Как устроены коливинги в США, России и Китае
Рост цен на недвижимость в крупных городах, одиночество, желание миллениалов искать своих единомышленников и формировать «социальные сети офлайн» — все эти факторы способствовали росту популярности коливингов. В Сан-Франциско, Шанхае, Москве и в целом во всех оживлённых мегаполисах открываются пространства, представляющие собой что-то среднее между коворкингом и студенческим общежитием, где каждый имеет комнату, но делит общественные помещения с единомышленниками. «Секрет» узнал, как устроены коливинги, и поговорил с предпринимателями из России, Украины и Казахстана, которые открывают свои «стартап-коммуналки».
Как и многие идеи, идея коливингов возникла в Сан-Франциско: чтобы повысить продуктивность и сэкономить деньги, основатели компаний стали снимать целые дома для своих сотрудников, чтобы жить вместе и работать. Скоро это стало бизнесом: в 2014 году молодой предприниматель Том Каррьер основал Campus и начал арендовать дома в Сан-Франциско и продавать «членские карточки» на проживание в них. В основном его клиентами были программисты и стартаперы, так что коливинги становились не просто дешёвым вариантом проживания в городе, переживающем перенаселение, а образом жизни. Правда, бизнес Каррьера скоро рухнул: компания начала экспансию в другие города, но деньги закончились и предприниматель закрыл компанию.
Идею Campus быстро подхватили другие. Например, на Манхэттене открылся WeLive — проект сети коворкингов WeWork, капитализация которой сейчас составляет $16 млрд. WeWork всегда позиционировал себя как социальную сеть в реальной жизни и делал акцент на то, что их коворкинги — это не только удобное место для работы, но и сообщество единомышленников, которое может помочь личному росту. В WeLive можно снять комнаты с собственной кухней и ванной. Более дешёвый вариант: небольшие укромные уголки в одной комнате, где каждая кровать находится в углублении, имеет свою лампу, кондиционер и звуковую систему. Однако главная миссия WeLive — побег от одиночества. На каждом этаже также есть общие пространства: террасы с горячими ванными, кухни с необычной едой и пивом на разлив.
Альтернатива WeLive — коливинги Common, расположенные в более дешёвых районах. Эту компанию основал Брэд Харгривч, который тоже начинал с коворкингов, но теперь занимается школой программирования General Assembly. Common работает с девелоперскими компаниями, у которых арендует помещения под коливинги за процент от выручки. Основные клиенты Common — люди, зарабатывающие от $40 000 до $100 000 в год. Это копирайтеры, разработчики и дизайнеры от 20 до 40 лет. Как и в WeLive, это люди, которые ищут не только недорогое жильё, но и хотят расширить количество контактов и убежать от одиночества. Многие из них переехали в Нью-Йорк недавно.
Жильё нового типа появляется не только в США. «Коливинг — это коворкинг 2.0. Та же логика, те же принципы, только на шаг вперёд», — говорит украинец Руслан Майборода. Он решил открыть коливинг в Шанхае, потому что ему нравился проект путешественника и писателя Антона Кротова «Дом для всех» — в 2006–2009 годах Кротов снимал квартиры в разных городах России и мира, которые становились базой для путешественников. Кроме того, Майборода поддерживает идеи sharing economy: «Это свобода и лёгкость, независимость от государств, контрактов, обязательств и якорей в виде семьи, дома, машины», — говорит он. Сначала предприниматель хотел просто открыть офис для «Китайского компота» — форума о бизнесе в Китае. В начале этого года он переехал в Шанхай и начал поиск рабочего пространства. Слова «коливинг» он тогда ещё не знал.
Приехав в Шанхай, Майборода понял, что в крупных китайских мегаполисах жильё стоит очень дорого. По словам предпринимателя, однокомнатная квартира 40–50 кв. м в центре Шанхая обойдётся в $1000 в месяц, а комната в коммунальной квартире — $400–500 в месяц. В «Доме "Китайского компота"» комната стоит $250–300, но Майборода считает, что «для устойчивого бизнеса и хорошей прибыльности цены должны быть немного выше, чем средняя стоимость комнат в простых коммуналках». По мнению основателя шанхайского коливинга, единственный способ убедить людей платить больше — это создать интересное сообщество. Пока в «Доме» живут в основном русскоязычные представители творческих профессий.
