secretmag.ru
Технологии

7 самых дорогих зрелищ и представлений 2015 года

Кто заработал больше всех
«Секрет» подводит итоги уходящего года. На проведении масштабных событий зарабатывают и организаторы, и инвесторы, и власти регионов. Некоторые могут похвастаться миллионной выручкой, другие привлекают в экономику городов и стран миллиарды. Мы выбрали самые окупаемые и значимые события 2015 года — от спортивных турниров и музыкальных фестивалей до модных шоу и массовых распродаж.

«Секрет» подводит итоги уходящего года и рассказывает обо всех важных событиях, новых героях и провалах 2015-го. На проведении масштабных событий зарабатывают и организаторы, и инвесторы, и власти. Некоторые организаторы могут похвастаться миллионной выручкой, другие остаются в убытке, но утешаются тем, что привлекают инвестиции для экономики городов и стран. Мы выбрали самые окупаемые и значимые события 2015 года — от спортивных турниров и музыкальных фестивалей до модных шоу и массовых распродаж.

«Призрак оперы» в Москве

С 4 октября 2014 года

© Фотография: Ю. Богомаз/«Призрак Оперы»

Один из самых популярных мюзиклов в мире в конце 2014 года был поставлен в Москве — уже за первые полтора месяца было продано 100 000 билетов. В 2015 году «Призрак оперы» вошёл в составленный РБК рейтинг самых кассовых развлечений России, уступив место только ток-шоу «Пусть говорят» (1,56 млрд рублей за период с 31 мая 2014 по 31 мая 2015 года). Мюзикл стал самым дорогостоящим в истории российского театра, его бюджет составил $10 млн (около 700 млн рублей), но инвестиции удалось отбить. По подсчётам РБК, за семь месяцев мюзикл собрал 1,1 млрд рублей, к концу года эта сумма должна была увеличиться. Причём выручка компании «Стейдж Энтертеймент», которая ставила «Призрака оперы» в Москве, сопоставима с размером выручки от самого мероприятия: по данным СПАРК, в 2014 году она составила 1,6 млрд рублей, хотя в репертуаре есть ещё два шоу — «Поющие под дождём» и «Синдбад и принцесса Анна». Зарабатывать на «Призраке оперы» можно ещё долго — мюзикл в мировом прокате уже 30 лет и собрал за всё время $5,6 млрд.

Super Bowl

1 февраля 2015 года

© Фотография: Tannen Maury/EPA

Финальная игра за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США — одно из самых популярных зрелищ в стране. Super Bowl XLIX прошёл на стадионе Университета Финикса в Аризоне и привлёк в экономику штата больше $700 млн (вместе с Pro Bowl, который проходил неделей ранее). Из них около $450 млн были потрачены приехавшими в штат зрителями, журналистами и организациями. Всего же траты американцев, связанные с Super Bowl, в 2015 году составили $14,3 млрд. Средний покупатель тратит около $89 в Super Bowl Sunday — предшествующее игре воскресенье, ставшее чуть ли не национальным праздником, когда все веселятся, пьют пиво, покупают сувениры с символикой сборной. Большие деньги Super Bowl зарабатывает на рекламе — в этом году цена 30-секундного ролика выросла до $4,5 млн. Телеканал NBC, транслировавший игру, мог выручить на рекламе до $360 млн.

Coachella Valley Music & Arts Festival 2015

10–12 и 17–19 апреля 2015 года

© Фотография: Chris Miller/Coachella

Самый кассовый фестиваль уже четвёртый год бьёт свой рекорд по выручке: в 2015 году он заработал $84 млн (на $6 млн больше, чем в 2014 году). 198 000 билетов по ценам от $375 до $899 было продано за 11 месяцев до события, когда выступающих ещё даже не объявили.

Coachella помог заработать не только компании-организатору Goldenvoice, каждый год он привлекает миллионы долларов в экономику города Индио в Калифорнии. С каждого проданного билета город получает около $5 дохода и в 2015 году, по прогнозам аналитиков, должен был собрать около $2,8 млн. Эта цифра не включает налоги с продаж, а также дополнительные доходы местных бизнесов вроде отелей, кафе, ресторанов. А они существенны: например, в 2015 году на первые выходные Coachella цены на жильё в Индио повысились на 65%, в течение второго уикенда — на 58%.

«Другие города мечтают провести такое мероприятие, как Coachella или Bonnaroo», — пишет лайфстайл-издание CheatSheеt. Музыкальные фестивали привлекательны тем, что по сравнению со спортивными мероприятиями они не требуют больших инвестиций со стороны местных властей. Однако менять место проведения Coachella пока не планирует — так что другим городам придётся искать способ повторить успех.

Expo 2015

1 мая — 31 октября 2015 года

© Фотография: Claudia Beretta\Mondadori Portfolio via Getty Images

Ко Всемирной выставке итальянские власти готовились семь лет — в 2008 году Милан был объявлен местом проведения Expo 2015. Уже в первый месяц работы реальность превзошла ожидания организаторов: в мае выставку посетили 2,7 млн человек. А за всё время действия экспозиции, до ноября, её увидели более 20 млн человек. Зрители были вынуждены стоять в огромных очередях: «Люди женились в очередях, рожали детей и отправляли их в начальную школу», — шутил популярный итальянский комик Crozza. В среднем билеты стоили по 22 евро, пресс-секретарь Expo Джиакомо Бираги заявлял о предполагаемой выручке в 500–600 млн евро.

