Жить без босса: Как сделать каждого сотрудника лидером
В России трудовые кооперативы почти ушли в прошлое. Сегодня при такой организации процесса молодому бизнесу ещё сложнее удержаться на плаву. Но в США кооперативы переживают второе рождение. Всё больше людей хотят избавиться от гнёта корпоративной работы и на равных правах с коллегами создают собственное дело. Журнал The Atlantic написал статью об этом явлении, а «Секрет» перевёл самое интересное из неё.
Остин, штат Техас. Кондитеры страдали из-за главного пекаря. Он не позволял им отлучаться в туалет и заставлял ходить в идиотских сетках для волос. Вдохновившись документальным фильмом с антикапиталистической риторикой, они решили: больше никаких боссов. Кондитеры уволились и создали кооператив, производящий веганские пончики вне жёстких рамок корпоративного мира.
Но жизнь без начальства не оправдала их ожидания. Вместо одного начальника каждый из них получил четырёх коллег на руководящей позиции. Процесс приготовления десертов превратился в непрекращающиеся личные споры. На совещаниях отсутствовал порядок, а важные решения не принимались. Никто не брал на себя ответственность.
Избавиться от начальства
Трудовые кооперативы существуют давно, но сейчас они переживают второе рождение — прогрессивные работники ищут средства от растущего в США экономического неравенства. Кооперативы в равной мере принадлежат и управляются сотрудниками, которые зарабатывают исключительно собственным трудом. С одной стороны, у них нет СЕО, которые получали бы многомиллионные зарплаты, с другой — у них нет СЕО с опытом и образованием, необходимым для выживания в беспощадном мире бизнеса.
В одном только Остине есть пабы, интернет-хостинги, комиссионные магазины, клининг-компании, построенные по принципу кооператива. Компании Uber и Lyft заставляют таксистов задуматься о создании собственного кооператива. В кооперативах процесс принятия решений демократический: каждый работник имеет право голоса и политика компании не определяется инвестором, единственная цель которого — прибыль. Хотя большинство настроенных на прибыль инвесторов наверняка даже близко не подошли бы к кооперативам.
По данным Федерации рабочих кооперативов США, по всей стране открыто 300 кооперативов, где в общей сложности работают более 3 500 человек. Такая организация труда — редкость в Соединённых Штатах, но, например, в Испании, это движение куда сильнее. Исследования показали, что управляемые работниками магазины местной розничной сети Eroski улучшают финансовые показатели быстрее, чем традиционные. Члены кооперативов сильнее вовлечены в процесс и обладают более сильным стимулом к работе.
Но иногда это усложняет процесс. Так получилось у одного из известнейших кооперативов Остина — открытого в 2010 году паба с крафтовым пивом Black Star. Паб на протяжении долгого времени пытался построить летнюю веранду. В некоторых компаниях на это потребовалось бы $30 000, утверждение СЕО и несколько месяцев на строительство. У Black Star это заняло годы. Для утверждения было необходимо единовременное согласие 20 работников. Строительство должно начаться в ближайшее время.
Когда Black Star только открылся, некоторые работники хотели носить униформу, чтобы отличаться от посетителей. Дана Кёртис, одна из сотрудниц, не согласилась. Этого хватило, чтобы форму не ввели.
На ежемесячных совещаниях Black Star каждый сотрудник получает возможность провести встречу. Это демократично, но одни и те же темы выносятся на обсуждение снова и снова. По словам Кёртис, каждые шесть месяцев кто-нибудь обязательно предложит поменять способ подачи кетчупа. Это раздражает старожилов компании, но во имя демократии они не могут подавлять новичков. Тем не менее Кёртис заявляет, что между традиционной иерархией и кооперативной структурой она бы выбрала последнюю.
«Имея достаточно полномочий, люди могут сделать так много, — говорит она. — Когда они понимают, что имеют власть над чем-то, происходят удивительные вещи». Например, когда Black Star столкнулся с проблемой очередей, которые сказывались на продажах, все сотрудники компании пытались решить эту проблему. Предложения были креативными, и они сработали. Black Star принял новую систему оплаты, позволяющую принимать заказы не только у кассы.
