Выжившие: Кто зарабатывает на дискетах, кассетах и других устаревших технологиях
Весной 2016 года Российская академия наук (РАН) обнародовала условия участия в конкурсе на распределение грантов для молодых учёных. Одно из требований к заявкам: они должны быть поданы на дискетах 3,5, а файл создан в программе Word-6. На следующий день пресс-секретарь президиума РАН Сергей Шаракшанэ уточнил, что заявку можно подать и другими способами, в том числе по интернету. Однако дискеты действительно всё ещё используют в научной среде. Например, российские издания «Неотложная терапия» и «Кафедра. Стоматологическое образование» принимают публикации именно на этих носителях.
В сентябре 2015 года инженер Финн Гундерсен рассказал в своём блоге, что в Норвегии врачи получают информацию о пациентах на флоппи-дисках. Гундерсен считает, что дело в экономии — это самый дешёвый носитель — и сложившихся традициях.
«Секрет» выяснил, кто и как пользуется устаревшими носителями, несовременными технологиями передачи информации и устройствами и кто на этом зарабатывает.
Дискеты
Восьмидюймовые дискеты появились в начале 70-х как инновационная разработка компании IBM. Через десять лет компании Philips и Sony выпустили оптический компакт-диск. CD и DVD начали вытеснять дискеты с рынка. Они оказались более долговечным и универсальным носителем — магнитные диски часто застревали в дисководах, размагничивались, а многообразие форматов кодирования делало их нечитаемыми на устройствах разных платформ.
В 1996 году в обращении было около 5 млрд дискет. В 2010 году компания Sony, лидер рынка, выпускавший 40% дискет, заявила об отсутствии спроса на носитель и прекратила его производство. Действительно, продажи компании упали на 74% с 2002 года — в Японии в 2009 году было продано всего 12 млн флоппи-дисков, тогда как в 2002 году — 47 млн штук. После этого заявления производители персональных компьютеров убрали из комплектации персонального компьютера встроенный дисковод для дискет.
За последние семь лет от выпуска флоппи-дисков отказались все производители. В 2009 году — компании Hitachi Maxell и Mitsubishi Kagaku Media. В конце 2014 года дискетный завод компании Toshiba был перепрофилирован в овощную ферму. Производитель дискет Imation, купивший в середине нулевых ещё два производителя флоппи-дисков Memorex и TDK, девять лет терпел убытки. В четвёртом квартале 2015 года Imation показал убыток в $152,3 млн и его деятельность была приостановлена.
Флоппи-диски можно купить на вторичном рынке. Их остатки продают на Amazon или eBay. Упаковка из десяти дискет стоит около $11.
Американец Том Перски построил бизнес на дефицитных магнитных дисках. В 2010 году после объявлений крупных производителей дискет о выпуске последних партий Том выкупил около полумиллиона 5,25-дюймовых дискет и миллион 3,5-дюймовых. Потом предприниматель жалел, что не вложил все деньги в 3,5-дюймовые флоппи-диски (они оказались наиболее востребованными).
За пять лет его интернет-магазин продал практически все запасы. Для пополнения склада дискет он начал скупать у людей ненужные или использованные флоппи-диски и собрал таким образом ещё около 100 000 дискет.
Дискеты в интернет-магазине Перски покупают компании, работающие на устаревших станках. Например, среди его клиентов есть большой пошивочный цех, в котором работают 500 человек. «В 90-е были построены сотни тысяч промышленных машин на дискетах», — говорит Том Перски. Многие компании не смогли по разным причинам модернизировать своё производство, потому потребность в дискетах остаётся и сегодня.
Аудиокассеты
Впервые аудиокассета была представлена компанией Philips в 1963 году. Формат, предложенный фирмой, оказался очень востребованным — компакт-кассеты были просты в использовании и дёшево стоили. С середины 90-х годов они стали постепенно вытесняться новыми носителями информации — CD- и DVD-дисками.
Согласно статистике американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA в 1990 году в США было продано 442 млн аудиокассет. К 1995 году продажи упали на 38%, составив 272 млн экземпляров. Через пять лет, в 2000 году, продажи сократились ещё на 72%, составив 76 млн.
Сильно сократившись, продажи аудиокассет продолжаются и в середине 10-х. Компания CEA подсчитала, что в 2012 году на территории США было реализовано 13 млн аудиокассет. В агентстве предположили, что плёночный формат держится за счёт автолюбителей — в том же году в Америке продали 15 000 кассетных магнитол.
Компакт-кассеты оказались востребованы среди небольших музыкальных лейблов. К примеру, американская компания Burger Record за период с 2007 по 2012 год продала порядка 200 000 аудиокассет с музыкой. В 2012 году под лейблом фирмы вышло 200 релизов, каждый тиражом от 250 до 2000 экземпляров.
