Афера на $27 млн. Как организаторам фестиваля Fyre удалось обмануть сотню инвесторов и тысячи посетителей
В эпоху соцсетей лучше и дороже всего продаётся стиль жизни. Качественный видеопродакшен, несколько известных лиц, атмосфера эксклюзивности — и вот уже миллениалы готовы отдавать свои деньги за фотографии без фильтра на солнечном пляже в компании молодых и успешных инфлюэнсеров. Fyre Festival должен был стать дорогой инстаграм-мечтой, но оказался дорогой аферой. По следам «худшего фестиваля в истории» Netflix снял документальный фильм о его организаторе Билли Макфарленде — жулике и суперзлодее. «Секрет» пересказывает его историю.
Дорогое промо
Всё началось в 2016 году. Молодой бизнесмен Билли Макфарленд вместе с рэпером Джа Рулом придумал действительно полезный сервис — Fyre Media, агрегатор для приглашения знаменитостей на мероприятия. «Убер для селебрити» должен был помочь организаторам вечеринок быстро бронировать топовых звёзд для участия в мероприятиях. Для своего сервиса партнёры придумали масштабное промо — музыкальный фестиваль на Багамах на 6000 человек. Провести его нужно было через пять месяцев после запуска сервиса.
Билли Макфарленд не в первый раз пытался сделать бизнес и заработать на красивой жизни. В 2013 году он создал кредитную карту Magnises со стильным дизайном и пачкой бонусов. Владельцы карты получали скидки и приглашения на закрытые вечеринки в топовых барах, ресторанах и отелях. На одной из таких попоек для избранных Макфарленд познакомился с Джа Рулом.
В клубе владельцев карты Magnesis состояло около 100 000 человек, на взносах Макфарленд поднял $2 млн, пересел на Maserati и расслабился. Мероприятия для членов клуба всё чаще отменяли в последний момент, организаторы присылали трогательные письма, полные искренних извинений, но без компенсаций.
Чистоплотность стартапера уже тогда вызывала подозрения, но до полного разоблачения оставалось ещё несколько лет.
Влияние инфлюэнсеров
Команда фестиваля Fyre состояла из опытных менеджеров, пиарщиков и организаторов, и многие из них, как прекрасно разбирающиеся в предмете люди, на 100% были уверены, что невозможно сделать мероприятие на 6000 человек за пять месяцев. Почему они пошли на такую авантюру? Все, кто работал с Макфарлендом, в один голос утверждают, что он обладал харизмой, заряжал уверенностью, внушал доверие. И никому не предоставлял полной информации. Команда поверила очаровательному и целеустремлённому лидеру, а он какое-то время не давал поводов для беспокойства.
95% билетов на Fyre Festival ушли за первые 48 часов продаж. Билли Макфарленд прекрасно знал свою аудиторию: одна группа инфлюэнсеров повелась на рекламу другой — покруче. Сначала в Сети появился завораживающий проморолик с дюжиной моделей Victoria's Secret на острове Норманс-Кей — когда-то этот кусок суши в Атлантическом океане принадлежал наркобарону Пабло Эскобару. Белла Хадид, Эмили Ратаковски, Кендалл Дженнер купаются в прозрачной воде с друзьями и багамскими свинками, расслабляются на пляже и кормят друг друга виноградом. «Судя по видео, на острове ты будешь есть виноград прямо из рук топ-моделей», — делится в фильме Netflix своими впечатлениями от ролика член команды Билли.
Второй после ролика пиар-фишкой был квадрат стильного оранжевого цвета — его выложили у себя в инстаграмах 250 инфлюэнсеров в обмен на бесплатное проживание с видом на океан во время фестиваля и крупную сумму денег. Кендалл Дженнер, например, получила $250 000 за пост.
Тусовщики, купившие билеты от $1500, рассчитывали отдохнуть не хуже моделей — в белоснежных шатрах под песни Blink-182, Major Lazer и других хедлайнеров фестиваля. За $250 000 можно было арендовать частную яхту с личным поваром.
Надо было думать не о моделях, а о туалетах
Увы, остров к лучшей вечеринке тысячелетия оказался не готов. За пару месяцев до события владелец Норманс-Кей попросил всё отменить: ему не понравилось, что фестиваль раскручивали, рассказывая о Пабло Эскобаре — тёмном пятне на репутации Багамских островов.
Наспех переехав на соседний остров — Большую Эксуму, команда Билли обнаружила, что райского пляжа там нет. Шикарных вилл тоже не нашлось, а за аренду жилья заплатили по меньшей мере 500 гостей.