В пекарне Red Rabbit также проводятся длительные еженедельные совещания, которые иногда истощают терпение даже самых демократично настроенных пекарей. Однако это приводит к инновациям. Хосе Родригес, один из четырёх владельцев Red Rabbit, заявляет, что вместе с коллегами они смогли придумать более совершенные рецепты глазури. По его словам, в обычных компаниях у работников нет стимула предлагать новые идеи или по-настоящему вкладываться в успех работодателя — им платят вне зависимости от заработка компании. Но кооператив мотивирует каждого сотрудника прилагать максимум усилий. «Это попытка разбудить лучшее в человечестве», — говорит он.
Найти правильных людей
Трудно себе представить столь впечатляющее возвращение Apple в конце 90-х без Стива Джобса, запускающего iMac и iPod. Напористые лидеры, как правило, поднимаются на вершину больших и маленьких компаний — остальные лишь следуют за ними. Точно выполнять указания гораздо проще, чем задавать направление и согласовывать его с коллегами.
«Большинство из нас не привыкли к тому, чтобы нашим мнением интересовались, — рассказывает управляющий директор Cooperation Texas Карлос Перес де Алехо полному залу владельцев кооперативов. — США — демократическое государство, но подавляющее большинство людей не сталкивались с демократией лицом к лицу». Цель Алехо — построить рабочие места, где сотрудники чувствовали бы себя услышанными, поэтому он учит своих слушателей демократическому процессу принятия решений.
Burley, рабочий кооператив основанный в 70-х в Орегоне, специализировался на велосипедных прицепах и процветал до середины нулевых. В 2006 году, не выдержав конкуренции, члены кооператива продали его инвестору, который незамедлительно уволил сотрудников и публично заявил, что ему кажется невозможным создать конкурентоспособный бизнес на основе кооператива. После этого случая рынок начал обсуждать, могут ли кооперативы реально выигрывать у конкурентов. Социолог Джоэл Шёнинг изучил историю Burley и пришёл к выводу, что Burley нанимала слишком много сотрудников, которые не верили в идею рабочего кооператива. Многих нанимали без надлежащих проверок. В большинстве кооперативов есть тестовый период от полугода до года. В Burley этим пренебрегали.
На протяжении двух десятилетий около сотни сотрудников Burley были преданы демократическому рабочему процессу и делали всё, чтобы он таким оставался. Они уделяли пристальное внимание качеству своей работы. Но со временем всё изменилось. «Члены кооператива в целом стали больше беспокоиться о защите собственных дивидендов, начали ставить в приоритет свои собственные финансовые интересы», — объясняет Шёнинг. Оказалось, чтобы строить демократию правильно, важно привлекать правильных людей.
Не бояться насмешек
Новый рабочий кооператив в Остине, микропивоварня 4th Tap, должен открыться этим летом. Идея бизнеса у нескольких местных парней появилась ещё в 2011 году, но поиск финансирования и процесс получения необходимых разрешений занял слишком много времени. Обычный малый бизнес справился бы куда быстрее.
Обычно инвесторов не устраивает, что все работники-владельцы имеют равный голос и получают равную долю прибыли. Они предпочитают держать всё под своим контролем. В результате 4th Tap создала отдельное юридическое лицо для инвесторов, которое даст им конкурентоспособную отдачу и защитит целостность рабочего кооператива.
Когда каждый работник — владелец бизнеса, есть риск того, что один из них, обладая низкой кредитоспособностью, может сорвать получение ссуды. Red Rabbit пытается собрать на Kickstarter $15 000 на открытие розничной точки из-за проблем с получением финансирования традиционным путём.
«Мы, безусловно, могли бы создать бизнес, который можно было бы продать. Но мы не хотели бы работать в таком месте на протяжении 10 лет. Мы уже работали в таком месте, и это было совсем не весело. Наша цель — создать что-то, что приносило бы нам удовольствие в процессе», — говорит владелец 4th Tap Джон Стекер.
В конечном счёте работа — выматывающий и скучный для многих процесс. Работа в кооперативе может стать чем-то иным. Можно насмехаться над работниками кооперативов и их угловатой демократией, но они будут насмехаться в ответ.
Фотография на обложке: EPA