secretmag.ru
Технологии

Управляя единорогами: История основателя Twitter и Square Джека Дорси

Из застенчивого подростка — в миллиардеры
Cервис для микроблогинга Twitter сейчас стоит больше $19 млрд. Его основатель Джек Дорси когда-то был подростком с пирсингом и зелёными волосами, потом он долго искал себя: бросил два вуза, поучаствовал в работе провалившегося стартапа, поработал няней. Наконец, в 29 лет он запустил Twitter. В первый год сервис не привлекал ничьего внимания, а потом он выстрелил. С тех пор жизнь Дорси изменилась. «Секрет» рассказывает историю миллиардера.

Сервис для микроблогинга Twitter сейчас стоит больше $19 млрд. Его основатель Джек Дорси когда-то был подростком с пирсингом и зелёными волосами, потом он долго искал себя: бросил два вуза, поучаствовал в работе провалившегося стартапа, поработал няней. Наконец, в 29 лет он запустил Twitter. В первый год сервис не привлекал особого внимания, а потом выстрелил. С тех пор жизнь Дорси изменилась. «Секрет» рассказывает историю миллиардера.

Поиски себя

В детстве Джек Дорси мало общался со сверстниками: дефекты речи мешали социализации. В восемь лет у него появился первый компьютер. Всё своё свободное время он посвящал рисованию карт родного Сент-Луиса в графическом редакторе. Научившись программировать, Дорси добавил на карты транспорт и заставил его двигаться. «Я хотел сделать так, чтобы можно было видеть, как работает город», — рассказал он в одном из интервью. Спустя много лет Дорси по-прежнему интересуется городами: в 2011 году он заявил, что однажды хочет стать мэром Нью-Йорка.

Подростком Дорси любил эпатировать: красил волосы в кислотные цвета, носил кольцо в носу и футболку со своим номером телефона. Из двух своих детских увлечений — искусства и технологий — он выбрал последнее и в 1995 году поступил в Миссурийский университет науки и технологий, где изучал математику и информатику. Во время учёбы Дорси взломал сайт диспетчерской службы, которая управляла велосипедными доставками в Нью-Йорке, и написал руководству письмо о уязвимостях в системе. Основатель компании Грег Кидд пригласил его на работу в Нью-Йорк. В 1999 году, в период бума доткомов, Дорси и Кидд переехали в Сан-Франциско и создали онлайн-сервис dNet для курьеров. Компания не пережила 2001 год, когда пузырь доткомов лопнул, и Дорси вышел из бизнеса.

В 2002 году предприниматель вернулся в Сент-Луис. Вместе с отцом он занялся ботанической иллюстрацией в Ботаническом саду Миссури: Дорси любил рисовать с детства, и кропотливая работа над изображениями цветов отвлекала его от неудачи с dNet. В этот период он выучился на массажиста — этой сферой Дорси заинтересовался, когда пытался избавиться от боли в руке. Снова работать программистом он не хотел и согласился переехать к Кидду в Окленд, чтобы присматривать за его маленькой дочерью в обмен на еду и жильё. У Дорси получалось работать няней, но он продолжил искать себя.

Запуск Twitter

В 29 годам Дорси перепробовал несколько профессий, бросил два университета и поселился в Сан-Франциско, где не мог устроиться на работу даже продавцом. Однажды он случайно увидел создателя сервиса Blogger Эва Уильямса в Caffe Centro. Уильямс продал свою компанию и строил новую — Odeo. Это был сервис, который позволял создавать подкасты и делиться ими. Дорси был слишком застенчивым, чтобы подойти к Уильямсу, ставшему местной знаменитостью, и поэтому решил отправить резюме в Odeo. Он был вскоре принят на должность программиста и быстро подружился с Уильямсом и ещё одним из сооснователей Odeo Ноа Глассом.

В конце 2005 года подкасты стали доступны в iTunes Store, и развитие Odeo потеряло смысл. Через несколько месяцев Дорси признался Глассу, что хочет уйти из IT-индустрии, заняться модой или отправиться в морское путешествие. Он пошёл изучать дизайн одежды в школу Apparel Arts в Сан-Франциско и даже сшил несколько вещей (правда, в интервью он обычно упоминает только юбку-карандаш).

Джек Дорси в 2008 году Фотография: Joi Ito/Wikimedia

Бросить моду будущего основателя Twitter убедил Гласс. Ему же Дорси рассказал о своей идее сервиса, позволяющего делиться статусами о местонахождении. Глассу казалось, что это скучно, но он подумал, что сайт можно усовершенствовать, если знакомые с помощью статусов смогут вести онлайн-дискуссии.

