Будь как Эштон Катчер: Почему актёр стал своим в Кремниевой долине
Эштон Катчер — актёр и самый важный инвестор 2016 года по версии Forbes. Вместе с партнёрами по фонду A-Grade Investments он вложился в несколько десятков компаний, среди который Skype, Airbnb, Spotify, Pinterest, Shazam, Warby Parker, Zenefits, Flipboard, Change.org и Duolingo. Фонд размером $30 млн принёс своим создателям $250 млн.
В 2013 году Катчер получил должность инженера по продукту в китайской компании Lenovo, а на днях устроил настоящее шоу на презентации её нового телефона: он гнул его, ломал, кидал с большой высоты, но аппарат остался цел. «Секрет фирмы» приводит правила, которые помогли Катчеру стать успешным инвестором и предпринимателем.
1. Найти пример для подражания
Вообще-то Эштон Катчер никогда не был просто красивым актёром. Прежде чем начать карьеру в кино и модельном бизнесе, он изучал биоинженерию в Университете Айовы, так что кое-что смыслил в технологиях. В конце нулевых он узнал, как рэпер 50 Cent случайно заработал $100 млн. Когда-то музыкант стал лицом напитка Vitaminwater и гонорар частично получил акциями производителя — компании Glaceau. Потом её купила Coca-Cola, и 50 Cent получил хорошие деньги за свою долю. Катчер решил, что работать с брендами за акции намного более ценно, чем получать гонорар, и решил пойти дальше — инвестировать в интересные проекты, чтобы в будущем зарабатывать на этом.
2. Начать делать бизнес в сфере, с который хорошо знаком, и заработать связи
В нулевых у Катчера уже был собственный бизнес — продакшен-компания Katalyst. Её диджитал-директор Сара Росс, которая раньше работала в TechCrunch, познакомила актёра с известными предпринимателями и инвесторами Кремниевой долины — например, с Роном Конвэем.
Катчер не нанимал консультантов, как это делают многие знаменитости, чтобы быстро и не особенно задумываясь вложиться в перспективные компании. На первых порах актёр старался учиться у своих новых знакомых. «Когда ты узнаёшь, как распознать приближение снежного барса, его довольно легко увидеть», — говорит актёр, имея в виду успешные стартапы.
3. Найти опытных единомышленников
В 2010 году Катчер решил, что полностью готов погрузиться в процесс. Вместе с Гаем Озери он основал венчурный фонд A-Grade Investments. У партнёра Катчера тоже бэкграунд в шоу-бизнесе: он работает менеджером Мадонны, Аланис Мориссетт, U2 и Muse. «Мои занятия очень похожи, я пытаюсь найти таланты и помогаю им продать их музыку или их видение», — говорит Озери о своей работе. Третьим сооснователем фонда стал единственный профессиональный инвестор в этой организации — Рон Бёркл.
Бёркл вложил в фонд $8 млн, а Катчер с Озери — по $1 млн. Сначала фонд A-Grade вкладывал по $50 000 — 100 000 в стартапы на ранних стадиях, но потом объём инвестиций вырос. При выборе компаний партнёры руководствуются тремя факторами: харизматичные основатели, с которыми хочется работать, желание компании помогать людям и надёжная бизнес-модель, развитию которой можно способствовать, если принять решение об инвестициях.
4. Использовать все свои ресурсы на благо дела
Катчер использует свою популярность для продвижения компаний. У актёра 17,5 млн подписчиков в Twitter, и он регулярно публикует записи с упоминанием компаний, в которые вкладывается его фонд, чтобы привлечь новых пользователей. Слава также помогает ему преодолевать бюрократические трудности: когда правительство Нью-Йорка пыталось ужесточить законы, чтобы ограничить рост Uber, Катчер раскритиковал мэра города Билла де Блазио, назвав кампанию против стартапа примером «недальновидной политики и коррупции, которая препятствует инновациям». Ужесточающие поправки не были приняты.
5. Полагаться на интуицию
Катчер старается инвестировать только в те проекты, идею которых понимает. «Вкладывайтесь в то, что знаете; если вы всё время пьёте пиво и ходите в микропивоварни, чтобы пробовать разные сорта, вы, скорее всего, знаете самые лучшие из них, так что я всегда советую инвестировать в знакомые рынки», — говорит актёр. Несмотря на то что он может позволить себе машину с водителем, он всегда пользуется Uber.
У Катчера и Озери правда получается находить талантливых предпринимателей и, главное, замечать их на ранней стадии. Например, они были первыми крупными инвесторами компании Genius (раньше она называлась Rap Genius). A-Grade вложила в стартап деньги в 2011 году, когда он только выпустился из инкубатора Y Combinator. Пять лет назад Катчер и Озери вложили в Uber $500 000 — теперь их акции стоят в 100 раз больше.
Конечно, не все вложения Катчера были удачными. Например, актёр вложился в телеком-компанию Ooma и даже стал её креативным директором, но сразу после выхода стартапа на биржу его акции резко упали. Актёр вложился в «Uber для самолётов» BlackJet, но компания закрылась в этом году — её топ-менеджеры выбрали неудачную бизнес-модель, сделав ставку на «самолёты по подписке», хотя клиенты хотели бронировать отдельные чартеры. Кроме того, A-Grade инвестировала в интернет-магазин дизайн-товаров Fab.com, который, недолго пробыв единорогом, упал в цене до $15 млн и был продан прошлой осенью.
Фотография на обложке: Mario Anzuoni / Reuters