secretmag.ru
Выживание6 мин.

Юрист: россияне рискуют схлопотать штраф, перепутав гостевую парковку с постоянной. Как так

© Создано при помощи нейросети

Многие россияне, паркующие автомобили под окнами собственного дома, воспринимают эту стоянку как своё законное право, ведь место во дворах номинально принадлежит всем собственникам. Немногие знают, что по закону эти парковочные места под окнами считаются «гостевыми» и для постоянного хранения авто не предназначены. Сейчас на это смотрят сквозь пальцы, но, если соседи попадутся принципиальные — ждите штрафов и предписаний убрать машину куда подальше. Как это работает и почему в ближайшее время парковочные войны могут обостриться, «Секрету» объяснил юрист Алмаз Кучембаев.

Что такое гостевые парковки и зачем они вообще нужны

Гостевые парковки — это парковочные места, обустроенные вблизи жилых домов и предназначенные для подъезда, разгрузки и отъезда автомобилей на постоянное место хранения (в гаражи и оборудованные парковки).

Многие думают, что в случае с гостевыми парковками речь идёт о временной парковке не нашедших места автомобилей вдоль тротуаров перед дверьми подъезда, что нередко возмущает самих жильцов. Но нет, под это определение попадают вполне легальные размеченные парковочные места во дворах, которые располагаются в непосредственной близости от окон жилого дома.

Юрист Алмаз Кучембаев пояснил, что этот вопрос регулируют нормы СанПиН и несколько решений Верховного суда.

Гостевой характер таких парковок в первый раз публично отметил Верховный суд в 2018 году, когда рассматривал дело о законности СанПиН, запрещающих организовать на придомовой территории парковки, за исключением гостевых. По сути, у нас существовало федеральное правило о «дворах без машин» от Роспотребнадзора.

Алмаз Кучембаев

В 2021 году документ в целом утратил силу, но остались санитарные нормы, предписывающие соблюдать разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до жилых домов от 10 до 50 м, в зависимости от количества мест на стоянке. Это связано с опасностью загрязнения воздуха выхлопными газами от работающих двигателей, от которых особенно страдают жители первых этажей.

В состав выхлопных газов входят разные соединения. Одно из них — угарный газ (CO), который может вызвать тяжёлое отравление с тошнотой, головокружением и недостатком кислорода. Также выхлопы машин содержат оксиды азота (NOx), вызывающие разрушение тканей лёгких и их воспаление, и бензопирен — мощный канцероген, который накапливается в организме и может спровоцировать развитие онкологии.

Смысл санитарных норм и позиции Роспотребнадзора в том, чтобы минимизировать выхлопные газы, шум и нагрузку на пространство, где играют дети, ездят скорые и просто ходят люди.

Нюанс в том, что в этих нормах описываются санитарно-защитные зоны вокруг домов, но в российском законодательстве ещё нет механизма установления такой зоны на придомовых территориях, указал юрист.

При этом допускается обустраивать в непосредственной близости от домов гостевые парковочные места. Их функция — временная: подъехал, выгрузил, отъехал. Не склад, не ночлег для авто. Но большинство жителей домов воспринимают их именно так: как законное место для постоянной парковки и хранения своего автомобиля.

И в этом таится нарушение, которое очень скоро может начать аукаться россиянам.

Что изменится

Сейчас порядок размещения таких парковок регулируется на уровне регионов. Но с осени 2025 года вступает в силу единый федеральный норматив: он вводит чёткое разграничение между гостевыми местами и постоянными.

Соответствующий приказ Минстроя вышел в апреле 2025 года. Он установил, что в региональные нормативы градостроительного проектирования нужно включить минимально допустимое количество машино-мест для парковки авто на стоянках автомобилей ‎в непосредственной близости от отдельно стоящих зданий.

То есть будет теперь два норматива: для гостевых и постоянных парковок. Последний уже действует и в среднем по регионам составляет 0,8 парковочных мест на одну квартиру.

Алмаз Кучембаев

Приказ вступит в силу с 1 сентября, после чего региональное законодательство должны будут дополнить новыми нормами. Однако есть риск, что региональные нормы напишут так, что гостевые парковки будут учитываться в счёт установленных мест хранения авто, указал юрист.

Новые нормы могут навести порядок во дворах, но многое будет зависеть от того, как именно регионы пропишут детали. Если формулировки останутся размытыми, на местах всё продолжится по старому сценарию.

В связи с таким вниманием к вопросу парковок у многих автовладельцев возникает вопрос: можно ли ставить свою машину на гостевую парковку, если ты местный?

Формально — да, но только на короткое время. Например, чтобы довезти пожилого родственника, загрузить коляску, подождать ребёнка из школы или выгрузить материалы для ремонта. Если же машина стоит на одном месте днями с выключенным двигателем — это уже не «гостевое» использование. Это нарушение.

