secretmag.ru
Технологии6 мин.

Права цифровых «авторов». Кому принадлежит сгенерированный нейросетями контент и можно ли его использовать для зарабатывания денег

© Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com/alexeyzhilkin, freepik.com, freepik.com

С появлением нейросетей правовые системы разных стран оказались поставлены перед фактом: ни одно законодательство об авторском праве не писалось с учётом возможного появления ИИ-контента. Последние годы предпринимаются попытки как-то урегулировать этот вопрос, но он становится всё острее: создатели нецифрового контента боятся плагиата и конкуренции, а заказчики нейросетевых текстов и изображений не понимают, кому они в итоге принадлежат. Что по этому поводу говорят российские законы и кому на самом деле принадлежат права на творчество нейросетей, «Секрету» объяснил юрист Антон Палюлин.

Права на нейросетевой контент в России и других странах

Вообще всё, что касается использования ИИ и нейросетей, сейчас находится в серой правовой зоне и проходит через «эпоху прецедентов».

По сути, методом проб, ошибок и разборов разных, порой непредсказуемых кейсов разные страны нарабатывают правовую базу, на которой в будущем будут основаны законы об использовании новых технологий.

При этом суды разных стран и даже разных инстанций в одной стране могут вынести прямо противоположные решения, связанные с вопросами авторских прав на продукты генерации нейросетями. Это связано с тем, что авторское право в мировом правовом поле — явление достаточно изученное и зарегулированное, и суды часто обращаются к его постулатам как к приоритетным. И игнорируют коррективы, внесённые в реальность новыми технологиями.

В России авторские права признаются за человеком, внёсшим деятельный творческий вклад в создание произведения (ст.1257 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Исходя из норм российского права, искусственный интеллект рассматривают только в качестве инструмента при создании объекта авторских прав (постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года № 10).

Антон Палюлин
судебный эксперт, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры»

В других странах подходы к определению авторства отличаются, рассказал эксперт.

В Австралии сгенерированные нейросетью изображения сразу после создания переходят в режим общественного достояния.

В Европе суды считают сгенерированные картинки собственностью автора, не учитывая участие ИИ.

В Великобритании автором литературного, драматического, музыкального или художественного произведения, созданного на компьютере, становится лицо, которое предприняло какие-то меры для создания произведения, то есть сам пользователь.

В Китае автором произведения официально можно признать разработчика нейросети. Например, в 2018 году китайский суд встал на сторону создателя нейросети Dreamwriter, когда бренд Shanghai Yingxun Technology скопировал одну из статей, созданных Dreamwriter, без разрешения разработчика.

Кого разработчики нейросетей считают автором сгенерированного контента: что прописывают в лицензионном соглашении

Суды разных стран далеко не всегда учитывают позицию разработчика нейросети, а между тем у него есть не только права на продукт, но и лицензионное соглашение с его пользователями, в котором можно прописать какие угодно права и обязанности сторон, — а читают его единицы.

Для предотвращения споров об авторстве творчества разработчики нейросетей подробно прописывают условия взаимодействия в пользовательском соглашении. Например, в случае с ChatGPT в нём чётко определено, что авторское право на вводные данные закреплено за пользователем.

Антон Палюлин
судебный эксперт, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры»

Одни разработчики в соглашении сразу отказываются от прав на контент, созданный пользователями нейросети. Другие, наоборот, заявляют о нём.

Но примет ли суд позицию разработчика или нет, зависит ещё и от того, указана ли в договоре страна, право которой применяется.

Если в лицензионном соглашении указано, право какой страны применяется, то применяется именно это право.

В случае отсутствия такого указания и возникновения спора о праве применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности основного актора правоотношений (в нашем случае — пользователя нейросети, чей контент стал предметом спора).

Антон Палюлин
судебный эксперт, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры»

Если же в лицензионном соглашении не описана судьба прав на интеллектуальную собственность, то применяются общие положения закона той страны, где живёт художник или автор, использовавший нейросеть в качестве инструмента, заключил юрист.

Можно ли выдавать произведения нейросети за своё творчество или это будет кражей интеллектуальной собственности?

Любой продукт, выданный нейросетью, будь то картинка или текст, — результат сложения трёх составляющих:

  1. правильно прописанного промпта (техзадания от пользователя с подробным описанием желаемого результата и правками полученного);
  2. мощностей и возможностей самой нейросети (заслуга разработчика и «тренеров»);
  3. контента, который вгружен в нейросеть для обучения и генерации на его основе (зачастую имеющий своих авторов с действующими авторскими правами).

И на каждом этапе есть свои тонкие места, которые, как уже выяснили выше, могут по-разному трактоваться законами разных стран.

Например, если сгенерированное нейросетью изображение явственно использовало цитаты из какого-то текста или картины какого-то художника, а они, в свою очередь, не давали разрешения использовать их интеллектуальный труд в качестве референсов, они могут предъявить претензию и заявить об авторских правах на отредактированное изображение.

Художники против нейросетей

В России закон в подобных спорах на стороне автора изначального изображения, пояснил Антон Палюлин. Права человека в приоритете, а нейросетям права пока ещё никто не давал.

Но многое зависит от того, удастся ли доказать «плагиат».

Для создания произведения на основе оригинала нужно получить согласие автора (абз. 3 п. 1 ст. 1229, пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Если его не получить, создание нейрокартинки на основе оригинального изображения будет нарушением авторских прав.

Если автор обнаружит такое нарушение, он может обратиться в суд с требованием взыскать компенсацию от 10 000 до 5 млн рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Сложность для автора состоит в доказательстве, что нейрокартинка является результатом переработки оригинального изображения. Для этого должна быть назначена экспертиза, но итоговое решение всегда принимает суд.

Антон Палюлин
судебный эксперт, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры»

Впрочем, некоторые опытные пользователи нейросеток уже наловчились получать желаемые результаты без референсов с сомнительными авторскими правами. Правда, для некоторых тут кроется соблазн выдать творчество нейросетей по своим промптам за собственную работу.

Так появляются «авторы текстов», «художники» и даже «музыканты», контент которых полностью сгенерирован ИИ. Умеют ли они делать то же самое без нейросетей при этом — большой вопрос.

В самой по себе выдаче нейросеточного контента за свой преступления нет (пока ещё).

Палюлин считает, что, даже если человек выкладывает такое «творчество» за подписку или продаёт, утверждая, что сделал это «сам», — это не такая уж и ложь. Но многое зависит от того, на каких условиях он продаёт или выкладывает свой контент.

Нейросеть — это инструмент. «Сам» художник в любом случае не пишет. Для создания произведения ему нужны холст, мольберт, краски и палитра, или цветные мелки и асфальт, или баллончик краски и грунтовка, или планшет и графический редактор, или нейросеть.

Но если условия правоотношений требуют указать инструмент создания, то подмена инструмента может быть квалифицирована как неисполнение условий договора или публичной оферты.

Антон Палюлин
судебный эксперт, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры»

При этом права на сгенерированные изображения, если иного не указано в законе или лицензионном соглашении, остаются за пользователем, который написал промпт. Так что он имеет право заявить о своих авторских правах на картинку, если она была использована другим пользователем в коммерческих целях (например, в рекламе).

Картинка была создана творческим трудом автора, а именно — написанием промпта, подчеркнул юрист, и считать все изображения нейросети по умолчанию достоянием общественности не стоит.

Проще освоить нехитрое искусство промпта и сгенерировать своё. Благо инструментов и платформ для этого сейчас предостаточно.