Игры патриотов: Как киносети взбунтовались против министерства культуры
На прошлой неделе «Синема парк», «Каро», «Формула кино», «Киномакс» и другие крупные российские киносети пошли на открытый конфликт с министерством культуры, которое захотело перенести премьеру голливудского блокбастера «Форсаж 8» с 13 апреля на 20-е, чтобы расчистить эту неделю для отечественной ленты о покорении космоса «Время первых» Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова.
Новый «Форсаж» способен собрать миллиарды рублей (предыдущая часть весной 2015-го заработала 1,7 млрд рублей), российский фильм — на порядок меньше. Сети не хотят терять такие деньги (других мощных премьер у них сейчас нет) и угрожают Минкульту демонстративным бойкотом «Времени первых». По информации «Ведомостей», стороны всё ещё ведут переговоры, но чиновники уже склоняются к тому, чтобы разрешить кинотеатрам показывать два фильма одновременно.
До этого случая российские киносети ещё ни разу не подавали голос, хотя государство с каждым годом создаёт им всё больше проблем, не оказывая при этом никакой поддержки. То, что давно зреющий конфликт вышел в публичное поле, означает, что у бизнеса накопилась критическая масса претензий и от того, как этот конфликт разрешится, зависит будущее кинорынка.
Чем кинотеатры обязаны государству
Система господдержки кино в России сильно перекошена в сторону производителей контента. Принятый ещё в 1996 году федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» сделал основными получателями государственных денег именно продюсеров.
Более 20 лет кинопроизводители получают субсидии Минкульта, а с 2010 года их поддерживает ещё и Фонд кино. Производители успешно лоббируют свои интересы как через Ассоциацию продюсеров кино и телевидения, так и через Союз кинематографистов, старейшее творческое объединение, в котором председательствует Никита Михалков.
Поддержка кинопоказа у нас вроде бы тоже декларируется, но до недавнего времени кинотеатры денег от Минкульта не получали. Единственная преференция — освобождение билетов от НДС. Но производители и дистрибьюторы отечественных фильмов этот налог тоже не платят.
Лишь накануне Года российского кино было принято решение о выделении кинотеатрам в малых городах (с населением до 100 000 жителей) субсидий Фонда кино на покупку современного оборудования цифрового показа.
Первый конкурс прошёл стремительно. Он был объявлен в ноябре 2015 года, и уже к концу декабря все победители получили по 5 млн рублей. Открыть залы они должны были до конца 2016-го. Второй конкурс провели уже в спокойном режиме: объявили весной прошлого года, итоги подвели в июне. Третий конкурс состоялся в конце 2016-го, в нём могли участвовать города с населением до 500 000 жителей. Залы второй и третьей волны должны открыться до конца 2017-го. В дальнейшем практика выдачи таких субсидий продолжится — Минкульт хочет, чтобы к концу 2018 года в рамках программы было открыто в общей сложности не менее 1000 залов.
Субсидии кинотеатрам из малых городов важны для рынка, потому что способствуют развитию кинопоказа в районах, куда бизнес по собственной инициативе никогда не придёт. Но кинотеатры получают деньги только на открытие залов. Что с ними происходит потом, государство, похоже, не беспокоит.
По состоянию на 1 марта 2017 года в стране действуют уже 208 кинозалов, оборудованных по программе Фонда кино. Среднее число жителей в тех городах, где они открылись, составляет 23 600 человек. В таких населённых пунктах привычка ходить в кино почти не развита, а значит, и доходы субсидированных кинотеатров ниже, чем у киносетей в городах с населением свыше 100 000 жителей.
Кроме того, в большинстве случаев речь об однозальных кинотеатрах. У них есть очень серьёзные ограничения по числу фильмов, которые они могут поставить в репертуар. Часто они ещё и работают не полную неделю, а только по вечерам и в выходные. Залы открываются в домах культуры, где кинопоказ приходится совмещать с проведением концертов, собраний администрации города и других мероприятий.
При этом Фонд кино накладывает на получателей субсидий одно очень серьёзное ограничение: в течение трёх лет с момента открытия их залы должны отдавать отечественным фильмам не менее 50% сеансов. Не секрет, что отечественное кино не так популярно, как зарубежное: в последние годы доля российского кино в прокате держится на уровне 16–18%. Но главное, у нас в принципе снимают не так много фильмов. Особенно остро эта проблема встаёт летом, когда доля отечественных релизов снижается просто катастрофически.
Как государство мешает кинотеатрам
По состоянию на 1 марта 2017 года в России работали 4408 кинозалов. Львиная доля была построена на частные деньги, на частные же деньги и по собственной инициативе кинотеатры в своё время заменили плёночные проекторы цифровыми, которые стоят в три раза дороже. Им в этом не помогало ни государство, ни главные бенефициары оцифровки — прокатчики (плёночная копия стоила в десять раз дороже, чем сегодня стоит цифровая версия). Тем не менее Минкульт считает, что у него есть право диктовать частным предприятиям, какое кино они должны показывать.
