Без соцпакета и перекуров. Зачем бизнесу роботы-сотрудники и грозят ли России профсоюзы андроидов
Куда можно внедрить робота?
Научно-фантастические фильмы приучили зрителей думать о роботах как о человекоподобных машинах (андроидах). На практике робототехника имитацией человека не ограничивается. К роботам относится и танцующий пёс от Boston Dynamics, и автоматический пылесос, на котором любят кататься котики, и контейнер на колёсиках, который привозит заказ из ресторана вместо курьера, и дрон-беспилотник, и кажущийся абсолютно разобщённым конвейерный механизм на заводе, и даже в каком-то смысле бот, отвечающий по телефону и на сайтах, когда «все операторы заняты».
Пионером в роботизации было и остаётся автомобильное производство, немного позже роботам (тем самым разобщённым конвейерам и проч.) доверили сборку бытовой техники, микроэлектроники, активно задействуют в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Современные роботы способны выполнять какую-то одну когнитивную функцию человека, из-за чего получили название Weak AI (слабый искусственный интеллект) или Narrow AI (узкий ИИ). Например, чат-бот может вести диалог, камера с технологией распознавания — идентифицировать людей и объекты, система оценки заёмщика — сопоставлять данные.
Несмотря на отсутствие универсальности, точечные решения способны заменять целые рабочие места. Например, операторов в контакт-центрах, работников конвейера, наборщиков текста, консультантов, рабочих, чья работа ведётся в опасных условиях труда, курьеров, грузчиков, охранников и другие профессии, пояснила «Секрету» Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда.
Руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» фонда «Сколково» Павел Кривозубов отметил, что больше всего роботов сейчас используют в промышленности, где много рутинных операций. Прежде всего «наём» роботов в этом случае обусловлен финансово — человеческий труд дороже, чем труд машины, и в типовых процессах он гораздо менее эффективен.
Набирает популярность сервисная робототехника различного характера. Например роверы-доставщики от «Яндекса» вовсю ездят в «Сколково» и во многих районах Москвы. Сервисные роботы сейчас активно востребованы в сферах, связанных с консультированием. Зашитый в них ИИ помогает роботам правильно отвечать на вопросы и помогать людям.
Роботизированные комплексы сейчас внедряются и взамен традиционных вендинговых аппаратов. Например, у нас в инновационном центре есть робот — продавец кофе, который прямо при тебе варит и подаёт напиток — то, что обычно происходит внутри чёрного ящика. В дальнейшем мы будем видеть всё больше и больше различных примеров и ниш, которые будут занимать роботы.
Сейчас прогресс уже дошёл до того, что роботы начали нанимать на работу людей. Речь, конечно, не о миловидной кукле, сидящей вместо условной Галочки в отделе HR, хотя и до их появления осталось не так много времени. Тот же Сбербанк активно применяет роботов как банковских ассистентов с 2017 года, а человекоподобные роботы от компании Promobot в 2020 году начали работу в российских МФЦ, банках, музеях и других организациях, где нужно общаться с людьми.
Виртуальные боты тоже успешно заменяют своих человеческих коллег в деле общения с людьми. Пилотный проект «Ростелекома» с участием виртуального робота-рекрутера «Вера» позволил найти сотрудников на 26 уникальных позиций в IT- и коммерческом блоках компании. При первичном отборе требуется совершить множество однотипных действий, задать повторяющиеся вопросы, проанализировать резюме на соответствие, с чем робот справился в семь раз быстрее человека.
Подобные успехи робототехники, ИИ и ботостроения не могут не вдохновлять отдельных работодателей на замену хотя бы части своих сотрудников безотказными и эффективными роботами. Но, решившись нанять робота, стоит иметь в виду целый ряд нюансов.
Где искать железных работников?
Как таковых бирж труда, где сидят бесхозные андроиды и ждут, когда им поручат какую-нибудь работу, разумеется, нет. По крайней мере, пока — с развитием робототехники появление мультисервисов по подбору робоперсонала практически неизбежно.
Пока же путь работодателя к внедрению роботов в своём бизнесе несколько более сложен, чем заказать пиццу в приложении. Но считать, что роботы — это игрушка только для крупных корпораций, промышленников и госкомпаний с нужными связями, тоже не стоит.
Некоторые компании-производители работают напрямую с конечными заказчиками — владельцами малого, среднего и крупного бизнеса. Но чаще всего компаниям из непромышленного сектора приходится иметь дело с посредниками, которые помогают выбрать и поставить нужного робота для конкретных целей. Как пояснила представитель сервиса по поиску работы HH.ru, в России для поиска и заказа роботов прежде всего стоит смотреть на резидентов региональных ИТ-кластеров, инновационных центров и особых экономических зон.
Специфика у всех компаний разная, так что под разные задачи нужны разные роботы и тонкая донастройка. Пока процесс только начинается, поэтому мультисервисов типа условного Uber, которые могут подобрать любому робота под ключ, конечно, нет. Но с ускорением процесса роботизации объективно можно ждать появления таких ресурсов. В принципе, уже сейчас есть зачатки этих сервисов в виде больших ассоциаций — например, Национальная ассоциация участников рынка робототехники в «Сколково». Обратившись в такие организации, можно получить и консультацию по выбору оптимального для нужд компании робота, и нужные контакты. По мере ускорения бизнес-процессов их оптимизируют, и, вполне возможно, появятся соответствующие платформы.