В России успешным «кассетным» лейблом стала компания Full Of Nothing. Она была основана в 2010 году в Петрозаводске молодыми музыкантами Иваном Афанасьевым и Анной Куц. Изначально Иван и Анна скупали в магазинах кассеты любых исполнителей и с помощью магнитофона записывали поверх собственные релизы. Первые тиражи составляли 20–30 копий. Позже они приобрели профессиональный дубликатор у американской компании 2:00AM Tapes. Сегодня чистые компакт-кассеты лейбл закупает у Петербургского завода GoTape. Под лейблом Full Of Nothing выпускаются коллективы со всего мира: японские команды Big Love, Sone и Yamaneko, английские Boomkat, Norman, Chemical, американская группа Tomentosa и другие.
Продукция компании востребована во всех концах света. «Больше всего заказов из-за границы: Японии, Тайваня, Великобритании плюс чуть-чуть Северной Европы и одиночные заказы из США», — говорит Афанасьев. Впрочем, построить доходный бизнес на устаревшей технологии не получается, Афанасьев говорит, что выручает «смешные деньги» за «смешные продажи». Как правило, тираж одного релиза кассетного лейбла редко превышает 300 копий. При этом стоимость аудиокассеты колеблется в пределах 150–300 рублей.
До 2013 года купить чистые кассеты можно было только на вторичном рынке. Однако три года назад в Санкт-Петербурге открылось производство по выпуску компакт-кассет GoTape. Основатели компании — Максим Иванов и Илья Квасов — приобрели оборудование у разорившегося завода. Наматывающие станки, тампопечатные машины, дубликаторы и многое другое обошлось в сумму около 400 000 рублей. «Я веду список городов, куда мы отправляли кассеты. Это самые разные точки: от Хельсинки и Минска до Томска, Екатеринбурга и Мурманска. Наверное, это значит, что интерес к кассетам есть», — рассказывает Иванов.
Кассетные магнитофоны в настоящее время не производятся. Но в магазинах электроники можно встретить проигрыватели, воспроизводящие аудиокассеты и диски одновременно. Среди брендов, поставляющих подобные устройства, компания Sony. Стоимость проигрывателя в среднем равняется 4000 рублей.
Факс
Факсимильный аппарат был изобретён в 1843 году шотландским физиком Александром Бейном. Он представлял собой электрический телеграф, способный передавать изображение. В 1924 году компания AT&T создала свой фототелеграф. Несколько десятилетий он активно использовался в фотожурналистике, а в 1964-м компания Xerox сделала факс, которым пользуются до сих пор — передача изображений стала осуществляться по телефонным линиям.
В 70-х факс был самой передовой технологией передачи информации, но сегодня электронная почта почти вытеснила факсимильные аппараты с рынка. Компания NPD, изучающая рыночную конъюнктуру, подсчитала, что в 2012 году американцы купили 350 000 факсов, это на 14% меньше, чем в 2011 году. Падение спроса подтверждает статистика компании «Ситилинк». Сейчас ассортимент магазина представлен одним производителем — Panasonic. В 2014 году продажи факсов упали на 50% по сравнению с 2013-м, а в 2015 году — ещё на 40%. «Объём продаж факсов в количественном выражении — всего несколько тысяч штук за год. Но пока будет спрос, факсы останутся в нашем ассортименте», — говорит Павел Комаров, директор по закупкам электронного дискаунтера «Ситилинк».
В связи с падением спроса производители факсов стараются подстраховаться — выпускают факсимильные аппараты в составе многофункциональных устройств. В частности, так поступил крупный производитель электроники HP. В 2011–2012 годах по всему миру было продано 37 млн таких устройств.
Активнее всех факсом пользуются госпредприятия и ведомственные учреждения. Это вынуждает связанные с ними компании пользоваться факсимильными аппаратами. «Мы получаем по факсу официальные запросы на информацию от правоохранительных органов и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в рамках проведения ими доследственных проверок и оперативно-розыскных мероприятий», — рассказывает Олег Мотовилов, коммерческий директор компании Caravan. При этом в месяц может приходить не больше шести сообщений.
По аналогичным причинам имеют факсимильный аппарат в НПО «Родина». По словам Леонида Богуславского, первого заместителя генерального директора компании, большинство ведомств, а также некоторые заводы в РФ до сих пор активно пользуются факсом. «Но как только они откажутся от них, так сразу от этой практики уйдём и мы», — говорит Богуславский.
Пейджеры
Первая коммерческая версия пейджера появилась в 1956 году, её выпустила компания Motorola. Радиус действия достигал 200 м, а количество абонентов — 57 человек. Устройство односторонней связи, позволяющее «тихо» передавать информацию, получило широкое распространение в полиции, армейских подразделениях, больницах и правительственных службах.
