secretmag.ru
Технологии

Русский код: Наши разработчики становятся самыми популярными в мире

Россияне теснят индийцев и китайцев на рынке труда
«Они работали за треть ставки, которую получили бы американские программисты с высоким уровнем доступа к информации» — так подрядчик американской армии Джон Кингсли объяснил решение американских компаний Net Cracker и Computer Sciences Corporation привлечь российских разработчиков, чтобы написать часть программного обеспечения для Пентагона.

«Они работали за треть ставки, которую получили бы американские программисты с высоким уровнем доступа к информации» — так подрядчик американской армии Джон Кингсли объяснил решение американских компаний Net Cracker и Computer Sciences Corporation привлечь российских разработчиков, чтобы написать часть программного обеспечения для Пентагона. Эта история началась ещё в 2010 году, и с тех пор российские разработчики за рубежом становятся всё популярнее — не только у Пентагона, но и у бизнеса. «Секрет» выяснил, в чём преимущество наших специалистов и смогут ли они стать самыми востребованными в мире.

Рост популярности

Год назад в сервисе по поиску проектов для российских фрилансеров RuBrain заметили тенденцию: небольшие американские компании всё чаще стали обращаться к ним с просьбой подобрать удалённых разработчиков из России. Интерес к российским программистам вырос на фоне падения курса рубля, считает основатель проекта Василий Воропаев: «До 2014 года далеко не все компании и особенно стартапы могли себе позволить нанять программиста из России. Они очень неплохо зарабатывали, и их коллеги из Индии были куда доступнее». С началом кризиса стоимость услуг российских программистов сравнялась со ставками их главных конкурентов — индийцев и китайцев. Выходит от $10 до $30 в час.

Интерес к российским разработчикам возрос и на фоне роста популярности удалёнки. Например, в США к 2020 году 40% всех работающих людей будут работать на себя, поэтому компаниям некуда деваться: им приходится работать с удалёнными сотрудниками, чтобы находить лучших.

Играет свою роль и то, что технологические стартапы с русскими корнями становятся известными в мире — Telegram, Coub, Group IB, N-tech.Lab и другие. Сами же российские предприниматели, которые перевозят свой бизнес или открывают новый за границей, становятся важными заказчиками для местных разработчиков. Работа на соотечественников в других странах может стать одним из главных драйверов роста востребованности российских программистов, так как в новую волну эмиграции всё чаще уезжают состоявшиеся профессионалы, в том числе предприниматели.

© © ТАСС

Разработчики из Украины, Белоруссии и других стран СНГ также становятся популярнее за рубежом. «Я знаю компании, у которых разработка только в Белоруссии или на Украине, но у них вопрос экономии более остро стоит», — отмечает основатель американской платформы для грузоперевозок TruckerPath Иван Цыбаев. Впрочем, многие зарубежные компании вообще не разделяют выходцев из бывшего СССР — всё это один большой рынок талантливых и недорогих программистов.

По данным ассоциации «Руссофт», российский экспорт ПО уверенно растёт — за последние пять лет он увеличивался на 11–22% в год, а в 2015 году — на 13% до $6,8 млрд. В 2016 году темпы роста не должны уменьшиться. Доля в общем экспорте страны невелика (около 1%), но, по прогнозам экспертов, этот сегмент будет увеличиваться. Расти будет и численность программистов — по данным рекрутинговой компании «АНКОР Высокие технологии», их количество увеличивается на 9-11% ежегодно. Сейчас, по оценкам «Руссофта», в России их 400 000 — 500 000 человек. Каждый год российские программисты увеличивают свою долю на мировом рынке на 0,1%.

В чём сила

МГУ, МФТИ, Бауманка — названия этих вузов известны не только российским работодателям. Программисты из этих университетов часто побеждают в международных конкурсах, их знают благодаря отличной репутации российского математического и технического образования. «Этому имиджу уже много десятилетий, и он до сих пор помогает нам. Разработчики из России и СНГ всегда были популярны за границей и занимали лидирующие позиции на зарубежных фриланс-сайтах. Их ценят не только за глубочайшую профессиональную подготовку, но и за широкий кругозор: они знают не только свою специальность, но и постоянно самообразовываются, развиваются и в других дисциплинах», — продолжает Василий Воропаев из RuBrain.

