secretmag.ru
Технологии

Как школьник Максим Чумин сделал издательство Parallel Comics

Сижу на алгебре, cверяю P&L
Одиннадцатиклассник Максим Чумин с детства увлекался комиксами. Теперь его увлечение переросло в бизнес. Вместе с другом он открыл издательство Parallel Comics, которое уже получило лицензию на выпуск комиксов Marvel на русском языке. Кроме того, компания уже привлекла инвестиции и была оценена в 3 млн рублей. Максим рассказал свою историю «Секрету».

Одиннадцатиклассник Максим Чумин с детства увлекался комиксами. Теперь его увлечение переросло в бизнес. Вместе с другом он открыл издательство Parallel Comics, которое уже получило лицензию на выпуск комиксов Marvel на русском языке. Кроме того, компания уже привлекла инвестиции и была оценена в 3 млн рублей. Максим рассказал свою историю «Секрету».

Меня зовут Максим, мне 17 лет. Я хожу в школу с углублённым изучением французского языка, люблю комиксы и видеоигры. Я читаю комиксы с 10 лет, и за семь последних лет я собрал в коллекцию из примерно 750 выпусков. Из-за своей любви к Nintendo в 15 лет я стал послом японской компании в России: рассказал руководству представительства, в котором было всего несколько человек, о сообществе любителей их приставок и стал им заниматься. Звучит здорово, но на деле я за копейки ежемесячно собирал в Starbucks людей из официальной группы компании «ВКонтакте», где мы вместе играли в игры на приставке 3DS.

Поработав с Nintendo, я стал писать о комиксах и видеоиграх для тематических онлайн-изданий. Прошлым летом я поехал на главную конвенцию комиксов в мире Comic Con в Сан-Диего и взял интервью у Чипа Здарски, автора одного из моих любимых комиксов — Sex Criminals. Двухчасовой разговор с Чипом убедил меня в том, что пора действовать.

Вместе с моим другом Саем мы решили открыть издательство комиксов. Уже спустя пару недель у нас появилась лицензия на иностранную серию комиксов, а также инвестор, чудом поверивший в нашу затею. В декабре мы выпустили первую книгу — «Удивительный Человек-паук: Дела семейные», а сейчас заканчиваем вторую, о «Мстителях».

© Фотография: обзоры комиксов On The Table

Нашим единственным инвестором стал брат Сая — Мурат. Несколько недель он существовал для меня как исключительно мистический персонаж: Сай о нём часто рассказывал (например, что у Мурата есть брат-близнец Марат), но я никогда не думал, что буду с ним работать. Мне было страшно, потому что я никогда бы не поверил в то, что незнакомый человек будет вкладывать деньги на выпуск независимых комиксов.

Мы провели пару встреч с Муратом, показали ему несколько потрёпанных и любимых книг, которые хотели выпустить на русском. Он поверил в рентабельность проекта только после того, как мы подготовили бизнес-план на 5, 10 и 15 лет вперёд. Нам пришлось думать о том, как создать компанию, которая будет расти в будущем. В этом мне помог издатель из Мексики, с которым я случайно познакомился на вечеринке: он спросил меня, где выпить кофе в Москве, я дал ему совет, а всё следующее утро мы обсуждали индустрию комиксов в России и то, во что она может вырасти. Мы сдружились и регулярно обсуждаем варианты сотрудничества.

А с Муратом я быстро нашёл общий язык: он никогда не читал комиксы, но теперь считает себя фанатом — по нашей просьбе прочёл несколько культовых серий. Он получил 40% компании и вложил в неё 1,2 млн рублей. Окупиться компания должна через полгода или год. У Мурата есть опыт работы в банковской сфере, и сейчас он отвечает за финансовую сторону нашего бизнеса. Ещё нас объединила любовь к рэперу Скриптониту. Когда мы с Саем не пошли на концерт накануне сдачи книги, Мурат постоянно отправлял в наш чат сводки оттуда.