Затраты на проведение одного из самых крупных мероприятий года составили около 2,6 млрд евро — вложились власти, сторонние инвесторы, спонсоры и официальные участники выставки. Экономический эффект для Италии составил 10 млрд евро, из них половина поступила от туристов. В среднем с мая по октябрь цены на жильё выросли на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В октябре рост достиг 75% (до 168 евро за ночь), занятость номеров составила 90% — абсолютный рекорд. «Мы сделали Милан воротами в Италию», — заявил генеральный директор выставки Пьеро Галли.

Rugby World Cup 2015

18 сентября — 31 октября 2015 года

© Фотография: Cal Sport Media/Sipa USA

Чемпионат мира по регби состоялся в восьмой раз, в 2015 году он прошёл в Англии. Турнир стал не только самым финансово успешным по сравнению с предыдущими (проводится с 1987 года), но и самым прибыльным спортивным мероприятием года. По словам Стивена Брауна, управляющего директора оргкомитета, выручка от чемпионата превысила поставленную цель в 250 млн фунтов ($375 млн). Организатор чемпионата World Rugby получил 80 млн фунтов прибыли ($120 млн). А Rugby Football Union, главная спортивная организация Англии по регби, — 15 млн фунтов ($22,5 млн).

Одной из причин успеха исполнительный директор World Rugby Бретт Госпер назвал финансовую поддержку команды бизнес-партнёров и спонсоров (среди них Coca-Cola, Heineken, DHL, Land-Rover). Все договорённости с ними были достигнуты ещё за год до начала чемпионата. Один из бывших игроков турнира считает, что затраты на проведение мероприятия выросли в полтора раза по сравнению с предыдущим чемпионатом 2011 года (абсолютных цифр он не привёл).

На чемпионат было продано около 2,5 млн билетов, из них полмиллиона приобрели фанаты из-за границы. Билеты на этот турнир продавались лучше, чем на все предыдущие чемпионаты по регби. Он был признан самым дорогим спортивным событием в мире за всё время — средняя цена билета составляла около 100 фунтов (билеты на прошлогодний чемпионат мира по футболу стоили около 94 фунтов, а на Олимпиаду 2012 года — около 87 фунтов). «Турнир побил все рекорды. По ключевым метрикам это был самый большой и, я думаю, самый лучший турнир по своей атмосфере», — описывает успех Бретт Госпер.

New York Fashion Week

10–17 сентября 2015 года

© Фотография: Frazer Harrison/Getty Images for Mercedes-Benz Fashion Wee

Каждый год в Нью-Йорк на одно из главных событий в мире моды приезжает около 200 000 человек. New York Fashion Week — один из главных драйверов экономики города, в 2015 году мероприятие принесло Нью-Йорку около $900 млн, причём $532 из них потратили именно посетители выставки. Восемь дней показов мод оказали больший экономический эффект, чем Нью-Йоркский марафон, который сгенерировал $340 млн.

«Это всё не только про глитч и гламур — модная индустрия создаёт большое количество рабочих мест для ньюйоркцев», — говорит конгрессвумен Кэролин Мэлони. По её словам, модная индустрия в Нью-Йорке даёт работу 180 000 людей (это 6% от работоспособного населения города), в том числе и за счёт NY Fashion Week.

Власти Нью-Йорка планируют закрепить успех и получать от шоу ещё больше: в феврале мэр Билл де Блазио объявил о повышении инвестиций с $5 млн до $15 млн в программы, которые поддерживают производителей одежды, молодых дизайнеров и студентов.

Black Friday 2015 в США

27 ноября 2015 года

© Фотография: Kena Betancur/Getty Images

Распродажа Black Friday остаётся одним из самых масштабных мероприятий года. Американские продавцы уже отчитались об успехе — они заработали около $13 млрд за один день. Помимо впечатляющих цифр итоги Black Friday позволяют выделить главные тренды в ритейле. Большую часть составили покупки в офлайн-магазинах, их владельцы выручили $10,4 млрд. Это на $1,2 млрд меньше, чем в прошлом году. Онлайн-покупатели потратили $2,7 млрд — на 14% больше, чем в прошлом году. Причём около 33–35% заказов они завершили на смартфонах, и 67% мобильных покупателей были владельцами айфонов.

Победителем в битве за клиентов стал Amazon — онлайн-ритейлер собрал 36% всех онлайн-продаж Black Friday, это около $972 млн.

Итоги года — 2015

7 самых дорогих зрелищ и представлений 2015 года

Самые быстрорастущие стартапы 2015 года

Реформаторы, менявшие мир в 2015 году

Как изменится наша жизнь в 2016 году: Главные экономические тренды

Это провал: Главные бизнес-неудачи года

Владимир Милов: Люди перестали верить, что станет лучше

Андрей Мовчан. Почему Россия прокрастинирует и чем это кончится

Предприниматели года в России

Россияне, поразившие мир в 2015 году

Предприниматели года в мире: 2015

10 бизнес-скандалов года

Самые успешные герои поп-культуры — 2015

10 изобретений, поразивших мир в 2015 году

Фотография на обложке: Marka / UIG via Getty Images