Сергей Лысаков, основатель «Рамблера»: «Мы придумывали идеальный интернет»
26 сентября 1996 года был зарегистрирован домен Rambler.ru — для одного из первых поисковиков в российском сегменте интернета. Спустя 20 лет «Секрет» попросил основателя «Рамблера» Сергея Лысакова (сейчас генеральный директор Stack) рассказать о Рунете 90-х, первых шагах его бизнеса, конфликте с акционерами и проблемах сегодняшнего интернета.
Начало Рунета
Я познакомился с интернетом в 1987 году, у нас в академгородке Пущино [где находился Пущинский научный центр РАН, тогда Научный центр биологических исследований АН СССР] был выход в международную сеть. Арендовать выделенный канал связи в то время было сложнее, чем полететь в космос, — нам он достался благодаря дружбе нашего директора с секретарём Московского горкома партии.
Уже в 1991 году мы с сотрудниками научного центра создали компанию Stack, которая занялась развитием пущинской телекоммуникационной сети — надо было на что-то выживать. Серьёзных раздумий, что делать, не было — поиском мы начали заниматься ещё в середине 1980-х. Просто если раньше мы делали поиск для биологов (структурировали специфические данные о микроорганизмах), то в 1990-х решили охватить весь интернет.
В то время все друг друга знали — и простые пользователи, и те, кто делал интернет. Понятно, что в основном это были инженеры, программисты, сотрудники предприятий, где был доступ к интернету. Тем не менее, когда появились первые сайты, ориентироваться в них, не зная адресов, было, мягко говоря, тяжеловато. Были популярны телеконференции — доски объявлений, в которых представлялись сайты по разным тематикам (мол, мы такой-то ресурс с таким-то адресом). Какие-то сайты передавались в почтовой переписке — фактически из уст в уста. Иногда ты и не подозревал, что нужный тебе сайт существует. При этом новые страницы появлялись достаточно быстро — думаю, к моменту запуска «Рамблера» в 1996 году в Рунете их было уже около тысячи.
Эпоха «Рамблера»
Днём рождения нашего поисковика мы считаем 8 октября 1996 года — это день рождения его создателя Дмитрия Крюкова, хотя домен rambler.ru был зарегистрирован чуть ранее. Конкурентов в Рунете у нас тогда, по сути, не было — разве что «Альтависта».
Считается, что интернет становится массовой услугой, когда им пользуется каждый десятый. В России мы достигли такого показателя только к 2000 году. Даже с «Яндексом», который появился в 1997 году, мы поначалу тесно дружили, обменивались идеями и знаниями. Конкуренция возникла значительно позднее — между инвесторами разных проектов.
Зарабатывать на «Рамблере» мы начали в 1997 году — продали первый баннер за реальные деньги и были счастливы. Сейчас я уже не помню, кто его купил, да и вообще гонка баннеров нам быстро надоела, своей главной задачей мы видели развитие технологий. Было понятно, что поиск нужно развивать сразу в нескольких направлениях, но ресурсов на это у нас не было. Так начался новый этап в истории компании — приход инвесторов (в 1999 году «русские Фонды» и Orion Capital Advisors приобрели 53% акций «Рамблера» за $1 млн с обязательством вложить в компанию ещё $10 млн в течение нескольких лет. — Прим. «Секрета»).
Жалею ли я, что продал контрольный пакет? На самом деле никакой разницы нет — продаёшь ты контрольный или не контрольный. Если хочешь противостоять давлению, нельзя отдавать не то что контрольный пакет, а вообще ничего. Наш инвестор Сергей Васильев (председатель совета директоров «Русских фондов». — Прим «Секрета») устроил бесконечную гонку за капитализацией — говорил, что мы должны повторять за Yahoo!. Но повторение — это отставание. В итоге эта стратегия привела «Рамблер» к стагнации.
Зарабатывать на «Рамблере» мы начали в 1997 году
Сергей не скрывает, что начал продавать «Рамблер» на следующий день после его покупки. О каком развитии технологий можно говорить? (В своих воспоминаниях Сергей Васильев утверждает, что стал искать новых инвесторов в 2001 году. — Прим. «Секрета».) Мы сумели сделать эффективный поиск, но были и более перспективные разработки. Их реализовать не удалось.
В числе прочего мы работали над международными проектами — хотели сделать ресурсы для соотечественников в разных странах, но не соцсеть, а сообщество творящих людей. После нашего ухода из «Рамблера» в 2001 году международные направления закрыли. Когда мы ушли, «Рамблер» был лидером в поиске, но сейчас от компании c таким продуктом осталось лишь название — в 2001 году «Яндекс» обошёл «Рамблер» по посещаемости, а в 2011-м «Рамблер» отказался от своего поиска и перешёл на поиск «Яндекса».
Что случилось с интернетом 1990-х
В 2000-х произошло неизбежное — интернет превратился в идеологическую платформу для всевозможных войн. То, что это случится, было понятно ещё в 1990-х. Мы пытались придумать идеальный интернет, интернет с человеческим лицом, но наш уход из «Рамблера» и наши споры с акционерами показали, что борьба за контроль над информацией идёт не на жизнь, а на смерть.
Интернет стал главным средством доступа к информации — это одновременно и позитивный, и отрицательный итог развития. Хорошо, что информация стала доступна людям. Но она стала продуктом, который подвергается тщательной переработке.
Сознание продуцирует информацию, действия и события, но одновременно информация является средой, которая создаёт это сознание. Получается замкнутый круг: какой инструмент ты создашь, то и будет продуцироваться. Весь интернет полон битыми образами — искажённой информацией. И эта информация меняет человеческое сознание не в лучшую сторону.
Со всем этим можно и нужно бороться, но не с помощью запретительных мер, централизации интернета и прослушки. Нужно учить пользователей отличать битую информацию от небитой. К сожалению, сейчас этим мало кто занимается. Да и люди, наверно, должны сами к такому прийти.
В рамках политики полного раскрытия информации сообщаем, что «Секрет фирмы» принадлежит холдингу Rambler & Co.
Фотография на обложке: Из личного архива Сергея Лысакова