«Мы замещаем "провалы" рынка». Как и зачем Фонд содействия инновациям помогает стартапам расти
— Почему искусственный интеллект вызывает в последнее время такой интерес у государства?
— Мы подошли к очередному «технологическому переделу». Время от времени возникают технологии, которые буквально меняют мир вокруг нас — когда-то так было с электричеством, потом произошла компьютерная революция, появилась биоинженерия... Использование искусственного интеллекта — это очередной шаг в развитии человечества, внедрение технологии спровоцирует качественную трансформацию во всех сферах жизни. Уже сейчас сложно найти процессы, которые нельзя улучшить с помощью ИИ. Не случайно президент Владимир Путин отмечал, что тот, кто обеспечит себе монополию в сфере искусственного интеллекта, станет властелином мира.
И действительно, это мировой тренд, сейчас все страны занимаются развитием ИИ, прекрасно понимая, что без него невозможно дальнейшее движение в самых разных областях науки и техники. Естественно, Россия не должна отставать, тем более что у нас уже есть очень неплохой задел в развитии программного обеспечения и информационных технологий. Если в области микроэлектроники, например, нам еще предстоит многое наверстать, то в сфере искусственного интеллекта мы соперничаем с нашими конкурентами на равных и имеем все шансы обогнать их.
Это даже не вопрос престижа, речь идёт о технологическом суверенитете. Мы все понимаем, что если сегодня не появятся сильные отечественные разработчики в сфере ИИ, то завтра их место займут конкуренты из других стран, и мы будем покупать у них различные продукты, решения и лицензии. Этого нельзя допустить, особенно при наличии таких специалистов и научного потенциала, как у нас.
— Много ли компаний занимаются в России разработками в сфере ИИ? Разве эти проекты не сосредоточены внутри крупных банков и IT-холдингов?
— Действительно, крупные корпорации уже активно развивают технологии искусственного интеллекта. Именно поэтому сегодня так важно поддержать начинающие команды. Ведь если вы посмотрите на историю создания всех крупнейших корпораций, то увидите, что они начинали как малые компании — и Microsoft, и Apple, и российские гиганты.
Небольшие предприятия и стартапы хороши своей гибкостью, они чутко реагируют на запросы рынка, там нет никаких проблем с внутренней бюрократией и громоздким корпоративным управлением. Именно в малых компаниях создаются основные прорывные решения и технологии, которые могут заинтересовать большой бизнес. Не случайно крупные компании постоянно мониторят рынок и покупают малые предприятия, где есть перспективные разработки. Многие переманивают к себе на работу целые команды разработчиков. Это происходит не только за рубежом, наши «Яндекс» и Mail.ru Group поступают так же.
Если небольшая компания успеет найти инвесторов, она получит шанс вырасти и со временем может превратиться в очередного IT-гиганта. Мы видим, что количество малых компаний с большим потенциалом и амбициями с каждым годом растёт.
Несмотря на то, что в этом году мы впервые объявили специальный конкурс для поддержки разработок в сфере искусственного интеллекта, такие проекты у нас уже были. За последние пять лет по другим грантовым программам [Фонд содействия инновациям] (https://fasie.ru/) одобрил более 700 подобных заявок. А учитывая, что претендентов всегда на порядок больше, чем победителей, мы можем судить о ситуации на рынке в целом.
В последние годы происходит кратный рост числа стартапов в сфере искусственного интеллекта. Сегодня на их долю приходится не менее 30% от общего числа айтишных проектов.
— Расскажите, пожалуйста, о приоритетах Фонда и сути новой грантовой программы.
— Фонд содействия инновациям существует в России уже более 27 лет, мы всегда стремились найти применение своим инструментам и возможностям там, где это нужнее всего. Сегодня наша задача — поддержать начинающие компании в сфере искусственного интеллекта. Мы замещаем «провалы» рынка и помогаем стартапам расти.
Из мировой практики известно, что в стартапы на ранней стадии вкладывают только FFF — семья, друзья и дураки. В России начинающим разработчикам тоже очень сложно найти инвестиции. Отечественный рынок недостаточно развит с точки зрения венчурного финансирования, бизнес-ангелы тоже пока не могут заполнить эту нишу. Частный инвестор даёт деньги не просто так: он хочет войти в капитал и даже получить контрольный пакет. Однако не все владельцы малых компаний готовы делиться своими акциями.
Грантовая программа Фонда содействия инновациям предлагает начинающим компаниям мягкую государственную поддержку. Мы помогаем стартапам дорасти до определённого уровня, разработать продукт и «упаковать» его в соответствии с требованиями рынка. На этом этапе им будет гораздо проще вести переговоры с инвесторами. Одно дело — проект на ранней стадии, и другое — когда уже есть наработки и продажи. Условия инвестирования будут гораздо более выгодными.
— Как величина ваших грантов зависит от стадии разработки продукта? Расскажите подробнее.
— В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика» у Фонда предусмотрены разные сегменты поддержки. Совсем небольшие гранты по 4 млн рублей — это разработки с нуля. В конкурсе на получение этих грантов могут принять участие даже студенты-старшекурсники — никаких ограничений нет. Главное, чтобы сформировался коллектив айтишников, которые хотят реализовать свой собственный проект в сфере искусственного интеллекта. Таким участниками на первом этапе даже не придётся создавать компанию. Мы не вынуждаем их тратить деньги на регистрацию фирмы, сначала смотрим, есть у проекта перспективы или нет. И только после того, как команда побеждает в конкурсе, создаётся предприятие, которое становится грантополучателем. Эта программа называется «Старт ИИ-1».
