Когда готы плачут. Сервис Diary.ru закрывается
Когда ЖЖ был российским Facebook, российским «ВКонтакте» был сервис Diary.ru. Прародитель российских социальных сетей просуществовал 15 лет и теперь объявил о своём скором закрытии.
Проект электронных дневников был открыт в начале 2002 года и, по словам создателя Евгения Руденко, не задумывался как коммерческий. Важной приметой Diary.ru стало большое количество пользователей из разных субкультур, например, готов и любителей анимэ. Благодаря более простому и, в отличие от LiveJournal, русскоязычному интерфейсу с простой интеграцией и персонализированным дизайном страниц, Diary.ru в начале нулевых было проще привлечь более молодую аудиторию.
Основным контентом проекта были личные дневники, переводы анимэ, так называемые фанфики (любительсике сочинения по мотивам популярных книг, фильмов, сериалов и т.д.). Первые пять лет создатели развивали проект сами, аудитория составляла в среднем около 600 000 человек в месяц.
В 2007 году «молодым ядром» проекта заинтересовалась инвестиционная компания Digital Sky Technology, позже вошедшая в Mail Group. Она выкупила 50% проекта (остальная часть осталась у Руденко и его сына), благодаря чему у diary.ru появилось новое оборудование и первые платные сервисы. Аудиторию удалось вырастить почти в 5 раз, однако попытки монетизировать Diary.ru особенно успешными не были. Уже через три года вложенные инвесторами деньги закончились, и развитие сервиса почти остановилось.
Ещё шесть лет проект продолжал жить благодаря маленькой команде из шести человек (руководитель проекта, три администратора, сисадмин и и программист). Несмотря на то, что на рынок вышел «Вконтакте» и другие соцсети, Diary.ru некоторое время хорошо держался — работал на самооукпаемости и не ронял трафик. С 2011 года аудитория, которая на пике составляла почти 5 млн уникальных пользователей в месяц, начала падать.
По данным «Контур.Фокус», в 2015 году выручка компании составляла 3,4 млн рублей (ежегодное падение достигало 20%), а чистая прибыль — 125 тысяч рублей. В 2016 году Руденко «за небольшие деньги» выкупил долю Mail.ru, таким образом избавив компанию от мелкого, не «выстрелившего» актива. Такой стала цена «ламповой семейной атмосферы», которой дорожили пользователи Diary.ru. Они взрослели вместе с самим проектом: бывшие готы и эмо завели дневники про кулинарию и воспитание детей.
В последний год проект, по словам Руденко, зарабатывает чуть больше 300 000 руб в месяц, в то время как затраты превышают 480 000 рублей в месяц. Среднемесячная аудитория сервиса колебалась в районе 2 млн человек. По словам Руденко, первое время продолжать работу удавалось за счёт накоплений, которых к сентябрю 2017 не стало совсем.
В своём блоге Руденко пояснил, почему не стал обращаться к краудфандингу: «Мы зарегистрированы как ООО, наша деятельность коммерческая — это реклама и платные сервисы, поэтому мы не можем принимать добровольных пожертвований. Мы очень тронуты вашим желанием помочь, но все подобные переводы (без конкретного получателя) будут возвращены».
Платные сервисы Diary.ru в 2017 году покупало менее 2000 человек. По подсчётам Руденко, ресурс можно было бы спасти, если бы от 5000 пользователей ежемесячно приходило по 100 рублей. Если бы платило 7000 человек, можно было бы убрать рекламу.
По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицина, весь сервис (а вместе с ним и целая эпоха) оценивается всего в 1 млн рублей.
Фотография на обложке: ta' / Getty Images