Сейчас производители роботов, как правило, не работают напрямую на продажи. Они могут продать вам робота, но одна из профессий, которая будет всё более актуальна в ближайшие годы, — это интеграторы роботов. Зачастую недостаточно просто купить робота, чтобы он начал работать как робот-пылесос. Его нужно настроить, учесть специфику. Нужны люди, которые приедут, посмотрят и разработают роботизированное решение. Это частные компании, которые имеют хороший опыт внедрения и работы с роботами. И они уже работают непосредственно с производителями роботов и с конечными потребителями.
Плюсы и минусы робота-сотрудника
В последние годы роботы начали занимать всё больше рабочих мест во всём мире, поскольку развёртывание технологии стало проще, дешевле и функциональнее. Некоторые больницы используют роботов для доставки снабжения, лекарств и даже человеческих органов. Наиболее продвинутые уже внедряют роботов-диагностов и хирургических роботов. Стали встречаться роботы-консультанты в магазинах и банках, роботы-охранники, роботы — дезинфекторы поверхностей.
Последнее оказалось особенно актуальным в пандемию. По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации участников рынка робототехники Алисы Конюховской, пандемия в целом стала мощным толчком к развитию робототехники. Почти как Чернобыль в 1986 году, когда взгляд человечества обратился к неподверженным болезням роботам как к потенциальным ликвидаторам больших техногенных и природных катастроф, отметила Конюховская.
Но пока широкому распространению роботов мешает ряд факторов. Не последний из них — финансовый. В кризис спрос на подобных железных сотрудников уменьшается точно так же, как и на обычных людей, ведь если последним приходится платить зарплату понемногу и долго, то за инновационное роботизированное решение придётся выложить крупную сумму единомоментно, плюс заложить бюджет на его обслуживание. Дороговизна технологии отпугивает многих, но, как объяснил Павел Кривозубов, в долгосрочной перспективе роботы окупают себя.
Почему у нас в России такой низкий процент роботизации даже на производстве — потому что по сравнению со многими развитыми странами у нас очень дешёвая рабочая сила. Многие производители и владельцы компании ещё серьёзно думают, стоит ли им вводить роботов, которые стоят по несколько миллионов рублей, если на эти несколько миллионов рублей они могут не один год платить зарплату одному или нескольким сотрудникам.
Эксперт подчеркнул, что роботы не требуют зарплату и соцпакет, не болеют, могут работать дольше и без отпуска. Кроме того, с точки зрения скорости они могут превосходить человека. С точки зрения надёжности — сбои могут быть как у людей, так и у роботов. Неправильная настройка, внешние факторы могут привести к ошибкам, которые робот не всегда может распознать. Но производители постоянно работают над тем, чтобы предусмотреть все возможные сценарии поломки.
При этом, как и вся техника, роботы имеют износ. Их нужно обслуживать, делать предупредительные ремонты, донастройку. Это тоже требует дополнительных издержек, которые нужно просчитывать. Так что насколько выгоден будет такой робоработник, зависит прежде всего от специфики производства и уровня зарплат.
Если мы удаляем из производственного цикла человека, но при этом тратим всё то же самое на сервисное обслуживание, — это малоосмысленно. Но, мне кажется, в недалёком будущем внедрение роботов всё же станет дешевле и более экономически эффективным. При нормальном уходе сервисное обслуживание плановое, типовое, а замена изношенных деталей раз в несколько месяцев всё равно дешевле, чем всё это время платить человеку зарплату.
Вместе с тем далеко не всегда внедрение робота означает непременную его покупку. Некоторые компании уже предоставляют роботов в аренду с почасовой оплатой. То есть, по сути, роботу-работнику платят заработную плату за отработанное время, но он обходится значительно дешевле сотрудника-человека.
Последнее стало особенно актуальным в США с введением минимальной заработной платы в $15/час — робот на аналогичных работах стоит примерно вдвое дешевле. Работодатели признают, что всё, что в это непростое время может сократить потребность в живой рабочей силе, становится очевидным плюсом. Подход «робот как сотрудник» востребован среди небольших предприятий, которые не могут себе позволить личного робота с индивидуальной настройкой, но готовы арендовать готовые решения.
Помощник или замена?
Но, помимо очевидных плюсов — большей производительности, меньших затрат, — у внедрения роботов есть не менее очевидный минус — сокращение рабочих мест. Страх быть заменённым роботами активно эксплуатируется и в той же научной фантастики, и в протестах против внедрения «железных помощников» на отдельных производствах. Нередко работники, не решаясь выступить открыто, просто саботируют своих новых робоколлег: отключают им питание, ломают, перепрограммируют и делают всё, чтобы продемонстрировать начальству ненадёжность железяки по сравнению со старым-добрым человеком.
