Скоты не мы: Что будет с мировой экономикой, если люди перестанут есть мясо
К 2050 году население Земли увеличится до 9,7 млрд человек. Хватит ли на всех еды? Учёные говорят, что хватит. Но в будущем человечество будет есть меньше мяса. Переход будет плавным и безболезненным благодаря появлению качественных заменителей. Уже сегодня под воздействием моды на здоровый образ жизни и по этическим соображениям жители развитых стран активно переходят на «зелёную» пищу. Например, в США уже более 30% потребителей называют себя «флекситарианцами». Они не против мяса, но, если есть возможность, выбирают «зелёные» блюда.
Производство вегетарианских продуктов — один из самых динамичных сегментов пищевой индустрии. В 2014 году его оценивали в $8,2 млрд, а к 2020-му он, согласно прогнозам, превысит $19,5 млрд. Классическому «мясному» бизнесу приходится учитывать этот тренд. Burger King и McDonald’s добавляют в меню вегетарианские позиции, а один из крупнейших производителей мясных продуктов Tyson Foods инвестирует в стартапы, создающие растительные аналоги животного белка.
В то, что когда-нибудь люди полностью откажутся от натурального мяса, мало кто верит. Тем не менее есть серьёзные научные работы, которые объясняют, что будет с мировой экономикой, если это случится не когда-нибудь в будущем, а прямо сейчас.
Полный фарш
За последние 40 лет потребление мяса в мире выросло в три раза, при этом только с середины 2000-х рост составил 20%. Ежегодно человечество съедает 64,6 млрд голов скота и птицы. Самым популярным мясом в мире является свинина — 113 млрд кг в год, на втором месте — курица, 108 млрд кг, на третьем — говядина, 67 млрд кг, на четвёртом — баранина, 13 млрд кг. Если в 2013 году рынок мясной и рыбной промышленности оценивался в $741 млрд, то в 2018 году он превысит $844 млрд.
Согласно докладу ООН Livestock's Long Shadow, продукты животноводства составляют 1,4% мирового ВВП. При отказе от них мировая экономика потеряет $1,6 трлн.
В середине XXI века человечество будет потреблять на 73% больше мяса, рыбы и яиц и на 58% больше молочных продуктов по сравнению с 2011 годом, предсказывает американская Национальная академия наук. Помимо увеличения численности населения это будет обусловлено улучшением благосостояния жителей стран третьего мира.
В начале 1960-х жители развивающихся стран потребляли 9 г животных белков на человека в сутки, а в начале 2000-х — 20 г. Потенциал для дальнейшего роста колоссален — в развитых странах на одного человека приходится 55 г животных белков в день.
Меньше всего мяса сейчас едят в Бангладеш, Индии и Бурунди — от 4 до 5,2 кг в год. В Индии килограмм мяса стоит $4,55, а 25% населения получают около 60 центов в день.
Главные в мире мясоеды — жители благополучных США. Но, как и в бедных странах, уровень потребления мяса здесь не является постоянной величиной — с каждым годом американцы едят его всё меньше. 15 лет назад средний американец съедал 124,8 кг мяса в год, а сегодня — 120 кг. Те, у кого деньги на мясо есть, выбирают его растительные аналоги.
Мир без мяса
Если человечество вдруг перестанет есть мясо прямо сейчас, глобальная смертность снизится на 6–10%, то есть на 8 млн смертей в год, считает научный сотрудник Оксфорда Марко Спрингман. Уменьшение хронических заболеваний сократит счета за медицину, что позволит сэкономить около 2–3% мирового ВВП.
Мясо занимает около 40% рынка сельскохозяйственной продукции. Под нужды животноводства сегодня используют более 30% всей не покрытой льдом суши, что больше, чем для любого другого вида человеческой деятельности. В индустриальных странах половина земель, пригодных для сельского хозяйства, отдана под кормовые культуры. Именно нужды животноводства становятся причиной вырубки 72% лесов и потребления 32% питьевой воды. Всего на сельское хозяйство тратится 75% потребляемой человечеством пресной воды.
Исчезновение с планеты 20 млрд кур, 1,5 млрд коров, 1 млрд овец и 1 млрд свиней принесёт пользу природе. Потребители зачастую не задумываются над ролью животноводства в парниковом эффекте. Так, в Штатах при производстве мяса для семьи из четырёх человек в атмосферу выбрасывается больше парниковых газов, чем при использовании этой семьей двух автомобилей. На производство животного белка приходится 14,5% от общемирового выброса парниковых газов. Среди них углекислый газ — 9% глобальных выбросов, метан — 37%, закись азота — 66%. Для сравнения, автомобили, которые потребители обвиняют в загрязнении атмосферы, отвечают за 15% вредных выбросов.
Министр здравоохранения Великобритании Эндрю Бернем ещё в 2009 году отметил, что при уменьшении поголовья скота на 30% к 2030 году сельскохозяйственный сектор будет загрязнять атмосферу на 50% меньше, чем сегодня. Марко Спрингман подсчитал, что отказ от красного мяса сократит вредные выбросы на 60%, а переход к полному вегетарианству — на 70%. Экономическая выгода от сокращения всех этих выбросов может достигать $570 млрд.
Но будут, конечно, и негативные последствия.
Производят и продают мясо около 1,3 млрд жителей Земли. Почти 1 млрд этих людей живут за чертой бедности. 600 млн ведут мелкие фермерские хозяйства в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока. Для этих фермеров домашний скот — главный источник питательных веществ и рабочей силы для выращивания сельскохозяйственных культур, а также важнейший (если не единственный) источник денег.
