secretmag.ru
Технологии

Сердитые Rovio: Удастся ли авторам Angry Birds повторить успех

Птицы попали в Голливуд
Финская компании Rovio — первая громкая история успеха игровой индустрии в эпоху iPhone и её же первая крупная жертва. За последние пять лет её операционная прибыль упала более чем в пять раз — до 10 млн евро. «Секрет» разобрался, почему создатель хита Angry Birds, игры которого скачали сотни миллионов человек, оказался на грани выживания.

Финская компания Rovio — первая громкая история успеха игровой индустрии в эпоху iPhone и её же первая крупная жертва. За последние пять лет её операционная прибыль упала более чем в пять раз — до 10 млн евро. «Секрет» разобрался, почему создатель хита Angry Birds, игры которого скачали сотни миллионов человек, оказался на грани выживания.

Первая часть Angry Birds вышла на iPhone в конце 2009 года. Тогда рынок современных смартфонов формата «большой мультитач-экран» только разгонялся, приложений и игр было относительно мало — всего около 100 000 (сейчас — более 1,5 млн). Через несколько месяцев игра оказалась на первом месте по числу скачиваний и не уходила из топа ещё много месяцев.

Главная особенность игры — интуитивно понятное управление. Оттянуть пальцем птичку на рогатке и пульнуть ей в зелёных свиней. Ещё одним прикосновением — активировать уникальный навык персонажа (взорваться или ускориться). Всё. Пожилые, младенцы, люди, которые впервые в жизни играют в видеоигру, — все моментально понимают, что нужно делать. Метод ввода — буквальный, а не абстрактный (как на консолях или компьютерах).

Другие популярные игры того времени вроде Plants vs. Zombies или Bejeweled могли легко существовать на старых платформах, а вот Angry Birds использовали тачскрин так, что на смартфоне игра работала лучше, чем где-либо ещё. Angry Birds и другой мегахит того времени Fruit Ninja добавили в язык мобильных видеоигр новое слово — «свайп».

Безумно популярный продукт, оригинальные и узнаваемые персонажи — многие шаги, которые компания Rovio совершила, чтобы закрепить успех, следовало ожидать. Выход сиквелов, сторонние проекты с персонажами из оригинальной игры, мягкие игрушки и одежда, газировка, мармелад и чипсы под маркой Angry Birds, планы на открытие парков развлечений а-ля Диснейленд, мультфильмы, наборы LEGO, настольная игра, чехлы для телефонов и т.д.

В 2013 году Rovio зарабатывала 95,2 млн евро на играх и 73,1 млн на сопутствующих товарах. В 2014 году игры принесли уже 110 млн евро, но мерчандайз просел до 41,4 млн. Чистая прибыль упала с 39 млн до 10 млн евро.

Всего за семь лет с момента выхода первой части Angry Birds Rovio выпустила 16 игр, прямо или косвенно входящих в эту серию, включая «брендированные» Angry Birds Star Wars, Angry Birds Transformers и Angry Birds Rio. Базовая механика «пуляй птицей из рогатки по свиньям» не менялась. А игры, которые использовали другие механики, не становились настолько же популярными.

Например, игра Bad Piggies — это пазл, где игрок должен собрать из определённых элементов тележку, которая могла бы доехать из точки A в точку B, и перевезти туда одну из свиней, которые были врагами в оригинальной серии. Очень качественный пазл, но механически игра была слишком сложной для основной аудитории Angry Birds — детей. Аудитории постарше развлечение показалось, наоборот, слишком детским.

CEO Микаэль Хэд и директор по маркетингу Питер Вестербака

© © Wired Photosteream / Flickr

У первой части Angry Birds было две версии: за доллар и бесплатная. В последней было всего несколько уровней — чтобы поиграть в остальные, нужно было скачать полную. В 2009 году в приложениях в App Store не было «встроенных покупок». В 2016 году во встроенном в магазин топе самых прибыльных приложений первое приложение, которое надо покупать, то есть зарабатывающее не на внутренних покупках, — на 96-м месте.

Геймплей Angry Birds плохо подходит для условно-бесплатной модели. Например, популярная головоломка Candy Cush Saga использует принципы так называемого «ящика Скиннера»: психологи помогают разработчикам заточить игровые элементы под вытягивание денег из пользователей буквально на молекулярном уровне. Переделка платной модели под условно-бесплатную никогда не будет настолько же успешной, как игра, сделанная под неё с нуля. Во всяком случае никому это пока не удавалось.

При этом использование этих подходов тоже не является гарантией успеха. Rovio с нуля создала условно-бесплатную Angry Birds Go!, и в итоге у них получилась просто слабая гоночная игра, да ещё и не очень умело сделанная с точки зрения монетизации. Баланс между весельем и необходимостью тратить деньги слишком сильно клонился к последнему.

От снижения интереса к играм страдают продажи брендированных продуктов. Основная аудитория игры и сопутствующих товаров — дети. Ребёнок, который давно не играл в Angry Birds, не будет просить у родителей купить ему чипсы или газировку с её персонажами.

Результат — с июля 2014 года в компании дважды сменился CEO, почти 400 человек (около 50% всех работников компании) попали под сокращения. Без увольнений обошлось только в отделе, который уже четвёртый год занимался работой над анимационным фильмом «Angry Birds в кино», который увидел свет 12 мая 2016 года. Если что-то и может спасти Rovio, то только он.

У кино возможность влиять на массовое сознание до сих пор выше, чем у самых популярных игр — особенно игр без сюжета в традиционном понимании. Полнометражный фильм — идеальная площадка для превращения птиц, которые отличаются на первый взгляд только цветом, в настоящих героев с мотивацией, историей, чувством юмора.

Бюджет «Angry Birds в кино» — 60 млн евро. Ещё 100 млн евро Rovio потратила на маркетинг (эти расходы компания разделила с Sony Pictures, которая занимается дистрибуцией фильма). Лучшие анимационные фильмы зарабатывают в прокате больше миллиарда долларов (как, например, «Холодное сердце» или «Миньоны»). При этом больше половины участников топ-10 самых кассовых анимационных фильмов вышли в последние семь лет.

Если фильм будет успешным, героев узнают и полюбят зрители по всему миру, продажи сопутствующих товаров (например, вышедших совсем недавно наборов LEGO), еды и игр вырастут — благо всё это легко найти в магазинах. Естественно, выйдет продолжение фильма с ещё большим бюджетом, более агрессивным маркетингом. Может, и игры опять начнут серьёзно зарабатывать.

Если фильм провалится, шансов на возрождение у франшизы мало. А делать другие хиты на постоянной основе у компании, очевидно, не получается.

Фотография на обложке: Ilya S. Savenok / Getty Images