Меняю нимб на лайк: Кто стоит за раскрученной соцсетью Nimses и что её ждёт
Уже несколько дней первое место среди бесплатных приложений российского и украинского App Store удерживает загадочная социальная сеть Nimses — причудливый гибрид Instagram, Foursquare и Tinder, который платит пользователям за время, проведённое в приложении. В Google Play его позиции ниже — 13-е место в российском разделе и 43-е в украинском.
«Без маркетингового бюджета Nimses донёс до миллионов людей свою абсолютно богоподобную концепцию человеческого капитала. Мы надеемся повлиять на массовую культуру и поставить в центр мышления и оценки чего бы то ни было человека» — так команда социальной сети описала свою миссию в разговоре с «Секретом».
Мы собрали всё, что известно о новом популярном приложении, и узнали у экспертов, действительно ли на рынке появилась революционная идея.
Как устроен Nimses
Чтобы зарегистрироваться, нужно авторизоваться через SMS. Указав имя, дату рождения и ник, вы попадаете на главный экран. Это карта, на которой отображаются пользователи, находящиеся в радиусе 2 км.
Лента постов выполнена в стиле Instagram (даже фильтры, которые можно наложить на фото, кажется, скопированы оттуда). Особенность Nimses в том, что пользователю видны посты только тех людей, которые находятся поблизости. Некоторые пользователи названы «ангелами». Это статус присваивается популярным аккаунтам, но пока непонятно, какую роль в приложении они будут выполнять.
Nimses — социальная сеть с виртуальной валютой, нимами. Один ним даётся за каждую минуту, которая проходит с момента установки приложения. Кроме того, вознаграждение предусмотрено за лайки, которые ставят вашим постам, и за приглашение новых пользователей. Ещё нимы можно получить в подарок. Наконец, создатели приложения рассматривают возможность подключить к системе профили в других социальных сетях и начислять нимы за активность в них. «Взаимодействие появится очень скоро», — обещают в Nimses.
На что можно потратить нимы? Пока что только на публикацию постов. Один пост — 100 нимов.
Что обещают создатели приложения
В июне Nimses обещает запустить магазин Nimses Goods, в котором нимами можно будет оплачивать товары и услуги. Какие именно, пока непонятно. Ещё в планах раздел Nimses Music: «Вся музыка за 100 минут, прожитых вами». На февраль 2018 года запланирован релиз сервиса Nimses Exchange, через который можно будет конвертировать нимы в другие киберденьги. Прогноз создателей Nimses — $0,001 за 1 ним.
Пользоваться Nimses Goods и Nimses Music смогут только те, кто получит статус Human (по умолчанию присваивается другой — User). Для этого нужно, чтобы вашу личность удостоверили шесть других «хьюманов». Таким образом Nimses, очевидно, планирует бороться с мошенниками. «User, который оказался не настоящим человеком, выбрасывается из системы и навсегда блокируется, а Human, который дал неправдивое подтверждение личности, будет оштрафован и впредь лишён права подтверждать статус Human», — говорится на сайте социальной сети.
Некоторые компании уже начали принимать нимы в качестве оплаты. По своей инициативе.
Московский кооператив «Чёрный» продаёт стаканчик кофе за 3000 нимов. «Мы уверены, что финансовый капитализм несовместим с миром для всех и лучшим будущим для каждого, а виртуальные деньги, привязанные ко времени, могут быть началом новой экономики, более горизонтальной и прозрачной», — объясняет сооснователь «Чёрного» Артём Темиров.
Ещё нимы вроде бы принимают в интернет-магазине сумок Bag2you (по курсу 1 рубль за 100 нимов).
Ни Bag2you, и «Чёрный» пока не связывались с основателями Nimses.
Кто стоит за таинственным приложением
«Идея проекта пришла в процессе исследования и предположений о природе эволюции человеческого сознания, прежде всего коллективного общего сознания, — формулирует директор по маркетингу Nimses Андрей Сирченко. — Эта теория демонстрирует закономерность утончения изменений в психологии людей и потребность в удовлетворении всё более тонких межличностных запросов. Люди неосознанно ожидают появление надёжного сигнала симпатии — феномен, который напоминает универсальный сверхлайк».
История создания Nimses покрыта туманом. Судя по открытым источникам, на разработку продукта ушло два года, а в компании работает около 70 человек (такие данные содержат украинские сайты для поиска работы, где размещено довольно много вакансий Nimses). «Четыре группы профессиональных инженеров работают над проектом около трёх лет: идея не менялась, механизмы — да», — рассказали «Секрету» в компании.
Офис Nimses находится в Киеве, но компания зарегистрирована в США, в Делавере. Собеседники «Секрета» в киевской стартап-тусовке отмечают, что команда нигде не питчилась и не рассказывала о себе: «Возникли из ниоткуда».
Главное публичное лицо компании — Андрей Сирченко, который представляется директором по маркетингу. Это молодой обаятельный человек, который любит ввернуть в интервью фразу в духе: «Представь, что через полгода можно будет купить чашку кофе за 15 минут жизни, прожитой два года назад и не тобой».
Сирченко критикует существующие соцсети, в которых пользователи становятся рабами рекламы, так как тратят своё время на её просмотр, но ничего не получают взамен. Nimses он называет не социальной сетью, а «экосистемой», которая сотрёт границы между офлайном и онлайном.
В России приложение активно продвигает видеоблогер Дмитрий Портнягин. Именно на его канале появилось одно из первых упоминаний о Nimses. В разговоре с «Секретом» Портнягин также назвал себя инвестором проекта (после публикации материала он опроверг это заявление).
