secretmag.ru
Технологии2 мин.

В России задумали подключить ИИ к поиску запрещённого контента

Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ), подведомственный Роскомнадзору, захотел создать систему поиска запрещённого фото- и видеоконтента в интернете. Сейчас такие материалы приходится искать и выявлять вручную, а теперь работу хотят переложить на искусственный интеллект (ИИ). По словам экспертов, разработка такой системы обойдётся в сотни миллионов рублей, а внедрение — в миллиарды.

Система, о которой идёт речь, будет называться «Окулус», сообщил «Коммерсант». ГРЧЦ разместил на портале госзакупок тендер стоимостью 15 млн рублей на разработку соответствующего технического задания. От подрядчика ждут, что он за три месяца придумает методику выявления и распознавания текста на изображениях и в видео, а также представит демонстрационный набор запрещённого контента для обучения ИИ и расскажет, целесообразно ли вообще использовать такую систему.

По задумке, алгоритмы «Окулуса» должны будут фиксировать:

  • порнографию;
  • призывы к массовым беспорядкам и насилию;
  • экстремистские материалы;
  • пропаганду наркотиков и т.д.

Создание «Окулуса» потребует огромных финансовых вливаний, предупредили эксперты. По оценке совладельца компании «Ланит-Терком» Владимира Уфнаровского, только разработка системы будет стоить от десятков до сотен миллионов рублей, а для её внедрения потребуются миллиарды. При этом на обслуживание придётся тратить десятки миллионов рублей каждый год.

Разработкой ИИ для поиска запрещённого контента работа Роскомнадзора (РКН) не ограничивается. В июле ведомство заказало за 41,7 млн рублей улучшение системы мониторинга радио. Система превращает аудио в текст, что ускоряет поиск нарушений в эфире. В августе РКН объявил о разработке автоматизированного сервиса, выявляющего нарушения сбора, обработки, хранения и распространения персональных данных», за 41,1 млн рублей.

В сентябре «Секрет» писал, что ГРЧЦ разместил тендер на создание системы автоматического поиска запрещённой информации в интернете, соцсетях и мессенджерах. Стоимость первого этапа работы — 58,5 млн рублей.

Фото: Pexels, Pexels License