Команда Макфарленда зашивалась, но работала. Правда, со значительно меньшим энтузиазмом и большим недоверием. Недостаточно заряженных на успех увольняли, а остальные, видимо, рассчитывали на щедрое вознаграждение.
В организацию события было включено почти всё население острова. Больше 200 человек днями и ночами насыпали песок, строили тенты в надежде заработать. Впрочем, эта надежда таяла с каждым днём.
Недовольство команды росло пропорционально тому, как сокращалось время до начала фестиваля. За месяц до события в сеть начали просачиваться слухи: подлинные, а не отфотошопленные фотографии пляжа, совсем не такого райского, как в видеоролике с моделями, палаток, похожих на лагерь для беженцев, а не на уединённые жилища миллионеров.
Билли очень старался. Он доставал деньги, инвесторы велись на его харизму, верили в проект и не скупились. Но на реализацию всех планов и обещаний всё равно не хватало. Вместо $6 млн на кейтеринг у Макфарленда был только $1 млн, владельцы жилья и артисты не получили аванс в срок и были этим страшно недовольны.
Финансовые проблемы решались, кроме прочего, за счёт посетителей. За несколько недель до вечеринки всем купившим билет предложили купить браслеты и положить на них деньги, как на пластиковую карту, конечно, чтобы не носить с собой кэш. Организаторы настойчиво просили закинуть на счёт не меньше $3000. В итоге Fyre собрал с гостей около $800 000.
Начало конца
До фестиваля десять дней. На страницах в соцсетях всё ещё постят почти стоковые фотографии. Публика уже насторожилась — обычно мероприятия такого уровня транслируют, как монтируются сцены, сооружается фуд-корт, строят лаундж-зону. Ответов на простые вопросы тоже нет, гости не знают, как выглядят тенты и что в них будет, что брать с собой и как перемещаться по острову, как выглядит пляж. Любопытство быстро сменяется возмущением, и в дело вступают модераторы — все вопросы по существу удаляются практически моментально.
Надежда на незабываемый отдых угасла не у всех, первые посетители отправились на остров и угодили в мем «Ожидание / реальность». Вместо частного джета — обычный самолёт, трансфер до фестиваля на жёлтом школьном автобусе, а у райских шалашей — кучи нераспакованных матрасов, полотенец и других совсем не роскошных предметов первой необходимости. Больше всего тусовщиков позабавила кухня: вместо эксклюзивных блюд от шеф-поваров им предложили бутерброды с сыром.
Фотографии этого безобразия разлетелись по интернету, и хедлайнеры фестиваля быстро передумали ехать на остров. Этого хватило, чтобы сорвать Fyre Festival, но несколько сотен человек, трудившихся над проектом, всё ещё рассчитывали на то, что Макфарленд им заплатит. Билли не растерялся и уехал с острова. За ним последовали и другие большие боссы. Никому не хотелось разбираться с толпой озлобленных багамских рабочих и недовольных инфлюэнсеров.
Теперь подрядчики платят рабочим из своего кармана, долги по зарплате менеджерам насчитывают сотни тысяч долларов, Билли ненавидят и в Нью-Йорке, и на Багамах. Команда подала к нему коллективный иск на $100 млн.
Новая афера и суд
Спустя пару месяцев после фестиваля Макфарленд создал новый проект NYC VIC Access и начал продавать поддельные билеты на показы Victoria's Secret, фестивали Coachella, Burning Man, тусовки с Тейлор Свифт. Письма с предложениями купить заветные билетики получали даже пострадавшие от аферы с Fyre. На что рассчитывал мошенник, недавно вышедший из-под ареста под залог в $300 000?
Когда делом Макфарленда заинтересовалось ФБР, выяснилось, что в поддельном отчёте о продажах вместо реальных $1,5 млн фигурировала цифра $35 млн. Fyre Media заработала в 2016 году вовсе не миллионы долларов, а меньше $60 000. Дрейк, чьим выступлением соблазняли инвесторов, никогда не вёл переговоры с командой фестиваля и не давал своего согласия на участие. Но его имя приманило сотню инвесторов, которые выдали Макфарленду $27 млн.
Билли Макфарленда обвинили в мошенничестве по пяти статьям, в том числе ему предъявили обвинения в отмывании денег, краже личных данных и запугивании свидетелей. Его приговорили к шести годам лишения свободы.
По всей видимости, денег, чтобы расплатиться со всеми, у Макфарленда нет. Но есть так и нераспроданный мерч: футболки, кепки, штаны с логотипом бесславного фестиваля. Их продадут на аукционе.
Фотография на обложке: Netflix
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в Telegram и «Яндекс.Дзене».