secretmag.ru
Технологии

Батя в здании: Вернёт ли основатель Papa John’s дело своей жизни

В июле 2018 года 56-летний американский бизнесмен Джон Шнаттер вылетел из совета директоров франшизы пиццерий Papa John’s, которую сам же и основал 30 лет назад. Его улыбающиеся физиономии даже убрали с коробок для пиццы. Последней каплей для акционеров компании стали расистские заявления Шнаттера.

В июле 2018 года Джон Шнаттер вылетел из совета директоров сети Papa John’s, которую сам же и основал 30 лет назад. До этого Шнаттер лишился должности CEO. Его улыбающуюся физиономию даже убрали с коробок для пиццы.

Причина — расистские высказывания 56-летнего бизнесмена. Дело не только (и, может, не столько) в этике — оскорблённые американцы перестали есть пиццу Papa John’s. Недовольство зрело долго. До этого «токсичного папу» не раз обвиняли в домогательствах — и это тоже играло на руку Domino’s, Pizza Hut и другим конкурентам.

Как вы думаете, чем Шнаттер занят теперь?

Нет, он не ушёл на покой, не стал открывать новое дело и даже не начал пить. Оказывается, у Шнаттера есть план, как вернуть дело всей своей жизни, и он намерен его реализовать. Рассказываем историю этого беспокойного человека.

Американская мечта

Джон Шнаттер — олицетворение американской мечты. Он сам себя так называет. Путь к большим деньгам начал в 12 лет: ремонтировал и красил водосточные трубы таунхаусов в родном Джефферсонвилле (Индиана).

Мать следила, чтобы маленький Джон хорошо учился, занимался спортом и при этом работал по выходным. Другое дело — отец. Ему было не до воспитания сына. Торговля солнечными батареями и вином, установка кабельного ТВ — он постоянно ввязывался в новые бизнес-проекты. Обычно ничего путного из этого не выходило. Если будущий основатель Papa John’s чему-то у отца и научился, то разве что умению начинать всё заново.

В 15 лет Джон Шнаттер устроился мыть посуду в небольшую пиццерию Rocky’s. Иногда старший повар допускал мальчика до приготовления пиццы. Уже тогда он начал мечтать об открытии собственного дела. Ребята из школьной команды по бейсболу над Шнаттером предсказуемо подшучивали. В не очень далёком будущем они стали его франчайзи.

Шнаттер признаётся, что учёба в школе давалась ему с трудом, а изучать юриспруденцию в колледже Болл-Стейт в Индиане было просто скучно. После университета он вернулся в родной город.

Очередной «стартап» отца, бар Mick’s Lounge, терпел убытки, и он нанял сына управляющим. Шнаттер-младший переписал меню, обновил интерьер, поставил несколько столов для бильярда. Чтобы всё это оплатить, пришлось продать любимый автомобиль — Camaro Z28 (любимый настолько, что через несколько лет Шнаттер наймёт бывшего агента ФБР, чтобы его разыскать).

Джон Шнаттер с Camaro Z28, 1978 год

© © PAPA: The Story of Papa John’s Pizza

Но лучшим нововведением стала дровяная печь в подсобке. Зная, что большинство местных пиццерий продавали пиццу за $10, Шнаттер стал продавать свою за $5.

Как потом вспоминал сам Шнаттер, пицца из Mick’s Lounge покорила горожан не только ценой — она была лучше, чем в других заведениях. «Если недоеденную пиццу не попросили завернуть с собой и она осталась на подносе, это значит, что пицца плохая», — формулирует он своё главное правило. Молодой управляющий работал с 9:30 утра до 01:30 ночи и спал прямо в баре. Но это того стоило: бар приносил $9000 в неделю, тогда как соседние сетевые пиццерии давали только $6000.

Оценив потенциал вкусной пиццы, в 1984 году Шнаттер взял в кредит $30 000, арендовал помещение и открыл первый ресторан Papa John’s. Бизнесмену тогда было всего 23, но он уже мечтал о построении мировой сети.

