secretmag.ru
Технологии

Вопрос. Какой бизнес в России эффективнее, чем на Западе?

Электронная коммерция, рестораны и HoReCa
В международном рейтинге Doing Business-2015 ([«Ведение бизнеса 2015: Больше, чем эффективность»](http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015)), который ежегодно составляет Всемирный банк, Россия занимает 62 место — сразу после Туниса и Греции. «Секрет» узнал, какой бизнес вести в нашей стране эффективнее, не смотря ни на что.

В международном рейтинге Doing Business 2015 («Ведение бизнеса — 2015: Больше, чем эффективность»), который ежегодно составляет Всемирный банк, Россия занимает 62-е место — сразу после Туниса и Греции. «Секрет» узнал, какой бизнес в нашей стране эффективнее, несмотря ни на что.

Андрей Черногоров Генеральный директор компании Cognitive Technologies

Во-первых, в России в разы эффективнее любой бизнес, связанный с проведением юридических операций в электронном виде. В год Россия проводит 5 млн электронных закупочных процедур, наша страна опережает весь мир по уровню развития онлайн-тендеров. Это точка роста, которая даст рынку импульс для развития в последующие годы. Это колоссальный рынок с прекрасными финансовыми показателями и эффективным государственным регулированием, которое только подстёгивает рост. Бизнес, который связан с любыми электронными документами участников рынка, системами электронного документооборота, отчётностью — всё это приносит много денег как разработчикам, так и конечным пользователям (за счёт снижения затрат на поддержание ключевых бизнес-процессов) и функционирует эффективнее, чем в других странах. Сюда же относится рынок бухгалтерских услуг, автоматизация поставок, комплексы по управлению закупочной деятельностью предприятий.

Во-вторых, намного эффективнее в России весь рынок HoReCa. Это возможно благодаря намного более низкой регуляции рынка. Меньше регулируются трудовые отношения и общие регламенты работы. Стоимость привлечения рабочей силы невысока. Инфраструктура рынка очень пластична и податлива в интересах работодателя. Институт профсоюзов не развит, ротацией кадров можно закрыть любые управленческие дыры. Это создаёт почву для бурного роста новых бизнесов и масштабированию существующих проектов. Норма маржи в этом сегменте в разы выше, чем на Западе. Можно сказать, что по уровню эффективности современный бизнес HoReCa в России — это антипод производству. Обратите внимание, что любые международные сети отелей имеют свои официальные высокодоходные представительства в России, которые не закрываются в период кризиса, а, наоборот, растут, в то время как во многих других странах отельеры вынуждены пачками сворачивать свои франшизы.

Никита Степнов Управляющий партнёр агентства «Со-общение»

Сегодня существует два Запада с совершенно разными моделями и принципами ведения бизнеса. Первый — это США с его американской мечтой и доминантой экономического роста любой ценой. Сюда же с некоторой натяжкой можно отнести и Германию. Второй Запад — остальной Евросоюз с его евросоциализмом, в котором быстрый рост приносится в жертву социальной защищённости. Перед Германией и Америкой российскому бизнесу хвастать, к сожалению, особо нечем, кроме, пожалуй, умения уклоняться от налогов и мгновенно приспосабливаться к самым дурацким мерам госрегулирования. Однако конкурентов из стран евросоциализма русские компании успешно обгоняют во всём, что связано с коммерческими инновациями и обеспечением роста.

Россияне в массе своей далеко оторвались от европейцев в области как e-commerce, так и вообще всего, что связано с использованием интернета в бизнесе. Российские операторы связи сильнее если не технологически, то, безусловно, в области предлагаемых продуктов. О том, что в России более развитый маркетинг, можно говорить часами. Отставание в этой области европейского бизнеса можно смело оценивать в десятилетие. Однако поводов для радости всё же немного. Даже без учёта нынешнего кризиса Россия последних пяти лет упорно шла в сторону госкапитализма с его упрощённой экономикой и отсутствием конкуренции. Сокращение реальных доходов населения нанесло многим отраслям последний удар, и, возможно, скоро мы будем вспоминать об успехах в маркетинге так же, как сегодня некоторые горюют о достижениях социализма, — без возможности повторить.

** Игорь Островский ** Старший партнёр КСК групп

И в России, и на Западе важно, какой бизнес-подход выбирают предприниматели. Если отвлечься от грустных шуток про коррупцию, административную ренту и распил бюджета, то в России огромный потенциал эффективности скрывается в любом бизнесе, если добавить в него качественный и продуманный сервис. Например, у нас много жилых или офисных помещений, но по-настоящему качественных офисных пространств или жилья с удобной территорией и качественной инфраструктурой крайне мало. Такие же примеры можно привести не только в строительстве, но и в торговле и в сфере услуг. Как известно, хороший сервис возможен при наличии осознанного подхода и серьёзной продуманной концепции, а эффективностью бизнеса должен заниматься собственник рука об руку с управленческим консультантом. Проблема большинства наших собственников в том, что они остаются самоделкиными и поэтому обречены по десятому разу наступать на те же грабли, на которые их коллеги уже многократно наступили. Безусловно, нашим предпринимателям, которые выросли в координатах российской деловой культуры, сложно работать на Западе и привычно — на родине. Наши навыки преодоления административных рогаток произвола и коррупции вряд ли помогут вести и развивать бизнес на Западе.

Александр Пахомов Финансовый директор Tutti Frutti Frozen Yogurt Russia

Ресторанный бизнес в России гораздо эффективнее, чем на Западе. В этом мы убедились на примере открытия наших кафе. Команды в Европе и в России начали работать одновременно — в декабре 2012 года. На сегодняшний день в России и Казахстане открыто 35 кафе Tutti Frutti, тогда как в Европе единственное кафе открылось недавно — в июне текущего года во Франции. С чем это связано? Прежде всего с перенасыщенностью ресторанного рынка Европы, а также с предпочтениями самих европейцев, которые предпочитают ходить в заведения с национальной кухней. На Западе найти хорошую локацию — большая проблема. Более 95% арендных площадей там заняты, а свободные 5% расположены в районах с низкой проходимостью.

В России ситуация отличается коренным образом. Во-первых, из-за падения ресторанного рынка на 20–30% появилась возможность зайти в этот бизнес с успешной концепцией ресторана или кафе демократичного сегмента. Освободилось достаточное количество хороших площадок, строятся торговые центры, где есть возможность продвигать свой проект. К слову, согласование проекта в Европе занимает массу времени: у нас на это уходит несколько недель, там — несколько месяцев. Открытие кафе в Европе стоит в полтора-два раза дороже, чем в России, а маржинальность малого бизнеса при этом достаточно низкая. На Западе выше уровень заработных плат. Плюс из-за высокой насыщенности рынка вы не можете диктовать свои цены. В частности, нашей компании удалось получить скидку у поставщиков в 20–30%, в Европе для этого нужно очень сильно постараться. В нашей стране можно более гибко управлять бизнесом, отслеживая расходы и оптимизировать их по каждому пункту.

В рубрике «Вопрос» мы отвечаем на вопросы, которые волнуют предпринимателей. Свои предложения по темам присылайте на sf@rambler-co.ru c пометкой «Вопрос».