Куплены в НХЛ: Владислав Мартынов о системе хоккейной аналитики Iceberg
Сооснователь и бывший CEO Yota Devices Владислав Мартынов официально представил систему хоккейной аналитики Iceberg вчера, но у проекта, который был запущен в 2015 году, уже есть именитые клиенты на двух континентах: бруклинский клуб НХЛ New York Islanders, российский ХК «Сочи» и другие. «Секрет» узнал у Мартынова, как был придуман Iceberg, чем он отличается от аналогов и сколько на нём получится заработать.
Мой сын Саша, как и я, с детства любит хоккей. Помню, как в 1972 году я вместе с отцом смотрел Суперсерию СССР и Канады и на меня это произвело огромное впечатление. Когда мы с семилетним Сашей впервые приехали в Канаду, сразу пошли в Музей хоккейной славы, где в кинозале показывали фильм про эту же Суперсерию. Не стать хоккейным болельщиком он не мог.
После окончания школы Саша переехал в Канаду, учился там в университете и скоро стал работать хоккейным аналитиком в компании PowerScout Hockey, которая сотрудничала в том числе с клубом New York Islanders. Там он обратил внимание, что сбор и анализ данных делается вручную, на это тратится много времени, а отчёты получаются неточными.
Идея создания сервиса цифровой хоккейной аналитики появилась у Саши после просмотра фильма Moneyball (байопик о создании конкурентоспособной бейсбольной команды с помощью статистики и математических расчётов. — Прим. «Секрета»). Его мы вместе смотрели несколько раз, и он нам очень понравился. В 2014 году Саша пришёл ко мне и сказал, что можно написать ПО, которое автоматизирует весь процесс хоккейной аналитики: «Давай соберём в России команду программистов, которые это сделают».
Спустя почти два года мы выпустили Iceberg и подписали контракт с несколькими российскими и зарубежными клубами. Прямых аналогов нашего продукта мы не видим и надеемся получить существенную долю на рынке спустя несколько лет.
Команда
В 2014 году рынок цифровой спортивной аналитики оценивался в $125 млн. Когда я стал изучать его, оказалось, что эксперты прогнозируют рост на 70% в год, до $4,7 млрд к 2020 году. Когда ты видишь такие цифры, понимаешь, что надо срочно инвестировать. Мы стали искать программистов и в 2015 году зарегистрировали компанию.
Разработка Iceberg заняла год, продажи начались в 2016 году. Нам пришлось создать собственные алгоритмы на основе нейросетей и машинного обучения, которые позволили предоставлять именно хоккейную аналитику в режиме реального времени. Систему мы тестировали на играх российских клубов.
Компания создана по инициативе нашей семьи, я являюсь инвестором, а также привлекаю партнёров. В 2016 году к команде в качестве CEO присоединился владелец медиакомпании SportMediaAssets (интернет-портал Allhockey.ru) Николай Кошкин. (По данным СПАРК, Владиславу Мартынову принадлежит 95% ООО «Трекит», Николаю Кошкину — 5%. — Прим. «Секрета».) Мы искали человека, который будет заниматься организацией и развитием бизнеса и продажами, так как Саша хотел сосредоточиться на продукте. Я же отвечаю за общее руководство и работаю над привлечением инвестиций.
Продукт
В чём главное отличие нашей системы? Когда мы начинали, уже были компании, которые занимались аналитикой в ручном или полуавтоматическом режиме на основе телевизионной картинки. Первый способ вообще устарел, а второй создаёт ограничения: ты зависим от оператора телетрансляции, который редко охватывает всю площадку.
Наша система может видеть каждого игрока в любую десятую долю секунды, потому что на стадионе устанавливаются три небольшие видеокамеры, которые фиксируют всю игру во всех зонах. Видео трансформируется в цифровой файл, обрабатывается алгоритмами и выводит больше 500 параметров игры: скорость игрока с шайбой и без, ускорение игрока, все броски, что происходило до броска, как отрабатывался бросок. Можно посмотреть, как команда играет с теми или иными защитниками противоположной команды. Тогда тренер будет знать, что определённые звенья команды могут быть эффективнее против определённых звеньев соперника, и выпустить нужных игроков на поле, когда другой тренер делает замену.
