secretmag.ru
Технологии

Послать рекламу на три буквы. Как российский стартап оказался одним из лучших в мире умной аудиорекламы

Россияне любят поговорить с телевизором, а уж прокомментировать рекламу, даже если она идёт в интернет-сервисах потокового аудио, таких как Spotify и Zvooq, — святое дело. Только теперь пользователей «услышат» и по ту сторону рекламы. Российские разработчики создали нейронку (нейронную сеть) Instreamatic, которая позволяет слушателям «общаться» с аудиорекламой и выключать её голосом.

«Секрет фирмы» поговорил с основателем компании Unisound (единственная компания, продающая голосовую диалоговую рекламу в РФ) Михаилом Ильичёвым, основателем американского стартапа Instreamatic (разработчик нейронки) Станиславом Тушинским и CEO Unisound Эдуардом Рекачинским о том, как появилась диалоговая аудиореклама и где будет применяться новая технология.

Голосовая реклама — это как если бы маркетолог лично поговорил с каждым представителем своей целевой аудитории. Уже сейчас искусственный интеллект умеет распознать тембр голоса, ваш ответ и настрой, а потом искусственному интеллекту можно будет поручить весь диалог. Он сам выберет те мысли, которые нужно вам донести, чтобы выполнить бриф.

Михаил Ильичёв
Основатель Unisound

Всё началось со стриминга

Михаил Ильичёв был директором Dream Industries — холдинга, в который в тот момент входил музыкально-стриминговый сервис Zvooq. В 2014-м правообладатели лицензировали музыку для мобильных телефонов исключительно под платную модель (скачать трек в iTunes можно было за 10 рублей, альбом — за 150 рублей).

Принципиальное отличие Zvooq было в том, что музыку можно слушать не скачивая — онлайн. «Можно было заплатить одну цену за доступ сразу ко всей музыке и слушать и скачивать что и сколько угодно. А в бесплатном режиме — с ограничениями и рекламой», — объясняет Ильичёв.

В условиях тотального пиратства развивать Zvooq было непросто. «Просить деньги за музыку было всё равно что продавать снег среди зимы. Мы хотели конкурировать с пиратами. Но с ними можно конкурировать, только если предложишь музыку бесплатно. Только в более удобном приложении, в удобном сервисе с рекомендательным алгоритмом. Тогда появлялся шанс выиграть», — вспоминает Михаил Ильичёв.

Стартаперы решили запустить фримиум-режим, в котором музыку можно слушать бесплатно, а дополнительные услуги предлагают за отдельную плату. Опыт Spotify показывал, что фримиум увеличивает воронку: люди охотно устанавливают приложения с бесплатной музыкой, а компании со временем конвертируют их в подписчиков.

«Правообладатели разрешили пробный период на девять месяцев — с условием, чтобы во фримиум-режиме была реклама. Но на стыке 2013–2014 годов никто не продавал аудиорекламу в России. Таким оппортунистическим способом возникла идея стартапа Unisound, который стал первым в России агентством аудиорекламы», — рассказывает Ильичёв.

В Unisound вложили несколько сотен тысяч долларов. Первыми поставщиками инвентаря (места для показа аудиорекламы) стали Zvooq, Moskva FM, «Одноклассники» и «Радио 101». Тестовая кампания с Chevrolet, Starbucks, Yota и Aviasales дала экспертизу для развития аудиорекламы, и через полтора-два года стало ясно, что идея сработала.

Радио vs диджитал

Тогда уже существовал VAST — глобальный стандарт, который разработали для видеорекламы. «Мы сказали рекламодателям: слушайте, часть метрик, которые относятся к аудио: громкость, постановки на паузы, дослушивания — применимы и для аудиорекламы. И наша аудиореклама соответствует VAST. Крупные игроки отреагировали положительно: раз аудиореклама соответствует стандарту, значит, можно вкладывать деньги в проект», — вспоминает Ильичёв.

Основная сложность заключалась в том, кому больше подходит формат Unisound: людям из радио или людям из диджитал. Тогда рынок классического радио в России не рос около семи лет: его годовой бюджет составлял 17–18 млрд рублей, вспоминает Ильичёв, и даже 10–20% от этого пирога казались большим куском.

