Цифровая реальность: почему за IT будущее и как туда попасть
— Насколько острой в России является проблема нехватки кадров в сфере IT и на что это может влиять? Как эта проблема решается в других странах?
— Эта проблема есть во всем мире, и есть разные подсчёты нехватки IT-кадров. У нас в стране, по некоторым данным, объём такого дефицита — 1 миллион специалистов. Россия сегодня далека от стран с лидирующей долей жителей, занятых в IT. У нас этот показатель чуть более 2%, это даже ниже таких стран, как Румыния, Сербия, Кипр. В докладе Аналитического центра при правительстве РФ отмечается, что представители 62% компаний считают нехватку специалистов основным препятствием для цифровизации бизнеса. Чтобы восполнить этот дефицит, государство и бизнес-сообщество, в целом те, кто переживает за экономику развития «цифры» в стране, сформировали несколько инициатив.
Мы понимаем, что низкие показатели обеспеченности кадров в сфере IT могут быть причиной низкой добавленной стоимости ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) — например, вклад ИКТ в экономику Ирландии порядка 15%, в России — 3,1%. Да, конечно, в Ирландии расположены крупные производители софта и электроники, например, Intel, Dell, IBM и другие ИТ-гиганты. У нас пока таких зон привлечения айтишников не так много, и привязаны они, в основном, к столице и крупным городам.
Однако удалёнка стимулирует определенные изменения. Как, например, возможность удалённо работать на какую-либо федеральную компанию с головным офисом в Москве, получать конкурентную зарплату, а жить при этом там, где человеку удобно. По этому пути пошли уже несколько городов — например, большим количеством айтишников славится Самара, много тестировщиков живёт в Саранске.
Таким образом, проблема нехватки кадров в IT разрешается, но начинать нужно с образования — чтобы создавать стимулы для развития этих профессий (в сфере информационных технологий — прим. «Секрета»), чтобы это не было просто хайпом, чтобы это были качественно подготовленные специалисты.
— Насколько привлекательна для молодых людей стала сфера IT? Много ли абитуриентов делает выбор сейчас в пользу IT-вузов?
— Сама по себе работа в «цифре», работа в IT становится крайне привлекательной для молодых людей, потому что это деньги и возможность самореализоваться, даже будучи школьником. Мы знаем много прецедентов, когда молодые, талантливые кодеры начинают зарабатывать ещё до того момента, как получают паспорт.
И мы видим осознанность выбора среди молодёжи. Количество ребят, которые стали сдавать ЕГЭ по информатике, увеличилось практически на 30-40% — если в 2018 году их было около 70 000, то в 2021 году — порядка 113 000 школьников. Ребята понимают, что им нужно сдавать соответствующий экзамен, чтобы перейти на следующую ступень развития.
Очень важно, что это действительно поддерживается со стороны государства. Например, благодаря федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика» количество бюджетных мест в вузы на IT-специальности растёт год от года, и к 2024 году на бюджет смогут поступать 120 000 ребят ежегодно. Эта мера также помогает сократить кадровый дефицит в «цифре».
За увеличенным числом приёма должны последовать и другие шаги: нужно развивать образовательную инфраструктуру, поддерживать качество научно-педагогического и преподавательского состава и, самое главное, поддерживать участие в образовательном процессе компаний цифровой экономики.
— Что, по-вашему, должно измениться в образовании или в мотивации, чтобы больше молодых людей выбирали IT в своей профессиональной карьере? Поможет ли этому увеличение числа бюджетных мест в вузах или введение специальных стипендий?
— Задача программ образования в сфере IT и для детей, и для взрослых — предложить правильные проблемно ориентированные темы. Это могут быть проблемы экологии, проблемы из сферы медицины, психологии или педагогики, которые нужно решить при помощи программного кода, каких-то алгоритмических действий, которые человек произведёт. Именно в таких случаях рождается желание что-то автоматизировать, создать машину, которая упростит жизнь человеку, или создать этап какой-то рутинной операции, где человека можно исключить.
Сейчас в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» стартовал проект «Цифровые профессии» для взрослого трудоспособного населения. Это возможность получения цифровой профессии на условиях софинансирования от государства — учащиеся оплачивают только 50% стоимости выбранного курса. В результате, пройдя длинную программу подготовки (более 250 часов), человек получает новую профессию, востребованную в условиях цифровой экономики. Подобную программу можно и нужно предлагать детям в последних классах школы. Мы посмотрим в пилотном решении, будет ли такой проект для детей пользоваться спросом, смогут ли ребята справиться с длительным курсом, или нужно делать его короче. Далее их должны подхватывать вузы или компании на стажировку.
