении, которое получило название The Corner, подают, например, салат с киноа, мандарином и зелёными соевыми бобами, салат из брюссельской капусты с овощным миксом, классический поджаренный сыр на мультизерновом хлебе, а также круассаны с яблоком, сыром бри и мёдом.
Отказ от консервантов и красителей
К 2017-му сеть Subway обещает полностью отказаться от искусственных ингредиентов. Ещё в 2014 году она удалила из хлеба азодикарбонамид, после того как выяснилось, что химикат, который производители хлебобулочных изделий используют в качестве «отбеливающего средства», входит в состав обувных подошв и ковриков для йоги. McDonald’s, Burger King, Starbucks и другие сети, в чьих блюдах также нашли азодикарбонамид, пока от него, впрочем, не отказываются.
Papa John's с 2014 года тратит $100 млн в год, чтобы убрать из своего меню искусственные ингредиенты и другие добавки, такие как глутамат натрия, трансжиры или даже безобидный кукурузный сироп. Постоянные клиенты Papa John's жалуются, что любимые позиции меню — например, соусы — потеряли привычный вкус, но администрация на их претензии не реагирует.
В 2015 году сеть пекарен Panera Bread опубликовала список из 150 искусственных ингредиентов, которые она планирует убрать из своей выпечки к концу 2016 года, а также пообещала представить полностью натуральные супы. Чтобы не разочаровать посетителей, компания, по словам её руководства, более 60 раз поменяла рецепт своего самого популярного супа — сырного с брокколи. Без фосфата натрия и другой химии сделать блюдо таким же вкусным, как раньше, не получалось.
Борьба с ГМО
В «оздоровлении» фастфуда, разумеется, очень много маркетинга и пиара — иногда больше, чем реального содержания. В частности, многие сети решили объявить войну генетически модифицированным продуктам, которые большинство учёных вредными не считает.
С прошлого года продуктов с ГМО больше нет, например, в Chipotle Mexican Grill. Исполнительный директор сети Стив Элс рассказал, что решение компания приняла исключительно из-за того, что ГМО пугает потребителей, а не потому, что она разделяет веру в то, что така еда опасна.
Интересно, что клиенты Chipotle Mexican Grill вместо того, чтобы поблагодарить компанию за заботу, атаковали её судебными исками, после того как обнаружилось, что ГМО остались в составе некоторых напитков, а также в корме для животных, из которых для ресторанов этой сети делают фарш.
Фотография на обложке: Paul Linse / Getty Images