В 80-е появились устройства в виде часов с миниатюрными дисплеями — с возможностью напрямую отправлять сообщения. По данным университета Motorola, в 1992 году общее количество пейджеров в мире составляло 30 млн штук. Устройством пользовалось 6% населения США и 17% жителей Сингапура. Особую популярность пейджеры приобрели в бизнес-среде. В 1995 году в России 80% передаваемых сообщений носили деловой характер, 17–18% — личный, ещё 2–3% приходилось на назначения свиданий и поздравления.
В конце нулевых сотовые телефоны (в частности, благодаря функции SMS) вытеснили пейджеры с рынка. Биперы вернулись в больницы и пожарные службы. Компания CEA подсчитала, что в 2012 году в США было куплено 10 000 пейджеров на общую сумму в $7 млн.
Сегодня пейджеры выпускает французская компания TPL Systèmes, а также канадские фирмы — Rogers, PageNet и Bell. Их основные потребители — экстренные службы. Например, среди клиентов PageNet порядка 500 медицинских учреждений. В 2015 году на 25,5 млн абонентов сотовой связи в Канаде приходилось 161 500 клиентов пейджинговых служб. Однако с 2009 года наблюдается ежегодное уменьшение пользователей пейджера в среднем на 10,7% в год.
Фотоплёнка
В середине нулевых, когда цифровые фотоаппараты стали доступными по цене, производители «плёнки» стали массово отказываться от её производства. В 2006 году сразу три компании сообщили о приостановлении производства традиционных фотоаппаратов — Canon, Nikon и Konica Minolta Holdings. Компания Canon пришла к подобному решению после анализа продаж — годом ранее, в 2005-м, ей удалось продать 64,8 млн цифровых камер и только 5,4 млн плёночных.
В 2012 году производство традиционных фотоаппаратов прекратил Kodak, после чего сфокусировался на производстве киноплёнки. Сегодня у компании заключено шесть контрактов на её поставку с крупными голливудскими студиями.
Несмотря на развитие цифровых технологий, аналоговые фотоаппараты до сих пор пользуются популярностью в узких кругах. Согласно наблюдениям английского магазина West End Cameras, специализирующегося на фототоварах, чтобы продать 100 кассет с фотоплёнкой в 2005 году, требовался месяц или полтора, в 2015 году для этого достаточно двух дней. По данным компании NPD, в 2012 году в США было куплено 35 млн кассет с фотоплёнкой.
В России производством фотоплёнки занимается петербургская компания Foqus. Помимо создания плёночных кассет она оказывает услуги проявки, ремонта традиционных фотокамер, а также предлагает начинающим фотографам обучающие курсы.
Купить аналоговую камеру сегодня можно только на вторичном рынке. Компания Statista проанализировала производство фотоаппаратов в период с 2002 по 2010 год. Если в 2005-м производилось около 22 млн плёночных камер, то уже в 2007, на пике популярности цифровой техники, этот показатель устремился к нулю.
Калькулятор
Создание первого прототипа калькулятора приписывается французскому учёному Блезу Паскалю в 1643 году. С того времени арифмометр претерпел множество изменений, прежде чем в 1961 году начался первый массовый выпуск калькуляторов британской фирмы Anita.
Долгое время устройства пользовались огромной популярностью — на них производились расчёты в коммерческих и государственных учреждениях и учебных заведениях. Серьёзным конкурентом для калькуляторов стали сотовые телефоны, распространившиеся в конце нулевых.
Новый конкурент оказался страшен не всем производителям вычислительной техники. Американская компания Texas Instruments (TI) была основана в 1951 году, она фокусировалась на планомерном распространении своих устройств среди учебных заведений и предлагала вычислительные машинки со сложными функциями, например расчёта логарифма. Сегодня в некоторых учебниках США имеются разделы, посвящённые использованию устройств TI. Выбранная тактика позволила в 2013–2014 учебном году заполучить 93% американского рынка графических калькуляторов. Другие 7% достались её конкуренту — фирме Casio. Всего в этот период было продано 1,6 млн устройств, на 5% меньше, чем в прошлый учебный год, когда было реализовано 1,67 млн калькуляторов. Издание The Washington Post считает, что производство калькуляторов бренда Texas Instruments приносит около 50% прибыли.
Развивается производство вычислительной техники и в Китае. По прогнозам в 2016 году доходы от производства калькуляторов составят $8,7 млрд. Сегодня калькуляторы по-прежнему актуальны в образовательной сфере. Использование вычислительной техники на контрольных работах или экзаменах допускается, в то время как телефон — под запретом.
Фотография на обложке: Aldo Cavini / Flickr / CC BY-SA 3.0