Строить сообщество непросто: «Далеко не все люди понимают ценность идеи коммунальной жизни. Я сам взрослый, независимый человек (44 года), и мне было тяжело решиться на такой эксперимент — поселиться в коливинге», — замечает Майборода. Он говорит, что часто сталкивается с критикой: кто-то сравнивает коливинг с обычным общежитием, кто-то считает, что «это разврат и "Дом-2"».
При отборе людей основатель «Дома "Китайского компота"» руководствуется в первую очередь желанием переехать в Шанхай и быть полезными. Сейчас половину суммы за проживание люди платят деньгами, а половину — услугами. Можно обучать постояльцев программированию, можно чем-то помочь владельцу. В будущем Майборода надеется построить сеть полностью платных коливингов в крупнейших городах Азии. Он ориентируется на китайские аналоги Wowqu или You+. Он хочет строить пространства для жизни и работы иностранных предпринимателей, а не для китайцев. Чтобы привлечь местных инвесторов, Майборода хочет сделать прибыльным первый коливинг и, возможно, открыть ещё один в Шанхае.
В России тоже начинает появляться жильё нового типа. Как и по всему миру, некоторые местные коливинги делают создатели популярных коворкингов. Например, коливинг «Деревня» в Подмосковье делает команда дизайн-завода Flacon, на котором было открыто пространство для стартап-команд и фрилансеров. «Совместная работа, общие интересы и проекты привели к тому, что часть стартаперов стала мечтать о хостеле, где можно было бы поспать», — рассказывает руководитель проекта Александр Фузеев. Его команда отказалась от идеи сделать коливинг в Москве из-за высоких цен на недвижимость и неэкологичности. Сейчас команда Flacon делает креативный посёлок, в котором будет коливинг, а также дома для покупки и аренды.
«Главное для посёлка — это сообщество творческих людей, объединённых общими интересами», — говорит Фузеев. Создатели загородного коливинга надеются, что он будет основан на идиллических ценностях русской деревни: взаимовыручке, доверии и тесных горизонтальных связях. При этом в «Деревне» планируют построить всю инфраструктуру для творческих людей и стартапов: быстрый интернет, пространство для обучения и активного отдыха.
«Деревня» будет рассчитана не на фрилансеров, а на группы сотрудников, которые хотят жить вместе. «Коливинг эффективен с точки зрения результатов работы команды, а креативный посёлок, как и креативный кластер, позволяет заметно повысить эту эффективность за счёт творческого сообщества единомышленников, готовых к плодотворному сотрудничеству и часто бескорыстной помощи», — говорит Фузеев. Он надеется, что аналоги «Деревни» появятся по всей России. Для этого команда Flacon будет привлекать частные инвестиции от стратегических инвесторов, которые разделяют их взгляды на развитие загородной недвижимости, и от будущих жителей, заинтересованных в развитии таких сообществ.
Некоторые коливинги существуют и без инвесторских вложений. «Мы решили открыть коливинг Early Birds, потому что хотелось жить в комфортных условиях, с людьми, которые тебе интересны и приятны, но выбирать приходилось лишь между комнатой в коммунальной квартире или хостелом», — говорит Яна Вирак. Недавно она вместе с несколькими приятелями сняла большую квартиру на Морской улице в Санкт-Петербурге и «заселила её приятными людьми». В отличие от большинства коливингов, Early Birds не пытается привлечь предпринимателей и программистов: он скорее предназначен для творческих людей. Здесь регулярно практикуют медитацию и ищут «новый опыт».
По словам Вирак, предприниматели чаще сталкиваются с социальными, а не с финансовыми проблемами. От всех жильцов требуется соблюдать «баланс между работой и отдыхом». Создатели коливинга просят не организовывать слишком много мероприятий, не пить и не курить. Как и в «Доме "Китайского компота"», за жильё можно расплатиться деньгами или получить комнату по бартеру.
У коливингов много противников: некоторые сравнивают их с дискредитировавшими себя коммунами хиппи, кто-то считает, что они просто скоро выйдут из моды. Однако создатели новых «жилых единиц» верят, что скептики просто не замечают новый тренд, который скоро полностью изменит города: «Гостиницы, хостелы, квартиры, дома — всё это горы бездушного пространства, бездушной недвижимости; их необходимо наполнить смыслом», — говорит Майборода.
Фотография на обложке: WeLive