Команда Parallel Comics (так мы назвали издательство) состоит из наших знакомых. С редактором мы познакомились через паблик «ВКонтакте», а оформитель работал со мной и раньше над иллюстрациями для статей о комиксах. Мы платим им небольшие гонорары. Мы быстро отказались от идеи издать первой книгу независимого художника. Пустая трата денег. Для таких новичков, как мы, идеально подошла продукция издательства Marvel. Этот бренд известен среднему потребителю не столько по комиксам, сколько по летним блокбастерам, а значит, и наше издательство станет узнаваемым.

Наши переговоры с Marvel заняли несколько месяцев. Мы перебрали множество серий комиксов, прежде чем прийти к соглашению. Они сами предложили нам финальный вариант, о котором мы изначально даже не мечтали: мы ведём импринт Original Graphic Novel, в котором собраны одиночные комиксы с разными героями. Это идеальный вариант для российского рынка, где нет многолетней традиции покупки тонких еженедельных выпусков. Для того чтобы прочесть книгу, не нужно знать предысторию персонажа. На лицензию первых трёх книг мы потратили чуть больше 500 000 рублей.

Производство первого комикса оказалось раз в десять труднее, чем я себе представлял, — провалы и ошибки преследовали нас на всех этапах. Всю осень нам казалось, что книга выйдет через пару недель, но этого не происходило. Мы забыли перевести договор, что задержало перевод денег на несколько недель. Наш оформитель паниковал от формата исходных файлов книги. В какой-то момент уверенности в том, что мы выпустим «Паука», совсем не осталось. Однако в декабре всё получилось. С выхода книги прошло полтора месяца, наши читатели уже делают видеообзоры о ней. Мы поставили в магазины около 2500 книг (это половина всего тиража).

© Фотография: обзоры комиксов On The Table

Мы будем продвигать книгу и дальше. Хотя многие издатели не рассказывают о своих книгах после анонса. Понятное дело, бюджет на маркетинг небольшой, но существует столько доступных инструментов продвижения! Мы, например, с выходом «Паука» запустили почтовую рассылку о комиксах. Нужно выходить из зоны комфорта, нужно искать территории, которые никто не покрывал, и делать то, что никто не делал. Со следующими релизами мы попытаемся захватить более широкую аудиторию, которая обычно не ходит в специализированные магазины, но при этом готова убедиться, что комиксы бывают не только о супергероях.

Проблема в том, что большинство игроков рынка выпускает только проверенные серии тиражами не больше 5000 книг. Их трудно найти где-либо, кроме как в специализированных магазинах, а о них мало кто знает, за исключением фанатов — по всей России только 90 точек. Я понял, что такая стратегия нам не подходит, и первым шагом стал отказ от сотрудничества с оптовиком. Это монополист рынка, работающий с магазинами и издательствами комиксов по условиям, тормозящим их развитие. Его не устроили наши условия сотрудничества, и мы стали продавать книги без посредников. И сразу после выхода «Паука» он начал подначивать магазины через закрытую группу «ВКонтакте» с нами не сотрудничать. В общем, ситуация в индустрии такова, что главный дистрибутор, взрослый и опытный человек, считает такую стратегию уместной.

И это не единственный случай. Когда мы запустились, один игрок рынка рассказал моей коллеге, с какой «лигой злодеев» она связалась, — исключительно из-за того, что мы приобрели лицензию на комикс, который он хотел выпускать. А на анонимном форуме появились сообщения о «грёбаном хипстере Максиме Чумине», который развлекается на деньги богатых родителей. Я бы радостью выслушал критику перевода, печати, формата книги, но столкнулся только с переходом на личности и злобой.

Противостояние внутри маленького сообщества только мешает его росту. Мы продолжаем наступать на одни и те же грабли, игнорируя цеховые отношения, коллег и элементарную этику. Разобщённость делает нас слабее. Нынешнее состояние рынка — это лучшие условия для того, чтобы начать относиться друг к другу дружелюбнее. Обида неконструктивна и превращает в ад не только работу, но и весь мир вокруг. Кажется, именно в этом проблема многих индустрий в России.

Фотография на обложке: Rick Rowell / Disney XD via Getty Images