Раньше у тренера было только субъективное мнение, но не было статистики, которая подтверждала бы это на фактах и на цифрах. Он всегда смотрел на одну игру и не мог запомнить 20 последних. Теперь мы даём массивы данных и говорим: «Смотрите, на базе 20 игр вот это происходит всегда так».
С помощью цифровой аналитики можно не только умнее вести игру, но и менять тренировочный процесс: уделять больше времени выявленным слабым местам.
Также сервис даёт возможность по-новому подбирать игроков, то есть делать скаутинг на основе объективной аналитики, а не на базе субъективного взгляда или пиар-раскрученности игрока. Тренер сразу видит в цифрах слабые и сильные стороны игрока и насколько он подходит в команду или в то звено, в которое его берут. Тренер получает инструмент, который позволяет найти неизвестных молодых игроков, достигших уровня качества игры, сравнимого со звёздами. Это огромная экономия бюджета! Например, какой-то клуб заплатил $5 млн за игрока, а он оказался неэффективным. Мы им обещаем, что больше они таких ошибок допускать не будут.
Клиенты и рынок
Сейчас у нас около десяти клиентов — поровну российских и зарубежных. В их числе клуб КХЛ «Сочи», New York Islanders из НХЛ, хоккейная академия Red Bull Salzburg. Говорить мы можем не о всех — некоторые клубы не хотят освещать то, что они используют систему аналитики. К августу 2017 года, началу нового сезона, мы планируем подписать ещё 18 клубов по всему миру. В среднем клуб платит за такой сервис от $50 000 — 100 000 за сезон (в зависимости от количества матчей, глубины аналитики и лиги, в которой он играет). Также мы ведём переговоры с двумя топовыми федерациями, которые могут внедрить Iceberg в своих национальных сборных.
Вообще, хоккей — один из самых консервативных видов спорта, больше половины клубов не используют цифровую аналитику. Пять лет назад не было вообще ничего, только последние два года стали появляться сервисы и хоккейные клубы стали обращать на них внимание. Тем не менее сейчас мы не знаем ни одной компании, которая так же ставит несколько камер на стадионе, записывает всю площадку, даёт аналитику такой глубины, как у нас, и заточена под хоккей. Например, сервис Sportlogiq (в прошлом году привлёк инвестиции в размере $1,7 млн. — Прим. «Секрета») использует видео ТВ-трансляций, что ограничивает возможности сбора информации. За игру мы генерируем около 1 млн строк данных, и, насколько мы знаем, у ближайших конкурентов этот показатель — всего 3000.
Важно понимать, что это просто инструмент и всё зависит от того, как тренерский штаб и менеджмент клуба будет его использовать. Кто-то использует смартфон на порядок умнее и имеет много приложений, а кто-то использует смартфон, чтобы просто набирать номер и звонить.
В своё время аналитики в хоккее вообще не было, это была силовая игра. Потом советская школа предложила умный комбинационный хоккей, а это требовало анализировать игры и собирать аналитику. Так возникла аналитика в хоккее, появился новый инструмент, и кто первый начал его использовать, получил определённые преимущества. Потом это распространилось по всему миру. Но вся аналитика тогда была на бумаге и собиралась по старинке. Так же и сейчас: появилась цифровая аналитика, которая собирается в автоматическом режиме, и в конечном счёте все хоккейные команды придут к её использованию. Мы активно этому способствуем, потому что болеем за всех наших клиентов и за хоккей в целом. Мы хотим сделать хоккей более зрелищным, интеллектуальным и интерактивным.
Я занимаюсь многими проектами, и каждый из них считаю перспективным. Но с точки зрения эмоциональной вовлечённости этот проект для меня наиболее яркий, потому что я очень люблю хоккей. И возможность поработать с сыном меня тоже радует.
Фотография на обложке: USA Today Sports / Reuters