secretmag.ru
Технологии

Кто победит в торговой войне США и Китая? Дональд Трамп vs Си Цзиньпин

США и Китай сошлись лицом к лицу в торговом поединке. В одном углу ринга президент Соединённых Штатов Дональд Трамп наносит удар повышением тарифов и включает Huawei Technologies в «чёрный список» компаний. В другом президент Си Цзиньпин обещает ответные меры, как в популярной китайской песне под названием «Торговая война»: «Если негодяй хочет драки — мы вышибем ему мозги».

Если брать во внимание тарифы, действующие уже год, дела у бойцов обстоят следующим образом.

Для Трампа существует только одна метрика, которая показывает, выигрывают или проигрывают США в экономической схватке с Китаем, — двусторонний торговый баланс. Цифры всё ещё показывают, что Соединённые Штаты отстают с большим отрывом от Китая по этому показателю, но в последние месяцы отставание значительно сократилось. В то время как экономисты спорят о том, кто заслуживает похвалы за положительные изменения и является ли торговый баланс полезным показателем, разрыв между США и Китаем в марте стал самым незначительным за последние три года. Один балл для США.

По словам критиков, тарифы Трампа приведут к росту цен для американских потребителей, но до сих пор это не стало массовым явлением. Тем не менее в крупнейшей мировой экономике появляются признаки инфляции в период торговой войны. Цена товаров на полках магазинов в США в семи популярных тарифных категориях выросла на 1,6% к апрелю после первого раунда поднятия тарифов в июле 2018 года.

Для Китая повышение тарифов на импорт из США не оказывает прямого влияния на цены, поскольку многие категории являются промышленными ресурсами, а не товарами конечного потребления. Семь ведущих импортируемых по тарифам товаров из США — соя, золото, медные и бумажные отходы, сжиженный природный газ, хлопок и сжиженный пропан. По мере того как американцы всё больше ощущают дискомфорт от налогов на импорт, Китай зарабатывает очко в свою пользу.

В то время как потребительское доверие в США восстановилось в апреле (чему способствовал высокий спрос на рынке труда и повышение уровня заработной платы), рост розничных продаж замедлился во второй раз за три месяца. Аналогичная ситуация сложилась в Китае в тот же месяц, когда рост розничных продаж замедлился сильнее, чем ожидалось. Это привело к падению крупнейшего источника роста экономики. В настоящее время американцы в целом не слишком пессимистичны в отношении своих перспектив в торговой войне, но это может измениться, если Трамп выполнит свою угрозу ввести тарифы на весь китайский импорт. На данном этапе назовём это ничьей.

За последний год юань ослаб примерно на 7,5% по отношению к доллару. Это дало китайским экспортёрам подушку безопасности в ситуации с повышением тарифов и возможность дальнейшего ослабления валюты. Фокус для Китая заключается в том, чтобы понять, как долго можно позволять юаню падать. В какой-то момент он начнёт оказывать давление и заставит правительство начать тратить запасы. Более слабый юань может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономики Китая, что приведёт к ничьей.

Рынки акций в обеих странах упали в прошлом году больше, чем когда-либо за последнее десятилетие. Тем не менее больше пострадал Китай. Падение Шанхайского композитного индекса на 25% превысило падение S&P 500 в 2018 году в четыре раза. Совсем недавно в обеих странах главенствовал «рынок быков», однако вопрос заключается в том, как долго это будет продолжаться при тупиковых торговых переговорах. Для тех, кто следит за ситуацией, — китайские акции упали почти на 14% с начала 2018 года, цены на акции США выросли примерно на 6%. Очко Трампу.

Обе экономики демонстрируют признаки слабости в последние недели, но темпы замедления экономики Китая более стремительны. Развитие китайского промышленного производства, розничных продаж и инвестиций в апреле замедлилось сильнее, чем прогнозировали экономисты. В США, наряду со снижением розничных продаж, в третий раз за четыре месяца произошло падение промышленного производства.

Если тарифы начнут сказываться на темпах роста, Си будет обладать большей финансовой мощью в бюджетной и денежно-кредитной сфере, чем Трамп. Большая корпоративная задолженность склонила баланс Китая в сторону более широкого использования фискальной политики. Это произошло в связи с отказом от прежней зависимости от растущего банковского кредитования промышленных фирм. У Трампа нет такой финансовой мощи. В этом раунде победа за США, но стоит понаблюдать, что будет дальше.

В 2018 году инвестиции США в Китай сократились незначительно, чего нельзя сказать об инвестициях Китая в США. Так, по данным нового отчёта американо-китайского инвестиционного проекта, прямые инвестиций Китая снизились более чем на 80%, до $5 млрд с $29 млрд в 2017 году и $56 млрд в 2018-м. Американские ПИИ в Китай сократились с $14 млрд в 2017 году до $13 млрд в прошлом году. Поскольку США упускают инвестиции, балл уходит Китаю.

По мере того как торговые переговоры затягиваются, а две сверхдержавы ещё больше укрепляют свои позиции, впереди ещё долгий путь. На данный момент результаты несколько неоднозначны: в чем-то лидируют США, а в чем-то преимущество у Китая. В конце концов за это придётся заплатить обеим странам.

«С точки зрения экономического роста никто не выигрывает в торговой войне. С точки зрения геополитического соперничества важно, кто теряет больше, — говорит главный экономист Bloomberg Том Орлик. — США делают ставку на то, что это будет Китай. Китай держит пари, что у США не хватит терпения сражаться».

Источник: Bloomberg