Шнаттер-старший до самого важного события в жизни сына не дожил всего несколько дней — умер от аневризмы.

Стал папой

Первым делом Шнаттер изучил стратегии мировых гигантов: Domino's доставляла пиццу быстрее всех, Little Caesar's выигрывала в цене, у Pizza Hut был лучший ассортимент. По качеству продуктов ни один из сетевых ресторанов не мог соревноваться с локальными пиццериями. Шнаттер решил сделать ставку на два параметра: качество и скорость доставки. Ещё он придумал класть в коробки с пиццей фирменный чесночный соус и два острых перчика. Вроде мелочь, а гостям приятно.

Шнаттер готовится к открытию первого ресторана сети

© © PAPA: The Story of Papa John’s Pizza

За первый год ресторан выручил $500 000 — почти в полтора раза больше, чем отцовский бар. Шнаттер открыл ещё две точки и нашёл первого франчайзи. Шёл 1986 год.

Сейчас основателя Papa John’s презирают и ненавидят, но в таланте ему никто не отказывает. Он смог разработать самое выгодное предложение для франчайзи: открыть пиццерию Papa John’s в США в среднем в семь раз дешевле, чем McDonald's, и в четыре раза дешевле, чем Taco Bell.

В результате в 1990-х Papa John’s была самой быстрорастущей франчайзинговой сетью в США. Компания удачно вышла на биржу и к середине декады разрослась до 200 точек с выручкой в $82 млн.

В 1998 году Ernst & Young назвала Шнаттера самым успешным молодым предпринимателем США. Его сеть начала международную экспансию, сперва запустившись в Мексике и Пуэрто-Рико. В 1999 году число ресторанов перевалило за 2000, выручка от продаж приблизилась к $1,5 млрд. В мире пиццы оставалось лишь два игрока крупнее: Pizza Hut и Domino's Pizza.

Испытание успехом

В 1990 году беременная жена Джона Шнаттера Аннетт попала в автокатастрофу и родила прежде срока. Новорождённой Даниэль поставили тяжёлый диагноз — церебральный паралич. Родителям сказали, что девочка не сможет даже шевелить губами, но молодой отец настаивал на всё новых операциях, учил её двигаться и даже занимался с ней баскетболом. Сейчас Даниэль живёт полноценной жизнью, у неё двое детей.

Неизвестно, знали ли об этой части жизни Шнаттера его партнёры и подчинённые. Если не знали, то вряд ли бы они поверили, расскажи им кто-то.

Почувствовав, что удача ему благоволит, в конце 1990-х Джон Шнаттер переехал в роскошный офис в Луисвилле. Повесил в кабинете свой портрет, деловые встречи начал проводить верхом на велотренажёре. Предложения сотрудницам «повеселиться», намёки на групповой секс, фразы «У тебя что, месячные?» — с подачи Шнаттера хамство и харассмент стали главной скрепой Papa John’s.

А потом начались проблемы с бизнесом.

В 2000-х франчайзи Papa John’s перестали выполнять план. Развитие сети забуксовало. В 2003–2005 годах выручка либо не росла вообще, либо падала. Не помог даже запуск нового блюда — куриных «стрипсов», на которые в компании возлагали большие надежды.

© © Bizjournals

В 2005 году совет директоров Papa John’s впервые решил назначить нового генерального директора. Им стал британец Найджел Трэвис, который до этого пять лет руководил Burger King. Шнаттер остался в совете директоров, но саботировал работу нового директора, стал прослушивать телефонные разговоры работников, читал их электронную почту и заставлял коллег шпионить друг за другом.

Возможно, в чём-то (но не в методах, конечно) Шнаттер был прав.

Одной из антикризисных мер Трэвиса стало увеличение роялти для франчайзи в 2,5 раза. Затраты на контроль качества урезали. Продуктовая линейка стала размываться: на прилавках продавали даже DVD-диски. Выручка при этом выросла всего на 2%.