В диджитал была другая проблема: каждый день появлялось что-то новое, и аудиореклама казалась возможностью, которая выпадает раз в десятилетие. Началась путаница на рынке. Пока крупные агентства и рекламодатели разбирались, чей будет бюджет, никто не давал денег на аудиорекламу.

Было сложно и когда «Одноклассники» отказались работать с Unisound.

Мы только запустились, прошли первые тестовые рекламные кампании. И тут мы лишились большой доли инвентаря: в декабре 2014 года у нас было 10 млн слушателей и 100 млн возможных показов, после ухода "Одноклассников" инвентаря стало на 75% меньше. Сотрудничество с нами уже не было так привлекательно для рекламодателей.

Эдуард Рекачинский
CEO Unisound

Стартаперы усиленно искали новых издателей и в итоге начали сотрудничать с четырьмя из пяти крупнейших радиохолдингов в России.

Билет в один конец

Первыми клиентами Unisound стали Adidas, Starbucks и Yota, затем BMW, Range Rover, McDonald's, «СТС Медиа» и пр. С такой технологической экспертизой можно было покорять США. Там аудио занимало примерно 10% от рынка классической рекламы, оборот составлял миллиарды долларов. Так появился Instreamatic — технологическая маркетинговая платформа, которая внедряет технологии голосовой рекламы в диджитал.

«В начале 2016 года мы купили Стасу (Станиславу Тушинскому. — Прим. "Секрета") билет в один конец. В том же году он зацепил нескольких клиентов — классических паблишеров с классическим аудиоформатом. И тут начали "бумить" голосовые помощники Google и Alexa. Паблишеры могли бы отдавать им свой контент, но для классической рекламы нужен экран, куда можно было бы кликнуть. Мы подумали, что проблемы с кликом можно решить с помощью голосового интерфейса. Человек говорит: "Да, мне интересно" — и ему рассказывают про товар, пока он бегает вокруг своей Alexa», — рассказывает Ильичёв.

В обычное аудио очень трудно разместить клики, поэтому рекламодатели, которые оптимизируют воронку и нацелены на конверсии, не покупают аудиорекламу. Не потому, что она не работает, а потому, что это практически невозможно измерить, особенно когда цель рекламы — конверсия. Тогда мы поняли, что голосовая реакция — это решение проблемы

Станислав Тушинский
Основатель американского стартапа Instreamatic

Площадь Пандоры

Поднялась волна интереса к голосовым интерфейсам. «Стало очевидно, что люди с удовольствием переключаются с тапов и свайпов на голос. Это породило большой спрос со стороны рекламодателей. Нам оставалось найти наиболее инновационные площадки, готовые рискнуть вместе с нами. Ими оказались "Радио Рекорд" из России и Pandora Media из США», — вспоминает Тушинский. После Pandora началась цепная реакция: многие крупные компании хотели работать с Instreamatic. В итоге технология разошлась по всему миру: от Японии до Ирландии.

Руководители проектов Alexa и Google Home быстро поняли, что пользователи не готовы покупать голосовых помощников со встроенной рекламой, и свернули рекламные активности (кроме аудиостриминговых сервисов и новостных брифингов). «Поворот голосовых ассистентов в сторону "мы не будем размещать аудиорекламу" стал для нас серьёзным ударом. Мы полгода делали решение под Alexa и Google Home, и тут они резко сократили ёмкость рекламы», — говорит Ильичёв.

Стартаперы подумали, что аудиоколонки только начали продавать, поэтому ничего страшного. Намного больше людей слушают аудио на мобильных и в вебе. Там была схожая проблема: слушаешь на ходу, поэтому кликать неудобно. За полгода они разработали похожую технологию для веба и мобильных приложений, чтобы пользователи могли разговаривать с рекламой.

Стартап на полмиллиона

«Мы не просто собрали деньги Стасу на билет, но посчитали весь бюджет. Дальше — классика стартапа. Если в Unisound был оппортунистический подход, то Instreamatic мы обсчитали как принято: сколько нужно, чтобы дойти до сидовых инвестиций, сколько нужно поднимать, чтобы дойти до раунда А, темпы роста и размер рынка. Собрали на стартап $500 000 и отправили Instreamatic на американский рынок», — рассказывает Ильичёв.