С другой стороны, мы понимаем, что и в школе есть большая потребность во внимании к IT. Концепция урока информатики и наполнение этих уроков требуют пересмотра: учебники до сих пор рассказывают про кодинг на старых языках. А преподаватели хотят повысить свою квалификацию, и нужно им в этом помочь.
Здесь важны ещё вот какие моменты. Первое – это обеспечение высокоскоростным интернетом школ. Эта мера также заложена в нацпроект «Цифровая экономика». Второе — это техника. У ребят должен быть какой-то инструмент, гаджет или компьютер. По данным ВЦИОМ на 2020 год, оснащённость домохозяйств персональными компьютерами составляет порядка 82%. Третье — это пересмотр образовательных программ и включение в них практики. К счастью, в этом направлении уже появились интересные государственные и негосударственные инициативы.
— Соответствует ли текущий уровень высшего образования в сфере IT вашим ожиданиям?
— Мне кажется, что у нас плодородная почва в нескольких отношениях. С одной стороны, у нас очень талантливая молодёжь, которая может научиться всему, чему хочет, и решить любую проблему. IT в этом смысле — инструмент решения проблем. С другой стороны, у нас сильные преподаватели и сильные практики, которые работают в компаниях и тоже с радостью делятся своими знаниями: идут в вузы, школы, колледжи, чтобы замотивировать и увлечь ребят своим опытом.
— Намечается тренд по внедрению фундаментального обучения IT, и в том числе в области искусственного интеллекта, прямо со школьной скамьи. Сейчас в стране работают «Кванториумы» и «IT-кубы» (созданные в рамках нацпроекта «Образование»), детские университеты при вузах, частные курсы программирования. Этого достаточно, чтобы решить проблему нехватки специалистов? Что еще можно сделать?
— Нужно максимально объективно давать образ той трудовой деятельности, в которую человеку нужно погрузиться. Рассказать, что сложного, что простого, что можно получить, какие следующие шаги, показать примеры успешных результатов, на кого равняться и через что нужно пройти, чтобы достичь успеха. Нужно объяснять человеку, что, если ты, например, сформируешь у себя алгоритмическое мышление, то можешь быть не только айтишником, но и заниматься инженерными вопросами и любого рода деятельностью, связанной с экономикой, — то есть перед тобой открывается огромный спектр профессий.
Важно давать пробовать разные профессии и рассказывать, что из профессии в профессию можно перепрыгнуть, если тебе надоело. Но самое главное — искать себя там, где ты будешь мотивирован.
— По-вашему, какие элементы IT-образования необходимы в вузах, если мы рассматриваем не технические специальности?
— Сегодня цифровая компонента возникает в любой сфере экономики. В любой отрасли, стремящейся к автоматизации, цифровизации, компьютеризации всегда найдётся место и айтишнику, и профессиональному пользователю существующих цифровых решений. Это может быть, например, медик, который работает со сложными медицинскими аппаратами, либо консультирует людей с помощью телемедицины.
Образовательные программы при поддержке работодателей должны быть ориентированы на донесение сведений о том, каким образом цифровые технологии могут помочь упростить работу в различных сферах экономики.
— Сегодня цифровые специальности стремятся получить люди, уже сделавшие карьеру в других отраслях. Как им помочь? Существуют ли льготы, которые помогают взрослым получить допобразование в IT? Недавно вышел указ о бесплатном втором высшем образовании в сфере искусств — нужна ли аналогичная мера в сфере IT?
— Я уже рассказывал о проекте «Цифровые профессии», где можно получить востребованную профессию на условиях софинансирования. Но некоторым людям достаточно базовой цифровой грамотности. Это также одна из государственных задач. Скоро мы объявим запуск портала, где будут собраны различные практики от бизнеса и государства для решения тех проблем, которые возникают у человека в контакте с «цифрой».
Если же человеку хочется получить более глубокие знания, то сейчас есть масса открытых курсов, которые пусть и не дают полноценной профессии, но дают подсказки, где искать ответы на имеющиеся вопросы.
Фото: depositphotos.com