Впрочем, если рабочие места для всех этих людей найти будет непросто, то пропитание появится само — просто 97% мирового урожаи сои, которые сегодня идут на корм скоту, будут съедены человечеством. Чтобы не допустить голода, сегодня нужно не меньше 40 млн т продовольствия, однако это почти в 20 раз меньше, чем ежегодный объём съеденного сельскохозяйственными животными зерна.
По оценке благотворительной организации Vegfam, 10 акров земли достаточно, чтобы прокормить 60 людей соевыми бобами, 24 людей пшеницей или 10 людей кукурузой. Однако на этих 10 акрах можно вырастить только двух крупных рогатых животных. Освободившиеся сельскохозяйственные угодья — около 33 млн кв. м (это примерный размер Африки) — приведут к удешевлению стоимости земли, а значит, и жилья, и продуктов сельского хозяйства.
Однако выращивать овощи, фрукты или зерновые получится только на 20% этой территории — большая часть угодий будет слишком сухой. Без вмешательства человека эта земля превратится в пустыню. В истории уже есть наглядный пример — на некоторых участках Сахеля, региона к югу от Сахары, местные жители пытались превратить пастбища в пахотные земли. Единственное, чего они добились, — это опустынивание и потеря плодородности. «Вы не можете просто освободить землю от коров и ждать, что там сам по себе появится лес или поле», — комментирует научный сотрудник Международного центра сельского хозяйства в тропических регионах Эндрю Джарвис.
Сотрудник Кембриджского университета Бен Фалан, исследующий баланс между спросом на продукты питания и биоразнообразием, обращает внимание на ещё одну угрозу. «Без скота прежняя жизнь станет невозможна для множества людей», — считает он. Прежде всего это касается монгольских и берберских кочевников, которые будут вынуждены поселиться в городах и так потеряют свою культурную идентичность. Кроме того, у каждого народа есть обычаи и традиции, связанные с домашним скотом.
Полный эрзац
На самом деле уменьшить негативное влияние животноводства на экономику, экологию и здоровье можно и без радикальных мер — достаточно переосмыслить потребление мяса и расход земли и воды на выращивание каждого килограмма. «Со всеми проблемами, с которыми мы сталкиваемся, добывая кусок хлеба, стоит спрашивать не "что мы положим в свои тарелки", а "как мы это туда положим"», — рассуждает профессор Университета Тель-Авива Нир Охад. Поэтому, пока беднейшие страны мира стараются насытить свой «мясной» аппетит и увеличивают потребление, богатейшие страны, наоборот, всё больше уходят к растительным или искусственным заменителям.
В 2015 году розничные торговцы по всему миру продали более 200 000 т мясных заменителей на $3,5 млрд. Мировой рынок неуклонно растёт в среднем на 6,8% в год и к 2020 году достигнет $5,2 млрд. Сегодня основной субститут животного белка — соя: на неё приходится 68,2% всех заменителей мяса. Другие аналоги животного белка до 2020 года будут расти на 10,1% ежегодно, так как всё больше населения Земли выбирает продукты без сои и глютена. Больше всего заменителей мяса потребляют европейцы — на них приходится 41% мирового рынка.
Рынок аналогов мяса включает в себя продукты из тофу, темпе, соевого текстурата, сейтана, куорна и других растительных белков. По словам производителей, такие продукты напоминают настоящее мясо по вкусу, аромату и внешнему виду, но при этом полезнее для здоровья и дешевле. «Следующие несколько лет будут ключевыми для рынка мясных альтернатив, — рассказывает профессор биологии Стэнфордского университета Джозеф Пуглизи. — Используя широкий спектр источников растительного белка, мы создадим целую палитру текстур и вкусов. Например, вяленое мясо, колбасы, свинину».
Один из самых известных проектов мясных субститутов — стартап Beyond Meat, создающий продукты из тех же микроэлементов, из которых состоит мясо, но при этом добытых из растений. В 2013 году проект привлёк внимание Билла Гейтса. В своём блоге миллиардер написал: «Однажды мне предложили попробовать курицу и определить, настоящее ли там мясо. Конечно, по виду и запаху это мясо было похоже на настоящую курятину. Но и по вкусу это была настоящая курица! "Мясо" было сделано исключительно из растений, а я даже не почувствовал разницу. Это вкус пищи будущего».
Основатель Beyond Meat Итан Браун говорит, что в мясе есть пять основных составляющих: аминокислоты, липиды, вода, некоторые минералы и углеводы. Все эти элементы можно найти и в растениях, а потом собрать их по «архитектуре мяса». В результате даже те скептики, которые считают, что любой заменитель будет напоминать по вкусу кусок картона, придут к искусственному мясу. Для создания такого продукта требуется на 99% меньше ресурсов, чем на аналогичный кусок мяса. Из-за экономической выгоды производства к 2054 году альтернативы заменят треть промышленно производимых мясных продуктов.
Кроме того, как альтернативу ООН предлагает насекомых. Их на планете так много, что можно легко накормить миллиарды людей. Жители Африки, Латинской Америки и Азии и так едят 1400 видов саранчи, кузнечиков, пауков, ос, червей, муравьёв, жуков и других членистоногих.
Фотография на обложке: Ed Wrey / Getty Imaages