secretmag.ru
Технологии5 мин.

В Periscope ничего не видно. Пять соцсетей и сервисов, которые «сдулись» на пике популярности

Стриминговый сервис Periscope, расцвет которого пришёлся на времена хайпа баттл-рэпа в РФ, закроют с 31 марта 2021 года. Компания Twitter решила избавиться от потерявшего популярность актива. О том, как складывалась судьба Periscope и других соцсетей, не оправдавших надежд основателей, — в обзоре «Секрета фирмы».

Periscope

Periscope — стриминговый сервис, который ещё до запуска, в 2014 году, выкупила сеть микроблогов Twitter. Сумма сделки составила $100 млн.

Идея приложения, которое будет работать «как телепорт», пришла двум друзьям, Кейвону Бейкопуру и Джо Бернштейну, во время путешествия. В Стамбуле, куда они направлялись, начались протесты. В новостях сообщали, что полицейские используют слезоточивый газ, а Бейкпур пытался понять, не опасно ли ехать в забронированный отель.

«Глупо, что есть смартфоны с высокой скоростью передачи данных и тысячи пользователей, которые ходят по улице, где находится мой отель, но я ничего не могу у них узнать. Почему бы не увидеть то, что происходит, их глазами?» — сказал он тогда Бернштайну.

Сервис запустили в марте 2015 года, и стартовал он очень бодро, набрав за первые 10 дней 10 миллионов скачиваний в App Store и Google Play.

Настоящий расцвет сервис пережил в 2016-м. Periscope стал главной площадкой общения эмси (MC) со своей аудиторией в период хайпа баттл-рэпа как в мире, так и в России (зачастую трансляции батлов проводили именно в этом сервисе), а Google пытался создать конкурента с похожими функциями — YouTube Connect.

Periscope, как и когда-то Twitter, быстро освоили журналисты, работающие в горячих точках. Но сервис был популярен и среди обычных людей, которые снимали на видео, как едят, ходят на вечеринки, играют на гитарах.

А потом произошло неизбежное: Facebook вдохновился популярностью сервиса и тоже запустил у себя онлайн-трансляции. В результате знаменитости и СМИ переметнулись в эту соцсеть. Periscope наводнили эротические и порнографические трансляции, которые модераторы физически не успевали проверить, реагируя лишь на жалобы.

Последние пару лет популярность сервиса падала. Разработчики Periscope сообщили, что стоимость поддержки приложения в будущем только бы росла. «По правде говоря, приложение Periscope уже давно находится в режиме обслуживания, который не получится долго поддерживать»,— писали они в блоге на Medium.

Но место стримингового актива в структуре Twitter пустовать не будет: в декабре компания объявила о покупке сервиса Squad, которое позволяет смотреть трансляции с мобильного экрана вместе с друзьями.

LastFm

Last.fm часто называют единственной музыкальной соцсетью, в «которой был хоть какой-то смысл».

Сервис полюбился пользователям тем, что в нём можно было общаться, как в Facebook, искать и отмечать посещённые концерты как на Songkick (популярная служба поиска концертов в США), вести блог, как на Blogspot, и слушать музыку, как на Spotify. А ещё отслеживать всю музыку, которую слушаешь, с помощью скробблера — специальной программы, записывающей треки во всех музыкальных сервисах в фоновом режиме.

Настоящий расцвет Last.fm пережил в 2007 году, когда американская телерадиосеть CBS Corp. выкупила сервис за рекордные $280 млн. Но новые владельцы начали ограничивать возможности сайта. Cначала треки перестали транслировать полностью, оставив лишь короткие превью. Потом во многих странах пропало встроенное радио и исчезла панель «обо мне» на личной странице пользователя, а также блоги и списки недавно посещённых концертов.

Сейчас Last.fm едва ли выходит на прибыль. Возможно, потому что он практически бесполезен во всём, кроме регистрации того, что слушают его пользователи.

MySpace

Соцсеть MySpace — прекрасный пример того, как отличная идея может обернуться провалом. У основателей социальной сети были все условия для захвата рынка: в начале 2006 года число её пользователей составляло около 50 миллионов — рекорд для социальных сетей того времени. Но серия ошибок основателей — главной из которых стала неспособность договориться и бюрократизм, из-за которого ключевые решения принимались с длительными проволочками, — привела к тому, что Facebook выдавила популярную сеть с рынка.

К началу 2011 года у MySpace было не более 60 миллионов пользователей, а рекламодатели не хотели заключать с соцсетью сделки на длительный период.

Спустя два года MySpace вернулась в игру и представила новую версию проекта — музыкальная платформа с элементами социальной сети.

Несмотря на то что аккаунты там завели почти все известные музыканты, особой популярности воскресшая социальная сеть не получила: в неё пришли в основном меломаны, желающие пересечься с любимыми исполнителями.

Top4Top

Ещё одна соцсеть, которой не суждено было взлететь, — это российский портал Top4Top, презентованный в 2008 году Дмитрием Дибровым и Львом Новоженовым. Предполагалось, что его аудиторией станут интеллектуалы, а сайт будет обладать новым функционалом, которого до этого не видели российские медиа (например, пользователям обещали виртуальную реальность и множество тематических рейтингов). Чтобы привлечь на сайт запланированные 500 000 человек в сутки, на рекламу портала потратили $4,5 млн. Всего на проект выделили $10-15 млн, однако он с треском провалился.

Портал открылся с небольшим опозданием. Но уже через несколько месяцев начались разговоры о переделке некоторых функций. Затем решили сменить бизнес-модель, уволить часть сотрудников (а только редакция насчитывала 150 человек) и пересмотреть бюджет проекта.

Но проблемы этим не ограничились. Интернет так и не увидел обещанного функционала: техническая реализация портала на Flash привела к тому, что сайт грузился медленно и не у всех. Кроме того, люди просто не поняли, в чём идея проекта Top4Top, что им делать на этом сайте и как им пользоваться.

Google+

Попытка Google создать собственную социальную сеть тоже обернулась провалом. Соцсеть Google+, на которую крупнейший поисковик возлагал большие надежды, была запущена в 2011 году в качестве альтернативы уже популярным Facebook и Twitter.

На начало 2012 года количество зарегистрированных пользователей в соцсети превышало 90 млн человек, правда, многие пользователи были неактивными. В этом и заключалась главная проблема Google+.

«Я открываю свою новостную ленту, но вижу пустую страницу, на которой ничего не происходит», — написал журналист Forbes Пол Тасси вскоре после начала работы платформы.

Проекту не помогло даже то, что Google начал продвигать его среди пользователей YouTube и ограничил возможность комментировать видео для тех, у кого не было аккаунта в Google+.

Окончательно Google+ сгубила программная ошибка, из-за которой информация о почти 52 млн пользователях могла попасть в руки сторонних разработчиков. После этого инцидента основатели компании решили дальше не развивать проект и окончательно закрыли его в июне 2020 года.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com