Дорси и Гласс рассказали об идее Уильямсу и другим топ-менеджерам Odeo, и скоро прототип был готов (Дорси стал программистом проекта). Так, в марте 2006 года появился Twitter. Длину сообщений было решено сократить до 160 знаков — столько могло уместиться в SMS. Затем это число уменьшили до 140 символов. Сервис начал работать в июле, но не «взлетал» почти год, и только в марте 2007 года он неожиданно стал популярным во время фестиваля South by Southwest Interactive в Остине: с его помощью профессионалы IT-индустрии договаривались о встречах и узнавали о вечеринках.

Увидев успех компании, Уильямс решил отделить сервис от Odeo, но сомневался, стоит ли оставлять Дорси на позиции CEO. Пока компания проводила новые раунды инвестиций, у неё постоянно падали серверы от наплыва новых пользователей. Дорси не знал, как развивать Twitter дальше, потому что не считал сервис своим — он чувствовал превосходство Уильямса, который был старше и опытней. В 2008 году Уильямс стал CEO Twitter, а Дорси возглавил совет директоров.

Запуск Square

В 2009 году, вскоре после ухода из Twitter, Дорси основал платёжный сервис Square вместе с предпринимателем Джимом МакКелви (они были знакомы с начала 90-х годов). «Twitter имеет эту уникальную способность делать тебя ближе к тому, что тебя больше всего интересует. Twitter помогает делать ближе слова, а Square делает ближе деньги», — сказал Дорси о своих компаниях в интервью журналу The New Yorker.

Первым продуктом Square стало устройство для чтения карт, которое подсоединялось к смартфонам через гнездо для наушников. Его, как и мобильное приложение Square, можно получить бесплатно, а затем компания взимает 3,5% от суммы каждой транзакции — это меньше, чем комиссия обычных платёжных систем.

Возглавив компанию, Дорси изменился: неудачи в Twitter заставили его пересмотреть свой стиль управления. На одном из собраний в 2010 году он появился перед тремя десятками сотрудников Square в строгом костюме и произнёс речь о миссии компании. Говоря о том, каким должен быть дизайн, Дорси привёл в пример мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. По мнению предпринимателя, это пример безупречного архитектурного решения и функциональности.

«Мы хотим создавать красивый дизайн и строить невозможное», — сказал Дорси. Именно этот момент некоторые бывшие сотрудники Square считают перерождением предпринимателя.

Несмотря на все перемены, Дорси не был застрахован от неудач. В 2012 году Square заключила контракт со Starbucks: руководство сети кофеен вложило $25 млн в компанию. Глава Starbucks Говард Шульц получил место в совете директоров Square, а кофейня начала пользоваться платёжным сервисом, отказавшись от услуги Bank of America, — правда, читающие устройства в сети кафе использовать не стали. Партнёрство оказалось крайне неудачным: за три года Square потеряла $56 млн и недавно объявила, что не будет продлевать контракт после его завершения в третьем квартале 2016 году.

В первой половине 2015 года выручка платёжного сервиса составила $560,6 млн, при этом убыток компании равен $77,6 млн.

Джек Дорси в 2010 году Фотография: Joi/Wikimedia

Дважды CEO

5 октября 2015 года Джек Дорси снова стал CEO Twitter. Теперь предприниматель руководит одновременно двумя единорогами (так называют организации, оценённые более чем в $1 млрд). Одна из важнейших задач Дорси — перезапуск созданной им социальной сети, которую в последние месяцы много критиковали. Инвесторы компании (например, крупнейший инвестор Twitter Крис Сакка) жаловались, что, несмотря на миллионы пользователей, платформа пока не реализовала свой потенциал: её любят журналисты и гики, но многие простые люди не могут найти нужную информацию в потоке твитов. Изменения уже начались: Дорси объявил об увольнении восьмой части сотрудников и запустил сервис Moments, который собирает твиты о важных событиях дня, чтобы у пользователей не было необходимости подписываться на много разных аккаунтов. По итогам третьего квартала 2015 года Twitter остаётся неприбыльным, однако выручка компании растёт. За четыре месяца социальная сеть заработала $569 млн, что на 58% больше, чем за тот же период прошлого года.

14 октября 2015 года Square подала заявку на IPO в Нью-Йорке. Дорси заверил представителей банков, юридических консультантов и директоров компаний, что не собирается покидать платёжный сервис ради Twitter. Однако он подготовился к трудностям. И в команде Twitter, и в команде Square есть люди, на которых Дорси может положиться.

Один из главных признаков перерождения Дорси как лидера — приобретённое умение делегировать обязанности и нанимать сильных менеджеров. Сооснователь Twitter Биз Стоун так говорит о трансформации предпринимателя: «Кажется, будто он зашёл в келью, проучился там 40 лет и вернулся в мир».

Источники: The New Yorker, The New York Times, Re/code, Vanity Fair Фотография на обложке: John Chiala / CNBC / NBCU Photo Bank via Getty Images