Бомба сдетонировала в 2008 году. Франчайзи массово закрывали свои точки, клиенты жаловались на отравления, к 2009 году акции Papa John’s обвалились почти на 50%.

Возвращение

После провала Найджела Трэвиса в 2008 году Шнаттер вновь стал CEO. Он восстановил нормальные отношения с франчайзи (есть, впрочем, мнение, что до этого он же и настраивал их против прежнего руководства), отменил некоторые малоэффективные нововведения, начал принимать заказы на пиццу через сайт. Продажи выросли.

Тогда казалось, что компания встала на правильные рельсы. Теперь очевидно, что лучше бы Шнаттеру было не возвращаться. К новому кризису в компании приведут не бизнес-решения, а токсичное поведение стареющего «папы».

В 2009 году сотрудница Papa John’s подала на Шнаттера в суд, обвинив его в сексуальных домогательствах. Дело закончилось мировым соглашением. Для бизнесмена это был уже не первый подобный иск. Понимая, видимо, что ему не удастся держать себя в руках в дальнейшем, Шнаттер, как позднее выяснил Forbes, заставил сотрудников Papa John’s подписать документ, запрещающий обсуждать личную жизнь босса.

В последующие несколько лет Шнаттеру удавалось не совершать диких выходок, и компании это шло на пользу. В 2010–2017 годах её выручка выросла с $1,13 млрд до $1,78 млрд. Сам Шнаттер стал долларовым миллиардером. Но тут как раз и завертелся сюжет, который привёл к тому, что даже в России Papa John’s старается максимально дистанцироваться от основателя.

Папа может

Осенью 2017 года Шнаттер зачем-то обвинил Национальную футбольную лигу (NFL), которую спонсирует Papa John’s, в том, что она роняет продажи пиццерий. До этого футболисты NFL устроили акцию протеста против отношения полицейских к темнокожим в США. Во время исполнения гимна перед матчами они вставали на одно колено. Шнаттер заявил, что эта акция поляризует общество и отпугивает болельщиков. Они перестают смотреть игры, не видят рекламу Papa John’s и не едят его пиццу.

Лавиной общественного возмущения Шнаттера вновь снесло с поста CEO. Он остался председателем совета директоров, но ненадолго: через год Шнаттера дёрнуло пожаловаться коллегам: вот, мол, основатель KFC Харланд Сандерс (известный как полковник Сандерс) называл чернокожих «ниггерами» — и ничего ему за это не было. Когда эта история стала публичной, Шнаттера выгнали из совета директоров.

По сравнению с 2017-м продажи Papa John’s упали на 10%. Сама компания связывает это с чередой скандалов, спровоцированных Шнаттером. Акции подешевели на 40%. The Wall Street Journal предсказывает, что в скором времени ситуация может уже нормализоваться. Главное условие — разорвать последние ассоциации со Шнаттером.

Что по этому поводу думает «папа»?

© © Bloomberg / Getty Images

Шнаттер отвергает все обвинения, переводит стрелки на нынешнее руководство в лице CEO Стива Ричи (якобы именно при нём харассмент, преследования и доносительство расцвели в компании пышным цветом), судится с собственной компанией за несправедливое увольнение. Он даже создал специальный сайт c эмблематичным названием savepapajohns.com, чтобы выкладывать документы, доказывающие его правоту. Пока что он там регулярно оставляет по-отечески нежные сообщения 250 000 сотрудникам пиццерий Papa John’s по всему миру и обещает, что отвоюет компанию и вернётся в «семью» во что бы то ни стало.

Кстати, король в изгнании по-прежнему ходит в офис. Он ведь всё ещё крупнейший акционер компании. Охрана не может его не пустить.

При участии Вики Васиной

Фотография на обложке: JB Lacroix / Getty Images

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!