© Создано при помощи нейросети

НарушениеМосква и Санкт-ПетербургРегионыДополнительно
Парковка на тротуаре без разрешающего знака, долгая стоянка в жилой зоне3000 ₽1000 ₽
Препятствие проезду другого транспорта3000 ₽2000 ₽
Препятствие подъезду пожарной техникиот 500 до 2000 ₽от 500 до 2000 ₽Возможна уголовная ответственность при пострадавших
Парковка на газонедо 5000 ₽ (по региональному КоАП)до 5000 ₽Размер устанавливается регионом
Парковка возле мусорных контейнеровдо 5000 ₽до 5000 ₽Размер устанавливается регионом

Помимо штрафов, нарушитель рискует обнаружить свой автомобиль эвакуированным. Тогда придётся заплатить ещё и за его эвакуацию и пребывание на штрафстоянке.

«Никаких ограничений по минутам в законе нет. Но есть логика: если вы припарковались и ушли спать, вы уже не "гость". Это как разница между стоянкой и остановкой, разве что нет гаишника, чтобы это регулировать», — объяснил Кучембаев.

Чётких временных критериев, где заканчивается гостевая стоянка и начинается постоянная парковка, в законе нет. Однако есть чёткое правило: если машина стоит более 5 минут, она должна заглушить двигатель.

Тут возникает правовой парадокс. Владельцы квартир, сами живущие в доме, не имеют права регулярно использовать гостевое место, даже если свободных постоянных парковок рядом нет. При этом есть сложившаяся практика и ложное ощущение «если я тут живу, то можно всё».

Соседи-автомобилисты скорее солидаризируются в этом вопросе и будут отстаивать своё право припарковать машину около дома. Однако им могут начать противостоять «безлошадные» жители, которые не понимают боль владельца автомобиля в большом городе. Зато хорошо понимают, из-за чьих «драндулетов» они не могут летом открыть окна, чтобы не начать задыхаться от выхлопов.

Где ещё таятся скрытые ловушки

Один из главных подводных камней новых норм — двусмысленность формулировок и отсутствие контроля. Например, застройщик может обозначить часть мест как «гостевые», а потом фактически использовать их как обычные, чтобы формально выполнить нормы. В итоге жильцов больше, машин больше, а постоянных мест меньше.

При этом нигде не регламентировано, как отличить гостевую стоянку от обычной, если не замерять расстояние до окон с рулеткой. Нет единой разметки, табличек, схем или статуса. Кто контролирует, как долго стоит машина? Кто замеряет загрязнение воздуха? Ответов нет.

Даже если гостевые парковки не будут засчитываться в общий счёт предоставляемых застройщиком парковочных мест, есть большой риск, что гостевые парковки по факту всё равно будут использовать под постоянное хранение автомобилей.

Алмаз Кучембаев

Ещё одна проблема — самовольное обустройство парковки. При недостатках парковочных мест люди насыпают щебень на свободный газон, кладут бетонные блоки, вешают таблички «место № 3» — и считают участок своим. Это нарушение. Даже если машина стоит на «ничьей» земле, но создаёт вредные выбросы или блокирует проезд, жильцы имеют право пожаловаться и потребовать демонтажа парковочного места.

Что можно делать на практике

Если вы не хотите собирать штрафы за парковку на гостевых местах, которые совершенно не отличаются от обычных, придётся взять дело в свои руки. Например, общее собрание жильцов может потребовать официального обустройства гостевых парковок: с табличками, сроками, ограничениями. Управляющая компания обязана отреагировать.

Если гостевое место регулярно используется как постоянное и вас это не устраивает, можно направить жалобу в Роспотребнадзор или в администрацию. Особенно если есть факты загрязнения воздуха (это можно зафиксировать официально) или нарушается пожарный проезд.

Если гостевую парковку используют как постоянную, стоит жаловаться и штрафовать нарушителей по ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Для этого следует зафиксировать на фото/видео, что под окнами постоянно паркуется конкретное авто, и обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Не так важно несовершенство норм об использовании гостевых парковок, если Роспотребнадзор сможет замерить превышение показателей вредных веществ, которые попадают от работающего двигателя в окно квартиры. В таком случае штраф неизбежен.

Алмаз Кучембаев

Если же вы в этих парковочных войнах занимаете сторону автомобилистов, то, чтобы оставаться в рамках закона и не оказаться при этом поражёнными в правах, у вас есть два варианта:

  • Не допустить принятие региональных норм, позволяющих засчитывать гостевые парковочные места в общие нормативы и уменьшать количество доступных парковок. Юристы на местах уже занимаются этим вопросом, но немного гражданской позиции и заинтересованности будет не лишним. Собственники могут участвовать в обсуждениях, требовать прозрачности, следить за проектами застройки и добиваться, чтобы гостевая парковка действительно была гостевой, а постоянные строились где положено.
  • Если парковок всё-таки построили меньше, чем обещали на этапе покупки строящейся квартиры, — обращаться с исками о возврате части стоимости квартир.

«Но требовать обустроить дополнительные парковочные места за пределами участка не рекомендуем. Не включится режим общей собственности и непонятно будет, кому и как таким допместом можно будет пользоваться», — подчеркнул Алмаз Кучембаев.

При этом, по словам эксперта, новые нормы устанавливаются для строящихся домов, так что затронут изменения прежде всего жильцов новостроек. Однако правило про расстояние парковки от окон касается и старых домов, где специальные парковки чаще всего и вовсе отсутствуют. Так что в любом случае важно помнить: гостевая парковка не территория личного удобства, а компромисс для экстренных и краткосрочных ситуаций.