В 2015 году компания Compass поставила Москву на второе место после Кремниевой долины по качеству инженерных талантов. Но, по словам Ивана Цыбаева, в Кремниевой долине рынок перегрет и у кандидатов завышенные требования. Большая часть разработчиков TruckerPath (около 30 человек) находится в Москве, некоторых сотрудников компания переманила из «Одноклассников» и «Яндекса».

Представитель итальянской компании Meta System Алексей Шипулин считает, что дело именно в уровне профессионализма, а не в деньгах: «Российские разработчики ценятся не из-за низких зарплат — это заблуждение. У них можно отметить должный уровень профессиональной подготовки, поэтому в стране достаточный выбор специалистов высочайшего уровня». В 2011 году Meta System открыла в России центр разработки, где работает 40 человек (всего в компании 1500 сотрудников, из них 30% занимаются разработкой). По мнению Шипулина, на российских программистов компания тратит столько же, сколько на итальянских с учётом всех налогов.

При этом уровень образования у российских разработчиков выше, чем у конкурентов. «По многим направлениям в Индии просто нет специалистов, именно поэтому, несмотря на финансовую доступность индийских разработчиков, большинство ведущих мировых софтверных продуктов по-прежнему разрабатывается в США и в той же Кремниевой долине», — объясняет президент Parallels Яков Зубарев. По его словам, хотя качество образования в России падает по сравнению с 80-ми, оно всё ещё находится на высоком уровне, а у ведущих российских IT-компаний есть инструменты, которые помогут его улучшить (например, организация студенческих лабораторий и кафедр в технических вузах). Зубарев уверен, что, кроме США, нет ни одной страны в мире, которая может составить России конкуренцию в плане качественной разработки в ближайшие пять лет.

© © Lobster

В общении с зарубежными заказчиками российским разработчикам может помешать слабый уровень владения иностранными языками. Основатель RuBrain Дмитрий Григорьев говорит, что это замедляет профессиональный рост. Другое слабое место — отсутствие опыта работы в компаниях с сильной корпоративной культурой. Российские сотрудники привыкли работать в иерархической структуре управления.

Но у российских программистов есть ещё одно важное преимущество — готовность к ненормированному графику. «Англичанин никогда не будет работать в выходной или ночью, если у тебя "всё упало"», — говорит соосновательница английского стартапа Lobster Мария Ионцева. Её компания занимается продажей фото и видео из социальных сетей в рекламные агентства, медиа и другие платформы. Lobster пробовал нанимать и английских разработчиков («в четыре раза дороже»), и колумбийских («ужасное качество и полное отсутствие контроля»), но теперь всю разработку ведёт в Москве — стартап снял для пяти человек офис в коворкинге на Трёхгорной мануфактуре и нанял техдиректора.

Перспективы

Не факт, что популярность российских разработчиков хорошо повлияет на экономику страны. Вместе с их востребованностью за рубежом растёт и вероятность того, что они покинут страну, тем более крупные заказчики готовы помогать с переездом. «Переводят ли зарубежные компании разработку в российские офисы? К сожалению, за последние два-три года куда больше примеров, когда большие компании закрывали свои офисы в России и перевозили русских разработчиков за границу или начинали работать с ними удалённо», — отмечает Василий Воропаев. Так, компания Luxoft (международный разработчик программного обеспечения с российскими корнями) в 2014 году перевезла несколько сотен своих программистов из России и Украины в страны Восточной Европы, где расширила офис. В 2015 году центр разработки в Санкт-Петербурге закрыл Google, отправив сотрудников в Швейцарию, США и Германию.

Президент «Руссофта» Валентин Макаров считает, что отъезды связаны с политическими причинами: компании опасаются нестабильности или стремятся не потерять заказчиков, которые негативно относятся к России после присоединения Крыма и других активных действий страны. Но прагматичность, по его словам, пересилит: «Оказалось, девальвация — более важный фактор, чем все антироссийские настроения. Главный интерес — сохранить разработчиков в России, чтобы получить преимущество в цене».

Фотография на обложке: Сергей Кузнецов / РИА «Новости»