Ещё у нас есть гранты по 8 млн рублей — программа «Старт ИИ-2» — для компаний, которые уже прошли этап становления. Эти гранты могут получить стартапы, поддержанные нами ранее, которые хотят развиваться дальше.
Программа «Развитие ИИ» — это гранты по 20 млн рублей для компаний, которые уже заняли свою нишу на рынке, но хотят сделать что-то новое именно в области искусственного интеллекта. Мы стремимся обеспечить максимальный охват: группы единомышленников, стартапы, малые предприятия — Фонд готов работать со всеми. Любая команда, которая реализует проект в сфере ИИ, может рассчитывать на государственную поддержку. Это позволит создать огромное количество решений, технологий и продуктов, которые пойдут в самые разные сектора рынка, их будут покупать банки, производственные предприятия и население.
Это масштабная история, рассчитанная на четыре года. Мы постарались максимально упростить все процедуры для участников. Сейчас чем моложе компания, тем меньше к ней требований, например, стартапам даже бизнес-план писать не нужно. Все заявки подаются онлайн, нет никаких бумаг, все процедуры максимально прозрачны — участники видят, когда деньги перечисляются из казначейства.
— Может ли крупный холдинг создать обособленное подразделение, новую компанию, чтобы участвовать в конкурсе?
— В Уставе и других регламентирующих документах Фонда правительство чётко определило нашу задачу: поддерживать молодых исследователей. Поэтому заявку на грант могут подавать даже физические лица. Второй вариант — малые предприятия, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством. Если у крупного холдинга возникнет какой-то спин-офф, то, по закону, доля материнской компании не должна будет превышать 49%. Если это условие соблюдено, компания может подать заявку на наш конкурс.
Сегодня уже можно выделить группу компаний, которые сотрудничают с Фондом много лет. Когда-то они начинали с нуля и постепенно доросли до уровня среднего и даже крупного бизнеса. Такие компании продолжают с нами взаимодействовать и теперь создают обособленные подразделения, которые обращаются за грантами на совершенно законных основаниях. Большинство примеров пока относятся к другим инновационным отраслям — взять хотя бы компанию «Аргус-Спектр» из Санкт-Петербурга. Но вполне возможно, что скоро такие спин-оффы появятся и в сфере ИИ.
— Как понять, относится проект к искусственному интеллекту или нет? Какие именно проекты вы будете рассматривать?
— Критерии установлены в нормативных документах [правительства] (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104010020) и [Минэкономразвития] (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107290008). Заявитель или команда, претендующая на получение гранта, должны чётко осознать, к какому тематическому направлению относится проект. Рассматривается пять лотов — компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, перспективные методы искусственного интеллекта.
Мы выделили темы и прописали все особенности так, чтобы каждый потенциальный участник конкурса смог найти для себя подходящее направление. Наша задача — привлечь к участию в конкурсе как можно больше молодых, перспективных и креативных ребят. Поэтому мы постарались создать как можно меньше барьеров. Фонд рассчитывает провести мощный скрининг по всем регионам России, собрать лучших специалистов в этой области и самые перспективные проекты — чтобы деньги, выделенные государством, сработали на 100%.
— Вы сказали, что за последние пять лет уже поддержали более 700 проектов в сфере искусственного интеллекта. Каков был результат? Как сработали гранты прошлых лет?
— Практически каждый из этих проектов — предмет нашей гордости. Вы наверняка слышали про «Центр речевых технологий» (Группа ЦРТ), это один из лидеров отечественного ИТ-сектора. Компания широко представлена за рубежом, а предложенная ею технология распознавания речи — одна из лучших в мире. Компания «Открытый код» из Саратова, занимается промышленной оцифровкой архивов, использует уникальную систему интеллектуального поиска документов по нескольким параметрам. Компания «Сателлит» занимается интеллектуальной видеоаналитикой — сегодня их разработка успешно работает в 27 000 системах видеонаблюдения в более чем 50 странах мира.
Привлечённые инвестиции от компаний крупного бизнеса тоже можно считать показателем успешности проекта. Например, в компанию «Большая Тройка», которая занимается автоматизацией переработки отходов, недавно проинвестировал «Ростелеком». Другие крупные холдинги также сотрудничают с компаниями, которые мы поддерживали.
— Можно ли сказать, какие научные центры традиционно поставляют вам большую часть конкурсантов?
— Мы работаем со всеми ведущими университетами и технопарками. Обычно больше всего конкурсантов из Москвы (включая «Сколково)», Новосибирска, Татарстана («Иннополис») и Томска. Проекты генерируются там, где сосредоточен наибольший научный потенциал. Но, повторюсь, сейчас мы должны обеспечить максимально широкий охват по всей стране, найти как можно больше команд и компаний в сфере ИИ.
— Когда будут подведены итоги текущего конкурса?
— Мы планируем подвести итоги в ноябре, до конца года заключить контракты и перевести первые деньги. В этом году отбор пройдут не менее 140 проектов, в целом до конца 2024 года благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» финансирование получат 569 стартапов и малых предприятий.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com