secretmag.ru
Технологии

Джедаи, косатки и Гарри Поттер: Самые успешные парки развлечений в мире

Ренкинг — от Диснейленда до китайской «Счастливой долины»
Об открытии парка Disney по мотивам «Звёздных войн» говорят уже несколько лет, но только в начале феврале компания подтвердила — в 2019 году кластеры Star Wars дополнят сразу два Диснейленда, в Калифорнии и Флориде. Пока аналитики обсуждают, принесут ли «Звёздные войны» паркам Disney такой же головокружительный успех, как несколько лет назад парк по Гарри Поттеру принёс Universal (тогда выручка за два года выросла на 49%), в компании в стремительном взлёте проекта не сомневаются — в 2015 году после выхода первой космической оперы в составе The Walt Disney Company компания [отчиталась](https://www.forbes.com/sites/laurengensler/2016/02/09/disney-first-quarter-earnings-star-wars/#380236903bad) о самых больших заработках в истории — чистая прибыль за квартал выросла на 32% до $2,88 млрд при выручке в $15,24 млрд. Кроме того, растёт популярность и самих тематических парков — в 2015 году в 25 крупнейших из них побывали 235,6 млн посетителей, что на 5,4% больше, чем годом ранее. «Для относительно зрелой отрасли рост, который мы видели в этом году, просто огромен», — [рассказывал](http://edition.cnn.com/2016/05/26/travel/worlds-most-popular-amusement-parks-2015/) старший вице-президент американской консалтинговой компании AECOM Джон Робинетт. «Секрет» рассказывает о пяти компаниях, которые больше других зарабатывают на тематических парках развлечений.

В 2019 году в парках Диснейленд в Калифорнии и Флориде появятся территории Star Wars — этого ждали с 2012 года, когда Disney купил производителя франшизы фантастической саги студию Lucasfilm. У кинокомпании на космический кластер большие надежды. Во-первых, «Звёздные войны» переживают новую волну популярности. В 2015 году вышел «Эпизод VII: Пробуждение Силы», первый фильм саги, выпущенный в составе The Walt Disney Company, — он собрал в прокате больше $2 млрд. Премьера состоялась в декабре 2015-го, а в феврале The Walt Disney Company отчиталась о самых больших заработках в истории — чистая прибыль за квартал выросла на 32%, до $2,88 млрд при выручке в $15,24 млрд.

Во-вторых, парки развлечений привлекают всё больше посетителей: в 2015 году в 25 крупнейших парках побывали 235,6 млн посетителей — на 5,4% больше, чем годом ранее. «Для относительно зрелой отрасли рост, который мы видели в этом году, просто огромен», — рассказывал старший вице-президент американской консалтинговой компании AECOM Джон Робинетт. Несколько лет назад студия Universal сделала в своих парках территорию из вселенной Гарри Поттера и сразу увеличила выручку парков почти вдвое.

«Секрет» рассказывает о пяти компаниях, которые больше других зарабатывают на тематических парках развлечений.

1. Disney Parks and Resorts — $16,16 млрд*

© © Disneyland News

В десятке самых посещаемых парков развлечений парки Disney занимают сразу восемь мест. Флагманский парк в Орландо в 2015 году посетили 20,5 млн человек. Открытый ещё в 1955 году, этот парк долгие годы остаётся самым посещаемым в мире. Билет на целый день обойдётся в $124.

Тематические парки каждый год посещает всё больше народу, и в структуре выручки Disney они играют всё более важную роль — к 2020 году, по прогнозам инвестиционного банка Piper Jaffray, суммарная прибыль всех парков вырастет на 64% и превысит $5,4 млрд. Фильмы к 2020 году будут приносить компании только $4 млрд, фирменные товары — $2 млрд, а телевидение — $8 млрд.

Несколько лет назад Disney объявил о строительстве во Флориде уникальных парков не только по мотивам «Звёздных войн», но и по фильму «Аватар» (откроется 27 мая 2017 года). Планета Пандора, по оценке аналитиков с Уолл-стрит, обошлась компании в $500 млн, но затраты должны окупиться быстро — «Аватар» остаётся самым кассовым фильмом всех времён со сборами в $2,8 млрд.

2. Overseas Chinese Town Enterprises — $4,12 млрд

© © OCT

Пока от лидера ренкинга компания отстаёт почти в четыре раза, но к 2020 году парки Китая должны стать самыми посещаемыми в мире благодаря растущему среднему классу страны.

Overseas Chinese Town Enterprises — государственная компания, созданная в 1985 году для развития туристической и культурной индустрии Китая. Она возводит гостиницы, реконструирует музеи и разбивает парки — сегодня в её ведении четыре тематических парка Happy Valley и семь культурных кластеров с 30 млн посетителей в год, каждый занимает площадь примерно в 30 га.

