secretmag.ru
Технологии

Подлецы и авантюристы: Как предприниматели обманывают потребителей

Крафтовые секреты и органические уловки
Недавно выяснилось, что производители крафтового шоколада Mast Brothers наглым образом обманывали своих покупателей. Вместо шоколада из отборных какао-бобов они в красивой обёртке продавали переплавленный шоколад дешёвой марки. «Секрет» вспомнил, какими ещё запрещёнными приёмами пользовался бизнес в последнее время.

Недавно выяснилось, что производители крафтового шоколада Mast Brothers наглым образом обманывали своих покупателей. Вместо шоколада из отборных какао-бобов они в красивой обёртке продавали переплавленный шоколад дешёвой марки. «Секрет» вспомнил, какими ещё запрещёнными приёмами пользовался бизнес в последнее время.

«Крафтовый» шоколад Mast Brothers

© Фотография: Mast Brothers

Два брата-бородача, Рик и Майкл Масты, переехали из Айовы в Нью-Йорк, чтобы создать собственную марку крафтового шоколада. Они открыли фабрику в Бруклине, придумали красивую упаковку и стали продавать его за $10 за плитку. Скоро марка стала популярной, а её основатели снискали славу молодых бизнесменов, для которых аутентичность и социальная ответственность так же важна, как и прибыль.

Но у братьев Маст была одна проблема: эксперты считали их продукцию некачественной и подозревали предпринимателей в обмане. Недавно он вскрылся: американский блогер, пишущий под именем Скотт, узнал, что на первых порах братья просто переплавляли в своих формах шоколад, купленный у французской компании Valrhona. Это подтвердил владелец компании Amano Artisan Chocolate, производящей крафтовые сладости, Арт Поллард. Он вспоминает, как был удивлён, что братьям удалось с самого начала выпустить шесть видов шоколада, ведь поставки какао-бобов непросто наладить. Он спросил, как им это удалось, и они сами рассказали, что три сорта просто переплавляют из другого шоколада.

После первых обвинений предприниматели перестали указывать происхождение бобов на упаковке, хотя это важнейшая информация для любого крафтового производителя. На этой неделе Рик Маст написал открытое письмо c признанием, что на первых этапах Mast Brothers использовали шоколад сторонних производителей.

Кроссовки Skechers «для похудения»

© Фотография: Jason LaVeris/Contributor via Getty Images

В 2012 году обувному бренду Skechers пришлось вернуть покупателям $40 млн. Федеральная торговая комиссия США постановила, что компания преувеличивала функционал кроссовок Shape-ups, Resistance Runner, Toners и Tone-ups. Они вовсе не помогают подтянуть мышцы и сбросить вес, как обещала реклама. В ней снялось несколько американских знаменитостей, в том числе и Ким Кардашьян.

Ещё одна претензия к Skechers — использование исследования калифорнийского доктора Стивена Готро, которое подтверждало эффективность кроссовок. Компания упоминала его в рекламе, но не указывала, что заплатила за проведение это исследования и что Готро женат на одном из ведущих маркетологов Skechers.

Подобный скандал произошёл и с Reebok: компании пришлось заплатить $25 млн за обещания «более подтянутой попы с каждым шагом», причём кроссовки тоже рекламировала Ким Кардашьян.

«Исчезающие» фотографии Snapchat

Приложение Snapchat быстро стало популярным и принесло славу своим молодым основателям во многом благодаря особой функции мессенджера: фото в нём исчезали через несколько секунд после отправки. В результате миллионы молодых людей начали использовать его для обмена откровенными снимками. Однако в мае 2014 года Федеральная торговая комиссия США обвинила разработчиков приложения в рекламе, вводящей в заблуждение: любой снимок можно сохранить, сделав скриншот. Компанию обязали обновить политику конфиденциальности, и теперь комиссия будет следить за соблюдением этих правил до 2034 года.

Спустя несколько месяцев произошёл другой скандал: фотографии примерно 200 000 пользователей Snapchat утекли в Сеть. Они были сохранены с помощью сервиса Snapsaved.com, который предлагал веб-клиент для приложения, доступного только на мобильных устройствах. Злоумышленники выложили 13 ГБ фотографий на имиджборде 4chan. Несмотря на то что в данном случае Snapchat не виноват в утечке информации, эта история показала, как уязвимы личные данные в интернете и как наивно было надеяться на обещания создателей приложения.

«Органическая» мраморная говядина

Kickstarter стал важнейшим инструментом для предпринимателей, но тем не менее с его помощью пытались провести немало мошеннических кампаний. Одна из самых знаменитых — сбор средств на мясо Kobe Red. Компания Magnus Fun предлагала пожертвовать деньги на создание органической японской мраморной говядины (мясо кобе). Меньше чем за месяц мошенники собрали $120 000, хотя планировали только $2437. На странице кампании не были указаны имена создателей, а вместо промовидео было размещено слайд-шоу с изображениями мясо кобе. Команда проекта утверждала, что провела дегустацию продукта на знаменитом фестивале South by South West в Остине.

Кинематографист Джейсон Купер вступил с создателями мяса в переписку, чтобы включить сюжет о них в свой фильм Kickstarted, но ему так и не удалось ни пообщаться с предпринимателями, ни увидеть мясо. Купер и его сотрудник Джей Армитейдж наняли частного детектива, чтобы разобраться в деле. Следователь написал огромный пост на Reddit, доказывающий, что кампания вводит людей в заблуждение. После этого Kickstarter удалил страницу Kobe Red и уведомил об этом всех жертвователей. При этом пользователи не могут обвинить платформу в размещении непроверенного контента — в правилах сервиса указано, что пользователи сами должны решать, порядочные перед ними предприниматели или нет.

«Полезная» Nutella

В 2012 году жительница Калифорнии Асена Хоэнберг подала в суд на компанию Ferrero, производящую шоколадную пасту Nutella. Причиной иска стала телереклама: в ролике актриса, играющая мать нескольких детей, говорит, что Nutella — это часть сбалансированного рациона. Несмотря на то что в продукте содержится много сахара и пальмового масла, в видео утверждается, что Nutella состоит из «таких качественных ингредиентов, как фундук, обезжиренное молоко и какао-бобы». По решению суда компания Ferrero выплатила $3 млн компенсаций своим покупателям, поменяла маркировку на упаковках и убрала рекламу с ложными обещаниями.

Фотография на обложке: Tuukka Koski / behindthescenes.nyhistory.org