Возрастные ограничения
Первое ограничение — ужесточение возрастного рейтинга для зарубежных картин, которое сопровождается послаблениями в пользу отечественных.
Эта тема пока что обсуждается в основном в профессиональной среде и редко выходит в широкое общественное поле (исключение составляют самые громкие истории — как, например, со сказкой «Красавица и чудовище»). Но если сравнить данные за последние три года (и особенно за 2016-й), можно увидеть, как сильно уменьшилась доля отечественных фильмов в категории «18+» (за счёт её увеличения в более широких возрастных группах). С зарубежными фильмами происходит ровно обратное.
В 2014–2015 годах доля отечественных фильмов в категории «18+» составляла 13–14%, в 2016-м — 10%. Зарубежные картины в 2014 году в категории «18+» занимали 16%, в 2015-м — 23%, в 2016-м — уже 35%. Доля зарубежных фильмов, получивших рейтинг «до 12 лет», тоже заметно снизилась — с 39% в 2014-м до 21% в 2016-м. Результат — сокращение аудитории зарубежных проектов, а значит, и сокращение доходов кинотеатров.
Вообще, у кинотеатров, Минкульта, прокуратуры и судов нет общего мнения относительно того, как должен осуществляться допуск несовершеннолетних на сеансы с возрастными ограничениями. Но кинотеатры предпочитают не рисковать и не продают билеты молодым людям на фильмы для взрослых, а родители руководствуются рейтингами, выбирая фильмы для своих детей. При этом у нас нет чёткой процедуры присвоения и оспаривания рейтингов.
Поддержка отечественного кино
Второй элемент давления на кинотеатры — регулирование числа сеансов отечественных фильмов в репертуаре. Особенно жёстко государство спрашивает с получателей субсидий на открытие залов в малых городах (уже упомянутые 50% сеансов), и в их случае многим участникам рынка эта мера кажется вполне оправданной. Однако Минкульт вмешивается в репертуарную политику даже тех кинотеатров, которые ему ничем не обязаны.
В конце 2015 года несколько крупных киносетей и ассоциация «Киноальянс» заключили с Минкультом соглашение, в котором обязались в течение 2016 года поддерживать долю российского кино на уровне не ниже 20%. Хотя именно такую долю российское кино обычно получает естественным образом, два ведущих игрока — «Синема парк» и «Формула кино» — от подписания этого соглашения отказались.
Фонд кино отчитался о результатах выполнения соглашения только за первое полугодие 2016-го: отечественные картины тогда получили 24% сеансов, тогда как за аналогичный период 2015-го у них было 23,4%. Итоги 2016 года в целом так и не были объявлены. В первом полугодии российских картин всегда много, во втором (и особенно летом) — мало. Видимо, выполнить соглашение не получилось.
Прокатные удостоверения
Третьей формой государственного регулирования проката стали даты релизов, которые с 2015 года прописываются в прокатных удостоверениях, выдаваемых государством.
Впервые о возможном введении такой меры заговорили осенью 2014-го на «Кино Экспо». Тогда на одной из конференций генеральный продюсер студии СТВ Сергей Сельянов выступил с пламенной речью о том, что голливудским фильмам не место в российском прокате во время новогодних каникул. Эти дни превратились в самый кассовый сезон для отечественных продюсеров, и Сельянов призвал крупных дистрибьюторов отказаться от конкуренции в эти даты.
Идея государственного регулирования дат релизов возникла весной 2015-го, когда римейк советской классической картины о войне «А зори здесь тихие…» столкнулся в прокате с голливудскими «Мстителями». Теперь уже министр культуры Владимир Мединский выступил с пламенной речью, после которой голливудская студия предпочла выпустить свою ленту в России на неделю раньше мировой премьеры, чтобы дать фору российской патриотической картине.
В прокатном удостоверении фильма «А зори здесь тихие…», выданном в апреле 2015-го, появилась графа «Дата начала показа фильма в России». Она осталась пустой, но уже летом того же года эту графу во всех прокатных удостоверениях Минкульт стал заполнять (а значит, и требовать объявления этой даты прокатчиками при подаче документов на получение прокатного удостоверения). Интересно, что постановление правительства об обязательности заполнения этой графы появилось гораздо позже (в феврале 2016 года), а экспертный совет, который должен разрешать неизбежные споры (в случае если два фильма «для одной целевой аудитории» хотят стартовать в один день), был сформирован и вовсе в июле 2016-го и до сих пор ни разу не собирался.
Рано или поздно в прокате должны были столкнуться два российских фильма. И это уже произошло. То же «Время первых» студии «Базелевс» Бекмамбетова поспорило с аналогичным по тематике проектом СТВ Сергея Сельянова — фильмом «Салют 7». Картины должны были выйти с разницей в год (в 2016 и 2017 годах соответственно), но обе оказались готовы к апрелю 2017-го. Судьбу релизов решал не специальный совет по выдаче прокатных удостоверений, а сразу две экспертные комиссии: при Фонде кино и при Минкульте. Первая решила, что в прокат в апреле должен выйти «Салют 7», вторая постановила перенести этот фильм на осень.