Раскрутка приложения
Nimses запустили в январе 2017 года, но популярным приложение стало только несколько дней назад. Ещё до взлёта команда Nimses устраивала вечеринку в киевском клубе: за вход можно было заплатить нимами. Также известно, что приложение проходило «тестирование» среди студентов Киево-Могилянской академии.
В Nimses «Секрету» сообщили, что в «публичном пространстве» продукт только с 1 июня, а до этого он работал «в режиме закрытого тестирования с ограниченным доступом». Спустя два дня после того, как приложение возглавило топ российского App Store, его вдруг порекомендовал своим фанатам певец Иван Дорн. В Nimses уверяют, что на раскрутку не потратили ни цента.
Вопросы к Nimses
Некоторые переживают из-за слежки: Nimses показывает, где находится каждый пользователь. Другие указывают, что в приложении использованы фильтры Instagram, но непонятно, договорилась ли компания об их использовании. «Фильтры Instagram находятся в общем доступе, и их может использовать любой проект», — уточняет Андрей Сирченко.
Главный вопрос — получится ли обменять нимы на реальные деньги. Их уже окрестили криптовалютой, но на самом деле пока это просто лайки. Ни на одной бирже нимов нет. Непонятно, как будет рассчитываться курс, как будет устроен вывод денег из приложения.
Категорически неясно, как компания будет зарабатывать. Создатели продукта называют себя «противниками бесполезной рекламы». Возможно, они хотят жить на комиссию от продажи товаров и услуг. Но чем они собираются заманивать партнёров, опять же непонятно.
Что похоже на Nimses
Первые ассоциации — сериал «Чёрное зеркало» и фильм «Время». Но есть и реальные прототипы.
Увидеть людей, которые находятся рядом с тобой или встречались в течение дня, можно в дейтинговом приложении Happn. Геолокационную социальную сеть недавно запустила Prisma.
Идею платить за повседневные действия уже реализовали несколько приложений. Например, Sweatcoin и Bitwalking платят пользователям за шаги. Но есть и прямые аналоги — за публикации пользователям платят основанные на блокчейне социальные сети Steemit и Golos.
Мнения
Nimses — это несколько хайповых идей в одном продукте. Ощущение, что создатели прочли книгу Hooked: How to Build Habit Forming Products Нира Эяля и попытались впихнуть в своё приложение абсолютно все механизмы удержания пользователей.
Главная идея — оцифровка времени. В моменте, когда идея альтернативных валют на взлёте, это рабочая гипотеза для раскрутки приложения. Забавно, что сама идея оцифровать время, чтобы потом тратить его в приложении, вызывает небольшой диссонанс.
По нашему опыту, история виральных B2C-проектов очень итеративна, и надеяться, что пользователи примут идею и реализацию сразу, довольно наивно. Со временем продукт сфокусируется на одной killer feature и после того, как волна регистраций схлынет, либо продолжит жизнь, либо уйдёт с рынка. На данный момент продукт кажется слишком сложным для массового пользователя, что подтверждается наличием многочисленных тьюториалов в Сети.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Не думаю, что это финансовая пирамида или какое-то мошенничество — просто сырой проект. В такие проекты, как правило, приходит неплатёжеспособная аудитория.
Время — деньги. Но многое зависит от того, на что эти деньги можно потратить. Проект сейчас ближе к системе скидочных баллов, чем к криптовалюте. Это вольное прочтение купонных сервисов вроде Biglion для привлечения пользователей к товарам и услугам партнёров, участвующих в программе. Пока у проекта этих партнёров нет, и это делает хайп бессмысленным.
Авторы смешали все успешные механики, большую часть которых они впоследствии, наверно, отбросят и сосредоточатся на возможности потратить баллы на какие-то реальные предложения. Будущее проекта будет зависеть от ценности предложений — если способы потратить баллы будут неинтересными, проект умрёт.
Основным способом монетизации я вижу партнёрские размещения товаров и услуг — то, ради чего есть смысл запускать приложение и генерировать баллы. Конвертация баллов в реальные деньги мне не представляется возможной.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Приложение выглядит слишком сложными. Чтобы опубликовать первый пост, нужно накопить 100 нимов. Для этого вы должны провести в приложении примерно полтора часа. То же самое с формированием сети контактов. Пользователям предлагают платить за возможность поставить лайк, но мы привыкли к Instagram, где лайк ничего не стоит, и в то же время является желанным (и в конечном счёте монетизируемым) вознаграждением за удачный пост.
С другой стороны, не исключено, что именно сложная геймификация как раз и привлечёт пользователей. Особенно если в приложении появится прямая монетизация: обмен нимов на товары или деньги. Но придётся, во-первых, внятно объяснить, зачем это нужно продавцам, а во-вторых, обуздать инфляцию.
Самый очевидный способ заработать на этом приложении — размещать рекламу. Кроме того, источником монетизации могут служить данные, которые Nimses собирает о своих пользователях.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Идея — а на самом деле идеи, их там несколько — достаточно интересная. Способ майнинга валюты достаточно оригинален, при этом хорошо понимаем на бытовом уровне. Концепцию время — деньги проще понять, чем PoW or PoS (методы защиты в криптовалютах. — Прим. «Секрета»).
Что касается сравнения с другими проектами, у ребят из Sweatcoin и Bitwalking очень понятная монетизация. Шаги — это здоровье, а значит, меньше затрат на медицину у страховой компании или даже государства. Этому же проекту спрос на нимы ещё придётся доказать. Я бы сравнил их скорее с BAT, который только что закончил ICO и поднял $35 млн за 30 секунд, но при этом концепция их пока не проверена (браузер Brave, который поощряет просмотр рекламы токенами BAT. — Прим. «Секрета»).
Фотография на обложке: Nimses