secretmag.ru
Выживание2 мин.

«Занимаемся каннибализмом». Владельцы фитнес-залов рассказали, как выжили в 2022 году

В 2022 году многим предпринимателям пришлось нелегко, в том числе и из спортивной индустрии. Но если владельцы спортивных магазинов хотя бы выехали за счёт мобилизации, то у фитнес-залов такой роскоши не было. Россияне резко перехотели выглядеть стройными и подтянутыми, предпочтя направить бюджет на иные нужды. Но даже так фитнес выстоял, правда, пришлось поизворачиваться.

Сперва нужно объяснить общую ситуацию по рынку. Настоящий золотой век фитнеса начался в России в 2019 году (да, мы все понимаем, куда это идёт). Тогда в стране было около 13 000 фитнес-клубов, причём закрылось из них всего 30. Зато следующий год и пандемия бахнули по индустрии на пятёрочку, оставив на плаву всего 9750 центров.

В 2021 году владельцы спортивных клубов пытались исправить своё бедственное положение, и из ямы им вроде как удалось выбраться, но не совсем. Зато 2022-й встретил радушно — букетом санкций, уходом поставщиков и падением спроса.

Но несмотря на это, общая выручка отрасли выросла на 8,3% по сравнению с предыдущим годом, до 154,1 млрд рублей. Россияне стали чаще ходить в залы (на 4,5%) и покупать клубные карты и абонементы (на 4,2%).

Фитнес-залам пришлось нелегко. В начале года россияне потеряли интерес к спорту, но затем передумали, осознав, что физические упражнения отлично помогают в борьбе со стрессом. Так что поток посетителей хоть и уменьшился, но всё-таки не прекратился, превратившись в ручеёк.

Зато начала подводить техника. Многое оборудование в залах оказалось иностранным, поэтому купить новое теперь не вариант, а починить старое — та ещё морока. Западные компании не могут обслуживать свою продукцию на территории РФ, да и детали достать неоткуда. Поэтому бизнесменам пришлось пойти на хитрость.

«Запчастей нет, поэтому занимаемся каннибализмом, используя комплектующие от других образцов техники. Надежды на западное сервисное обслуживание обнулились», — объяснил владелец сети Gold’s Fitness Александр Кузнецов.

Предприниматели поглядывают в сторону китайских производителей, но без особого энтузиазма. По их словам, их тренажеры изнашиваются за год. А отечественных аналогов нет — в России делают в основном простые снаряды для тренировок, а сложную электронику не выпускают, а она как раз и пользуется спросом.

Чтобы выжить во время турбулентности, фитнес-индустрия меняет формат. Теперь стали удобны моностудии (растяжка, йога, танцы и так далее) и франчайзинг. Маленькие студии открыть проще — требуется меньше средств, потому что объёмы трат уменьшаются во всём, даже в аренде. То есть на одну такую студию потребуется от 1 до 6 млн рублей, в то время как на полноценный фитнес-центр нужно не меньше 50, а лучше все 80 млн. Во франшизу войти можно за скромные 1,5 млн рублей.

По фитнес-клубам в 2022 году мобилизация проехалась катком, зато спортивным магазинам очень даже помогла. Призывники закупались в них товарами для походов, тратя по 100 000 рублей за раз и даже не глядя на ценники.

Источник фото:Danielle Cerullo / Unsplash
Источник:Forbes