Население Китая состоит из 56 этнических групп, у каждой свои традиции, своё искусство, различаются архитектура, язык и пищевые привычки: где-то едят много сладкого, где-то вообще не употребляют сахар, где-то популярна очень острая пища, а где-то — пресная. Overseas Chinese Town Enterprises обычно делит свои парки на зоны по числу этнических групп и оформляют их в соответствии с особенностями каждой, чтобы жители страны могли узнать, как живут и что едят в отдалённой провинции. Кроме того, компания возвела самый большой в мире парк миниатюр, где есть копии Эйфелевой башни, египетских пирамид и Ниагарского водопада, и собрала вместе все климатические зоны Земли. Здесь проводят фестивали, национальные и этнические праздники.

К 2030 году количество посетителей Happy Valley вырастет на 50%, до 326 млн человек. За их внимание и деньги сражаются не только местные компании, но и зарубежные — например, Disney открыл свой парк в Шанхае летом 2016 года и выручил $5,5 млрд. До этого с 2005 года единственный Диснейленд на территории Китая работал в Гонконге. При этом самой The Walt Disney Company принадлежит только 47% акций парка, остальными владеет правительство полуострова.

3. Universal Studious Theme Parks — $3,34 млрд

© © Universal Parks & Resorts

В 2013 году в Орландо, неподалёку от Диснейленда, компания открыла тематический парк по волшебному миру Гарри Поттера, в результате чего за два года выручка Universal от парков выросла на 49%. Всего у компании четыре тематических парка — ещё в Лос-Анжелесе, Осаке и Сингапуре. В 2022 году Universal Studious планирует открыть свой сказочный город в Москве.

Парки Universal посвящены поп-культуре — кино, телевидению, литературе, мультфильмам, комиксам, видеоиграм, музыке, причём не только собственного производства. Например, в первом парке компании, открытом в Голливуде, гости могут попасть за кулисы съёмок фильмов и телевизионных программы, а также посетить города-павильоны Нью-Йорк, Вашингтон и другие.

Самым популярным парком Universal Studios стал парк в Осаке, принявший 13,9 млн посетителей в 2015 году. Это на 17,8% больше, чем годом ранее, но меньше крупнейшего японского Диснейленда, куда приехали 16,6 млн гостей.

В 2011 году, когда американский медиахолдинг Comcast приобрёл контрольный пакет акций NBCUniversal, некоторые аналитики считали, что компания избавится от тематических парков, так как они не соответствуют интересам холдинга. Но Compast, напротив, стал вкладываться в их развитие — потратил $100 млн на Transformers: The Ride в Universal Orlando, а после инвестировал около $1,6 млрд в мир Гарри Поттера.

4. Merlin Entertainment Group — $1,91 млрд

© © ricochet64 / Shutterstock

Единственная европейская компания в списке, британская Merlin Entertainment управляет 127 парками аттракционов, 19 гостиницами и семью базами отдыха в 24 странах. К ним относятся и восемь Legoland, в которых компании принадлежат 29,9% акций.

Флагманский Legoland, открытый в датском городе Биллунд в 1968 году, занимает 100 000 кв. м и собран из 45 млн деталей. В парках, открытых позднее, конструкции более монолитны. Ежегодно здесь отдыхают 1,6 млн посетителей, что делает его крупнейшим туристическим центром в Дании за пределами Копенгагена.

В 2016 году компания объявила, что видит возможности для открытия по меньшей мере 25 новых парков, первые три появятся уже в 2018 году. Её партнёр LEGO Group отчиталась, что в 2015 году её выручка увеличилась на 25%, до 35 млрд датских крон (около 4,8 млрд евро), а по сравнению с 2012-м — на 55%. При этом 44% выручки компании приносят именно тематические парки.

5. SeaWorld Entertainment — $1,37 млрд

© © LieselRose / Flickr

У SeaWorld Entertainment 12 тематических парков в США. Самый популярный из них находится во Флориде — в 2015 году он принял 4,77 млн гостей. В SeaWorld посетители приходят не столько за аттракционами, сколько за шоу с морскими животными. Визитная карточка парка в Орландо — выступление с косаткой Шаму.

В 2013 году после выхода документального фильма CNN Blackfish об опасности косаток в неволе поток посетителей резко сократился. Особого внимания в фильме удостоилась косатка Тилли из парка SeaWorld Orlando, убившая двух своих тренеров и пьяного посетителя. В 2014 году SeaWorld потеряла 13% клиентов (вместо 3,5 млн парки посетили 3,05 млн) и вынуждено уволила более 300 работников.

В декабре 2016-го компания объявила о масштабной реструктуризации, которая поможет сократить расходы на $65 млн. Компания уже сократила около 320 работников. SeaWorld Entertainment решилась на сокращение из-за очередного падения посещаемости — в первой половине 2016 года в парках отдохнули на 7,6% (494 000 человек) меньше, чем за первые шесть месяцев 2015-го. Прошлый год компания закончила с убытком в $12,5 млн при выручке в $1,34 млрд.

* — Здесь и далее приведена выручка компаний за 2015 год

Фотография на обложке: Universal Parks & Resorts