Согласно результатам опроса hh.ru и Naumen, проведённого осенью 2021-го, многие россияне верят в то, что в будущем искусственный интеллект сможет заменить людей на рабочих местах. Хотя большинство (70%) видят в роботе только помощника в рутинных операциях, а не полноценную замену, уровень тревоги из-за возможной роботизации достаточно высокий.
Полную замену роботами людей в ряде профессий допускает почти каждый третий (28%) работник. Однако работодатели со своей стороны видят ситуацию иначе: только 6% действительно готовы заменить роботами людей на рабочих местах, а 25%, как и их сотрудники, ощущают угрозу от роботизации труда в будущем. Тем не менее интерес к этой технологии растёт.
Среди российских работодателей, опрошенных сервисом HH.ru, 65% уже сейчас готовы доверить роботам исполнение части обязанностей сотрудника. Из них 80% согласны отдать искусственному интеллекту однотипные задачи, не требующие коммуникаций с клиентами, и 71% — механический труд. Меньшее количество респондентов считает, что роботы справятся с наймом персонала и оценкой эффективности сотрудников. Доверить искусственному интеллекту общение с клиентами работодатели готовы реже всего (17% ответов).
В России, по данным исследования международной консалтинговой фирмы PwC «Украдут ли роботы наши рабочие места?», в ближайшие 10 лет только 5% рабочих мест могут быть потенциально заменены роботами, в первую очередь это касается ручного труда и рутинных, типовых задач. Но на горизонте 25 лет это число достигнет 25%. Означает ли это массовую безработицу?
Насчёт сокращения рынка труда я придерживаюсь точки зрения, что роботы в традиционном понимании будут замещать человека. Это связано не столько с самими роботами, сколько с технологическим прогрессом, это происходит в последние сотни лет. Внедряются новые технологии, процессы, те же конвейеры на производствах, которые позволяют сократить участие человека в традиционных процессах рутинного характера. В то же время, в связи с тем же технологическим прогрессом, появляются новые профессии, которые связаны с обучением, конструированием, созданием такого рода систем, с их обслуживанием и ремонтом. Это неизбежно, но я спешу всех успокоить: полностью человека роботы никогда не заменят, будут появляться новые профессии и новые рабочие места.
Роботизация обычно происходит постепенно, на каких-то конкретных участках, очень редко даже большое предприятие может позволить себе полностью автоматизировать все процессы. Соответственно, и люди, которые раньше работали на этих участках, не одномоментно остаются не у дел. Как правило, идёт речь о переквалификации сотрудников, передаче им новых обязанностей. Так что массовой безработицы из-за роботов не случится.
Ситуаций, когда работника сокращали из-за автоматизации его задач, пока крайне мало. При этом компании активно проводят частичную автоматизацию отдельных функций. Однако в большинстве случаев работнику предлагали другую позицию, и только 3% опрошенных подверглись увольнению из-за ликвидации должности как таковой.
Представитель hh.ru подчеркнула, что те работники, которые в опросах отмечали готовность к получению новых знаний и новой профессии, не испытывают страха к роботизации. Чаще же всего с сокращением позиций по причине замены сотрудника автоматизированной системой сталкиваются сотрудники из ИТ-сектора и сферы торговли.
В то время как большинство рядовых россиян больше озабочены вопросом этичности замены их роботами, на горизонте начинают всплывать новые проблемы и вопросы: а нужна ли эта самая этика роботам? В России уже появился Кодекс этики искусственного интеллекта, так что, вполне возможно, недалёк тот час, когда люди задумаются и о трудовых правах машин. Но приведёт ли это к появлению профсоюзов роботов? Эксперты настроены скептически: в России и обычные-то профсоюзы не прижились.
Профсоюзы роботов и борьба за их права нам пока не грозят. Скорее, мы увидим корпорации, которые будут внедрять этих роботов по каким-то лицензионным соглашениям, но речь будет идти не о правах роботов, а о регламентах внедрения и безопасного использования. То есть на том конце всё равно будет живой человек.
Но есть моменты, которые связаны не столько с этикой, сколько с законами и какими-то регламентными вещами, безопасностью. Например, летающие дроны — у нас в России воздушное пространство для них практически закрыто. Нужна максимальная технологическая готовность со стороны корпораций, чтобы можно было приступать к регулированию связанных с робототехникой вещей. На это уйдёт ещё несколько лет, потому что для минимизации ошибок нужно многократно испытать технику во всех возможных условиях, но это сейчас куда более важно, чем этические вопросы. Только после того, как недочёты будут устранены, можно будет увидеть массовое внедрение роботов на всех уровнях.
Пока же основной проблемой робототехники, признал представитель «Сколково», остаётся недостаток финансирования. Это достаточно дорогая отрасль, все компоненты для физически существующих железных роботов, издержки производства, промдизайн стоят больших денег. Но по мере того, как работодатели начнут всерьёз рассматривать роботов как полноценных работников, а дефицит кадров в некоторых сферах будет становиться всё острее, инвестиции в робототехнику будут только расти. А значит, нанять робота вместо человека станет гораздо проще и дешевле.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com