Сейчас продюсерам СТВ приходится возвращать кредиты на картину до того, как они успели на ней что-то заработать. Так Сергей Сельянов оказался жертвой механизма, о появлении котором сам когда-то ратовал.
Прочее
Это были основные рычаги давления на рынок, но у Минкульта есть в запасе ещё ряд идей. Например, до сих пор обсуждается идея принудительного квотирования отечественного кино. Именно в качестве альтернативы квотированию киносети и «Киноальянс» пошли в 2016 году на соглашение о добровольном выделении отечественному контенту доли в 20% сеансов.
Ещё одним потенциальным рычагом влияния на репертуар является сам институт прокатных удостоверений. Уже сейчас правила их выдачи осложняют выход на экраны независимых проектов, поскольку включают, например, требование предоставить Госфильмофонду копию фильма на плёнке или цифровой незашифрованный мастер (на это некоторые российские правообладатели не могут пойти из-за ограничений в договорах со своими зарубежными партнёрами).
23 января 2017 года Минкульт и Фонд кино выступили с новой инициативой: поднять стоимость прокатного удостоверения с 3500 рублей до 5 млн. Российским продюсерам стоимость прокатных удостоверений обещают компенсировать. На участников фестивалей класса А эта мера вроде бы не должна распространяться вовсе, но независимые эксперты уже подсчитали, что репертуар российской киноафиши в случае принятия такого закона сократится в два-три раза и из него уйдут почти все потенциальные призёры и участники фестивалей, альтернативный контент, контроль за показом которого, очевидно, усилится.
Смогут ли кинотеатры объединиться
Участники киноотрасли, попытавшиеся на прошлой неделе дать отпор Минкульту, уже пытались объединиться.
Например, ещё в 2001 году представители шести студий-мейджоров и три независимых дистрибьютора основали Альянс независимых кинопрокатных организаций России (АНКО). Только из-за противоречий между участниками деятельность этого объединения свелась к распространению информации о кинотеатрах-должниках на «стене позора» на сайте. К 2012 году альянс тихо прекратил свою деятельность.
Та же судьба постигла и альянсы, которые создавались киносетями. Канули в небытие Национальная ассоциация кинотеатров (2004–2010) и объединение «Стратегия кино» (2011–2012). Сайт сообщества национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс», созданного ещё в 2004 году, не работает, хотя недавно эта организация и участвовала в разработке соглашения между киносетями и Минкультом.
Причины слабости российских отраслевых организаций в сфере проката и показа кроются не столько даже в противоречиях между участниками, сколько и в их качественном составе. Чаще всего это наёмные менеджеры, а не владельцы бизнеса. Мейджоры сами по себе очень сильны, но в России их интересы представляют управляющие. Эти люди не защищают свою собственность и не хотят вступать в открытые конфликты с чиновниками. То же самое в кинопоказе: крупные сети имеют корпоративное управление и не принимают самостоятельных решений, а частных владельцев кинотеатров не так много и живут они в разных регионах.
Вот и получается, что в России очень легко контролировать именно эту часть рынка: прокат, который не будет сопротивляться, опасаясь далеко идущих политических последствий для всего Голливуда, и показ, который никак не может самоорганизоваться — в отличие от США, где все правила рождаются в переговорах с Ассоциацией продюсеров и прокатчиков Америки (MPAA) и Национальной ассоциацией владельцев кинотеатров (NATO).
Системного общения между участниками российского рынка до сих пор не было. За долгое время разобщённости кинотеатры привыкли справляться со своими проблемами самостоятельно и по-тихому. Но недовольство зрело, и на прошлой неделе котёл прорвало.
Перед тем как вступить в переговоры с Минкультом, крупные киносети фактически объявили ультиматум Тимуру Бекмамбетову, предупредив, что, если им не дадут показывать «Форсаж», они не только снимут с проката «Время первых», но и впредь будут бойкотировать фильмы «Базелевса». Продюсер на это заявил, что лично он ни на чём не настаивает и решение принимается на «более высоком уровне».
В итоге ситуация разрешилась в пользу бунтовщиков. «Форсаж» остаётся на месте. Российские кинотеатры устали играть роль мальчика для битья. И если сегодня взбунтовались только крупные сети, то завтра к ним будут готовы присоединиться уверенные в себе независимые кинотеатры, а послезавтра — малые площадки, оборудованные при поддержке государства, но брошенные им на произвол судьбы в условиях жёсткого рынка и давления со стороны продюсеров, дистрибьюторов и чиновников.
Фотография на обложке: Heath Korvola / Getty Images, Bazelevs Distribution