На первых порах приходилось инвестировать из своих средств. Практически на последние деньги сделали SDK для мобильных телефонов, подключили паблишеров, показали MVP (minimal viable product — минимально жизнеспособный продукт). Instreamatic вёл собственные разработки, поэтому бизнес сперва не окупался.

Потом открыли подписку на конвертируемый заём — довольно популярный в Штатах инструмент инвестирования, когда проект находится на ранней стадии и его стоимость сложно оценить. Несколько раз привлекли инвестиции. В следующем году Instreamatic готовится к первому раунду А (когда появится подтверждённая оценка).

Сами стартаперы оценивают бизнес в несколько десятков миллионов долларов. Суммарная выручка Unisound и Instreamatic за 2018 год составила 80 млн рублей.

Голос из коробки

Instreamatic смог конкурировать даже с техногигантом Google, который довольно качественно переводит речь в текст на экране, потому что стартапу не нужно было понимать всю речь. Достаточно понять реакцию на рекламу: «да / нет», «заинтересован / не заинтересован», «да нет, наверное». Следующая задача — правильно интерпретировать звуки: интонацию и тембр голоса, шумы вокруг — такие данные, которых нет в дисплейных форматах.

«Нет» оказалось самой интересной областью для исследования, потому что в дисплейных форматах есть только «да», и то в форме клика. Рекламодатель не знает, почему на баннер не кликнули: может, человеку неинтересен товар, может, он не заметил баннер, может, ему лень кликать. Аудиореклама позволила найти клиентов, которым категорически не интересен продукт, и отключить им рекламу.

Простой пример аудиокоммуникации с брендом:

— Привет! Это ресторан в твоём районе. У нас самая вкусная пицца. Хочешь знать почему?

— Да.

— Потому что она сделана из лучших экологических продуктов, а для тебя у нас есть скидка». (Открывается форма заказа.)

— Нет. (И общение с брендом на этом заканчивается.)

В следующий раз:

— Привет! Слушай, я помню, ты пиццу не любишь. Но у нас есть клёвые бургеры и салаты!

— А давай! (Открывается форма заказа.)

А поговорить?

Оказалось, что продлённый диалог отлично вовлекает клиентов. На первую рекламу отвечает каждый четвёртый, а в следующий раз, когда история общения бренда со слушателем продолжается, среди отказавших отвечает каждый второй.

Следующий челлендж был с мобильными приложениями. Пользователь должен разрешить использовать микрофон, но по умолчанию такого разрешения нет. Некоторые паблишеры начали спрашивать прямо на входе: «Знаешь, у нас с рекламой можно голосом разговаривать. И пропускать тоже можно голосом. Но, чтобы это делать, дай разрешение на микрофон». По словам Ильичёва, 80% людей дают доступ к микрофону, чтобы поговорить с рекламой.

Но всё же люди настороженно относятся к тому, с чем ещё не сталкивались. «Мы продолжаем работать с рекламными агентствами, брендами и площадками. Рассказываем им, почему голосовой ответ — это не то же самое, что клик, и почему возможность слышать, как твою рекламу посылают на три буквы, — это хорошо. Ведь благодаря этому можно сильно оптимизировать эффективность маркетинга», — говорит Тушинский.

Голос покоряет мир

Рынок однозначно движется в сторону умных сюжетных диалогов, считает Тушинский. «Когда человек отвечает бренду в рекламе, возникает ощущение, что бренд должен в следующий раз продолжить беседу с того места, где они закончили, а не начать всё сначала, — говорит он. — Сюжетная связанность маркетинга — это основной тренд, который мы видим и в России, и в США, и в Азии».

Что будет дальше? Михаил Ильичёв считает, что голосовые ассистенты захватят мир. Сначала веб только информировал пользователей, потом появился интерактив — и они смогли оплачивать товары. Мобильные телефоны захватили всё внимание людей. Следующий шаг, говорит Ильичёв, — когда голос станет «консьержем» на пути информации к человеку.

Фото: bigstockphoto.com/vostock-photo.online