secretmag.ru
Истории

Привстаёт с колен: Как фарма-гигант Pfizer реанимирует Виагру

Падали, но поднимались
«Виагра» — самый известный в мире бренд средства от импотенции. Он занимает около 49% рынка подобных препаратов, на втором месте — «Сиалис» (больше 39% рынка) и «Левитра» (около 9%). «Виагра» — один из главных бестселлеров фарма-корпорации Pfizer. Но с 2013 года на рынке появилось много аналогов и дженериков — препаратов с тем же действующим веществом, поэтому в последнее время таблетки Pfizer покупают вяло. Как компания пытается стимулировать продажи виагры и обогнать производителей дешёвых аналогов, узнал «Секрет».

«Виагра» — самый известный в мире бренд средства от импотенции. Он занимает около 49% рынка подобных препаратов, на втором месте — «Сиалис» (больше 39% рынка) и «Левитра» (около 9%). «Виагра» — один из главных бестселлеров фарма-корпорации Pfizer. Но с 2013 года на рынке появилось много аналогов и дженериков — препаратов с тем же действующим веществом, поэтому в последнее время таблетки Pfizer покупают вяло.

Как компания пытается стимулировать продажи виагры и обогнать производителей дешёвых аналогов, узнал «Секрет».

Взлёты и падения синей таблетки

Химики Pfizer синтезировали действующее вещество виагры силденафил в лаборатории английского города Сэндвич. Сначала они думали, что новый препарат пригодится для лечения стенокардии и прочих заболеваний, связанных с ухудшением кровообращения. Но во время клинических испытаний оказалось, что проблемы с эрекцией силденафил решает намного лучше, а участники испытаний не хотят расставаться с таблетками. В 1996 году Pfizer запатентовала силденафил как препарат от эректильной дисфункции, упаковала в таблетки синего цвета и назвала «Виагрой». По легенде название появилось из двух слов: vigor (власть, энергия) и Ниагара.

В США препарат стал доступен через два года, после проверки FDA (Управление минздрава США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов). Лекарство продавали только по рецепту. За первую неделю продаж врачи выписали 247 666 рецептов на «Виагру». В 2000 году 90% продаж препаратов для улучшения потенции в мире приходилось на этот бренд. К 2007 году эта цифра упала до 50%. Свою долю на рынке отвоевали аналоги: «Сиалис» от Eli Lilly и «Левитра» от Bayer, появившиеся в 2003 году.

В 2012 году патент Pfizer на Виагру истёк во всех странах, кроме США и Канады. Это значило, что другие компании получили возможность производить дженерики, используя то же действующее вещество. В США и Канаде патент действует до 2020 года. Но корпорации всё равно пришлось идти на уступки и разрешить компаниями Mylan и Teva выпускать непатентованные дженерики «Виагры» с 2017 года. Pfizer проиграла суд, в ходе которого надеялась запретить конкурентам производить аналоги своего средства, сейчас компания получает роялти от производителей дженериков.

Глобальный рынок препаратов от эректильной дисфункции оценивают примерно в $5 млрд. В 2015 году выручка Pfizer от продажи «Виагры» составила $1,7 млрд в США и около $57 млн в Европе. Но эта цифра неуклонно падает. В 2016 году — на $100 млн. В первом квартале 2017 года выручка Pfizer от продажи «Виагры» упала на 14% по сравнению с первым кварталом 2016 года.

Фейки и крысиный яд

Виагра — одно из наиболее подделываемых лекарств в мире. Pfizer провела исследование и обнаружила, что около 80% сайтов, продающих Виагру, на самом деле торгуют подделками. Подделки не только роняют продажи оригинального лекарства, но и сильно портят репутацию фарм-корпорации и здоровье сэкономивших. Чтобы добиться характерного синего цвета таблеток, создатели подделок используют чернила, которыми заправляют принтеры, или обычную краску, не предназначенную для употребления в пищу. В фейковой виагре неоднократно находили амфетамины, борную кислоту, тальк и даже крысиный яд.

В сентябре 2016 года в Польше ликвидировали крупнейшую подпольную фабрика по производству поддельной виагры. Из лаборатории изъяли 100 000 таблеток и 430 000 ампул со стероидами общей стоимостью почти €4 млн. Полиция задержала 14 человек, которые производили подделку и продавали её по интернету.

Друзья эрекции, враги корпорации

Подвинуть Виагру на рынке препаратов для улучшения потенции пытаются не только прямые конкуренты, но и небольшие биотех-компании. В 2016 году британская компания Futura Medical провела удачные клинические испытания геля от эректильной дисфункции Eroxon. Действующее вещество геля — нитроглицерин. Он часто содержится в лекарствах от ангины и сердечно-сосудистых заболеваний. В Великобритании и большинстве других стран препараты на основе нитроглицерина продаются без рецепта, в отличие от виагры. Гель можно использовать прямо перед сексом, а таблетки — за час до. За счёт этого Futura Medical планирует преуспеть. СЕО Futura Medical Джеймс Бардер уверен, что продажи геля вполне могут достигнуть $1 млрд. Правда, фармакокинетические исследования препарата начались только в октябре 2017 года, дата выхода Eroxon пока не известна.

Виагра будет свободной. И дешёвой

В 2007 году британская сеть аптек Boots начала пробную продажу «Виагры» без рецепта в магазинах Манчестера. Мужчины 30-65 лет могли купить только четыре таблетки и только после часовой консультации с фармацевтом. Эксперимент оказался локальным и непродолжительным.

Pfizer 10 лет не прекращала попытки добиться свободной продажи «Виагры» в Великобритании и совсем недавно ей это удалось. Великобритания стала первой страной в мире, где с 2018 года таблетки от импотенции можно будет купить без рецепта.

Сдаваться Pfizer явно не собирается. Корпорация придумала ещё один способ, как обойти конкурентов. С 11 декабря 2017 года компания начнёт продавать собственный дженерик «Виагры».

Новые таблетки отличаются цветом, они будут белые, а главное – ценой. Стоить они будут $32,5 за штуку — в два раза меньше, чем «Виагра». Логика понятна: Pfizer стремится всех переиграть и обогнать в гонке дешёвых дженериков. Но классическую Виагру компания всё же продолжит производить – 20% клиентов всё равно купят синюю таблетку. Вот, что значит лояльность.

Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images